Автограф (от греческого autos – сам и grapho – пишу)
— собственноручная, обычно памятная надпись, подпись.
Широко распространён вид автографов, сделанных ad hoc*
— различные надписи на книгах, портретах и фотографиях.
Для постороннего взгляда содержание памятной надписи
представляется традиционным, банальным, трафаретным.
Тогда как для обладателя автограф имеет двоякий смысл
как исторический документ и как реликвия. Для него
за традиционным пожеланием «на память» или подписью
зачастую раскрывается существенный эпизод жизни.
Подходила к концу первая неделя нашего комсомольского мотопробега "Тюмень – Севастополь" по местам боевой и трудовой славы советского народа, протяжённостью около десяти тысяч километров.**
Мы шли на мотоциклах «Восход» производства завода имени В.А.Дегтярёва, что находится в городе Ковров Владимирской области.
Мимо родины наших мотоциклов, проехать было совершенно недопустимо. Поэтому в городе сразу направляем наши колёса на Ковровский ГК ВЛКСМ. Но никого нет на месте.
Обращаемся в приёмную первого секретаря горкома КПСС. Беспрепятственно попадаем на приём. Первый секретарь – женщина. Показываем свои препроводительные письма и она немедленно связывается с комитетом комсомола завода.
Тотчас появляется фотокор местной газеты, налетели комитетчики с завода и потащили нас фотографироваться у Вечного огня для местной газеты (фото 4). Событие очень даже достойное для сообщения в местной прессе.
Дальнейшая встреча была самой радушной. Комсомольцы ради нас забросили все дела. И я не думаю, что их радушие продиктовано только тем, что первое известие о нас они получили из уст первого секретаря горкома партии.
Ещё бы! Ведь ребята на мотоциклах местного производства прикатили аж из самой Сибири (фото 3 – перед стартом в Тюмени). По их представлениям почти с края света!
Первым делом пристроили на стоянку мотоциклы, немного привели себя в порядок и перекусили в кафе. После чего Виталий, комсорг завода, организовал интереснейшую экскурсию на заводской сборочный конвейер мотоциклов. По пути узнали, что численность комсомольской организации завода составляет 3200 человек (при численности населения города к тому времени 120 тысяч человек).
Сборочный конвейер мотоциклов поразил размахом производства. Каждые 56 секунд с конвейера сходит новенький «Восход». Сборка начинается с подвески рамы мотоцикла на держатели конвейера, к которому, по мере продвижения, с боковых вспомогательных конвейеров поступают готовые узлы и агрегаты. Длина конвейера – 56 минут. Это период превращения голой рамы в сверкающий краской и никелем мотоцикл.
В великолепном музее - вся история мотоциклетного производства завода: от первого мотоцикла К-125, серийно выпущенного в 1946 году, до готовящегося к выпуску «Восхода»-2. Здесь демонстрируются модели, изготовленные всего лишь в нескольких экземплярах, и даже макеты, которые так и не воплотились в действующую машину. Это полёт конструкторской мысли и фантазия дизайнеров, опередивших своё время.
Экскурсовод неоднократно подчёркивал, что конструкторы постоянно стремятся сохранить взаимозаменяемость деталей мотоциклов разных моделей: меняется конструкция, устройство, характеристики, материалы, но деталь или узел должны встать на старое место без подгонки. Это значительно сокращает количество новой оснастки, снижает номенклатуру запасных частей и упрощает ремонт.
В музее, как бы случайно, произошла встреча с заводчанином, участником международного моторалли в Италии, который поделился с нами своими зарубежными впечатлениями.
Ковровские встречи были очень уплотнёнными. Сразу же после музея нас отвезли на городской стадион, где состоялся матч между футбольными командами завода имени Дегтярёва и областного центра - города Владимир. Это было огромным событием местного масштаба и стадион был переполнен болельщиками.
Непринуждённый ужин в просторном двухэтажном доме-усадьбе хлебосольного Евгения, заместителя секретаря комитета комсомола завода, завершил этот перегруженный впечатлениями день.
