08 Белый город

Виктор Еремин
Китайгородская стена оградила только часть посада вокруг Кремля. Значительная часть Москвы оставалась под защитой земляного вала и деревянной стены. Но там был устроен Пушечный двор — главная оружейная мастерская страны, там находились имения близких царю служилых людей. После нескольких набегов крымских татар при царе Фёдоре Иоанновиче было решено и эти земли защитить огромной каменной стеной.

Сложили стену из больших кирпичей. По высоте она была примерно равна кремлёвской. Её облицевали белым камнем и оштукатурили, отчего окружённую этой стеной часть Москвы стали называть Белым городом. Длина стены была 10 км, а толщина — 4,5 м. Она полукольцом охватывала город от берегов Москвы-реки вблизи Кремля до берегов Москвы-реки со стороны Китай-города. В стену были встроены 27 башен, в 10 из них были устроены проездные ворота. Новую крепость окружили рвом и наполнили его водой.

Через 150 лет это укрепление потеряло оборонительное значение. И сама стена, и башни постепенно ветшали и разваливались, камни и кирпичи потихоньку растаскивали местные жители.

Городские власти решили по-хозяйски использовать бесхозное добро. Кирпичи пустили на постройку государственных зданий: Воспитательного дома, дома генерал-губернатора и др. Некоторые башни приспособили под жильё и лавки. Вскоре стена была полностью разобрана.

На месте её начали обустраивать бульвары. Правда, успели открыть только один — Тверской. А затем в 1812 г. началось нашествие Великой армии Наполеона. Уже после победы над французами на месте стены Белого города было обустроено Бульварное кольцо.

Дом Пашкова

Дивом Белого города считается дом Пашкова. Построен он был во времена Екатерины II и сразу всеми был признан одним из самых красивых домов России. Сегодня дом Пашкова принадлежит российской государственной библиотеке.

Первые набережные

Одновременно с основанием Бульварного кольца были срыты бастионы по берегу Москвы-реки и обустроены Москворецкая и Кремлёвская набережные.

Общественный транспорт Белого города

В XIX в. общественный транспорт был представлен извозчиками, «биржи» (стоянки) которых находились на каждом углу. С 1899 г. в Москве появился первый трамвай. Потом его стали теснить автобусы, а с 1934 г. — троллейбусы. В 1935 г. заработал метрополитен, 9 станций которого находятся в Белом городе.

Кузнецкий мост

Это одна из старейших улиц Москвы. Она проходит на том месте, где в старину стояли Пушечный двор и слобода кузнецов. До революции Кузнецкий мост был главной торговой улицей Москвы. Он славился магазинами модной одежды, книжными лавками и ресторанами.