Во время ужина с территории завода, просматриваемой с высоты второго этажа, периодически доносились глухие подземные сотрясения сериями по три подряд, вибрация от которых передавалась даже на дом.
- Что это? – полюбопытствовали мы.
- Так наш завод-то имени Дегтярёва! Вы что не в курсе? - намекнули комсомольцы.
Имя Дегтярева мы, разумеется, знали, но о подобной прямой связи с выпускаемой продукцией даже не подозревали.
Позже энциклопедия прояснила некоторые особенности «завода по производству мотоциклов», связанные с деятельностью прославленного конструктора стрелкового оружия.
Дегтярёв Василий Алексеевич, 20.12.1879 (2.1.1880) – Тула, 15.1.1949, Москва. Советский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артилерийской службы, доктор технических наук (1940). Герой Социалистического труда (1940). Член КПСС с 1941 г. Дегтярёв возглавлял первое в СССР конструкторское бюро по разработке стрелкового оружия. В 1927 г. на вооружение Красной Армии был принят 7,62-мм ручной пулемёт Дегтярёва (ДП); на его базе были созданы авиационные (ДА и ДА-2) и танковый (ДТ) пулемёты. Дегтярев разработал несколько образцов пистолетов-пулемётов, лучший из которых был принят в 1934 г. на вооружение и после модернизации стал широко известен, как пистолет-пулемёт образца 1940 г. (ППД). В 1930 г. Дегтярёв разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт (ДК). После усовершенствования Г.С.Шпагиным в 1938 г. этот образец нашёл применение, как зенитный пулемёт ДШК. В годы Великой отечественной войны Советская Армия получила созданное Дегтярёвым противотанковое ружьё (ПТРД) и ручной пулемёт образца 1944 г. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созыва. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1949 – посмертно). Награждён 3-мя орденами Ленина, 4-мя другими орденами. Похоронен в Коврове.***
Таким образом, в подземном полигоне завода испытывали не глушители мотоциклов, а отстреливали сходящие с конвейера тяжёлые пулемёты. На каждый из них полагается три выстрела по мишени снарядами-болванками. Что касается наших мотоциклов, то это – так. Товары народного потребления. Ширпотреб.
На следующее утро с сопроводительным письмом завода мы направили свои колёса прямиком в гарантийную мастерскую при заводе. Заменили всё, что хотели и взяли кое-что по мелочам с собой, каждый в меру своего нахальства и фантазии.
Начальник мастерской Сергей Иванович на прощанье искренне оправдывался, сетуя на недостаток времени и мастеров по ремонту:
— Не то уехали бы как новенькие!
Мы подарили ковровским машиностроителям книги о крае тюменской нефти, тюменские сувениры и значки. Те, в свою очередь, преподнесли нам техническую литературу по мотоциклам (рис.1), рекламные листовки (рис.5) и сувенирные инструкции по эксплуатации мотоцикла «Восход».
На форзаце книг (рис.2) заводчане подарили именные автографы каждому участнику мотопробега, в частности, мне на память осталось:
«Александру Саханскому.
В честь встречи в г. Коврове с товарищами с мотозавода во время пробега в честь 50-ти летия ВЛКСМ.»
Кроме того на инструкциях к мотоциклу «Восход» остался другой коллективный автограф от комсомольцев «мотоциклетного завода» имени В.А.Дегтярёва:
«Комсомольцам Калининского РК ВЛКСМ г. Тюмени от молодёжи мотоциклетного з-да г. Коврова в год 50-летия ВЛКСМ» + печать заводского комитета ВЛКСМ и шесть подписей комитетчиков.
Невероятным образом в технической библиотечке моего гаража до сего времени сохраняется эта добрая память о беспокойной и увлекательной комсомольской молодости, о дружелюбии в отношениях советских людей, о бескорыстной взаимопомощи, о солидарности мотоциклистов той поры.
Александр Соханский
2019 г.
* Ad hoc —латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю».
** Александр Соханский. «Мотопутешествия по СССР. По местам боевой славы» http://www.proza.ru/2013/12/10/710
*** Большая советская энциклопедия