Единственный и неповторимый!

Сергей Лавров 2
 
  Однажды был задан интересный вопрос:
-Каждый ли выстрел единственен, оригинален и неповторим?

   Говоря строго, с научной точки зрения, конечно да!
Как пример могу привести пулю из огнестрельного оружия. Казалось бы, вот тут всё вымерено до грамма и миллиметра. Но (!), как бы ни так.
   В научной среде есть такое понятие как естественная площадь рассеивания. Некий овальный эллипс, который расположен (внимание!) вертикально. То есть у любой пули, у любого оружия, несмотря на все ухищрения конструкторов, есть отклонения от однообразной, заданной, а точнее задуманной траектории.
В силу тех или иных условий, как природных, так и материальных, каждый выстрел в таком случае можно признать уникальным.

   Что уж тут говорить о стрельбе из лука? Конечно, выстрел единственен и неповторим, но мы все, и огнестрельщики в том числе, стремимся производить однообразные, похожие друг на друга выстрелы для кучного попадания в цель.
В конечном итоге это однообразное выполнение выстрела позволяет, если можно так сказать, попадать в этот, некий овал естественного рассеивания, всё ближе к центру.
Любой отрыв от эллипса, от центра в мишени, скорее всего, сигнализирует о вашей ошибке в выполнении выстрела.
   Возможно ли сузить этот овал рассеивания? Каков он у меня?
Это, я считаю, одни из первых вопросов, которые должен задавать себе лучник (да и любой иной стрелок тоже).
   Не десятки, не очки должны стоять на первом месте. ВажнА средняя площадь рассеивания (или по-другому, по-научному – средняя точка попадания, СТП)!
   По ней, кстати, очень просто оценить и подгонку вашего лука и стрел. И это обязательно надо делать, особенно после смены тетивы, напалечника, стрел, прикладки или стойки. Ну и само собой разумеется – лука. Однако об этом в другой статье.

   В соревновательном режиме*, на плановой тренировке, очень строго и точно производя выстрелы по щиту без мишени (в качестве ориентира можно прикрепить хорошо видимую точку, в пол спичечного коробка, чтобы наводить себя на конкретное место), необходимо сделать выстрелов двадцать-тридцать.
   Естественно сериями по три-пять стрел. Конечно под запись, то есть с рисунком пробоин. И очень хорошо, а для точной подгонки и вовсе – обязательно, стрелы должны быть пронумерованы.
   Возможно вы очень удивитесь, увидев, как одна и та же стрела прилетает в одно и тоже место. Скажем, на двенадцать часов. А другая на десять часов.
   Страху в этом никакого нет, но именно так вы узнаете «характер» именно этой вашей стрелы (не забываем, что у каждой стрелы есть естественная площадь рассеивания). Подгоняя стрелы друг к другу, мы, в сущности стремимся наложИть личную СТП каждой стрелы одну на другую. Усредняя этим, так сказать, свою сегодняшнюю кучность.

   Если общая естественная площадь рассеивания вас объективно не устраивает, то есть выстрелы ваши качественные (по внутреннему чутью, а ему стОит иногда доверять), а стрелы идут в разлёт, то значит и настал этот счастливый миг для более точной настройки оборудования.
   Сначала стрел, тетивы и её базы, у кого есть, плунжера и системы стабилизаторов. Именно тогда, а не сразу после первого знакомства с луком.
И не через (условно) месяц.

   Если вы внимательно записывали пробоины для каждой стрелы, то, повторюсь, у каждой будет своя зона рассеивания. Если среднее рассеивание каждой стрелы сложить вместе и наложить друг на друга, то картинка может оказаться совсем недурственна, что ещё раз убедит вас в правильности выполнения выстрела (но не попадания в центр отдельно взятой стрелы!).

   Вот тут и следует вспомнить о «единственном и неповторимом» выстреле.
Например, на двадцать метров я выцеливаю стрелу под номером пять чуть правее в районе жёлтой десятки.
На тридцать метров также по центру, но несколько выше, в границу восьмёрки и девятки.
На пятьдесят в самый центр.
Вот такой характер у моей стрелы (пример приведён по стандартной цветной мишени ФИТА).

   Вот тут то и следует признать оригинальность и неповторимость выстрела, но … в точке прицеливания!
   Вся мышечная работа, всё техничное исполнение выстрела остаются неизменными. Всегда!

   Оригинальность и неповторимость, даже скажу некая гениальность в производстве выстрела это сумма всех условий, в том числе и внутренний интуит на погодные условия.
И на освещённость.
И на физическое и психологическое состояние.
На нашу, всю в целом, интуитивно-инстинктивную стрельбу.

   Только после всех проведённых манипуляций наступает момент откровения, этот сладостный миг интуитивно-инстинктивной стрельбы (ИИС), когда стрела попадает в самый центр, а не в свою среднюю, но всё же площадь рассеивания.
Пусть и очень маленькую площадь, но всё же намного бОльшую, чем, допустим, хвостовик предыдущей стрелы. А мы и так могЁм!
   Это уже в полной мере работает внутренний настрой, некое чутьё, интуиция. Происходит оригинальный, единственный и неповторимый выстрел.

   А иначе все подобные, чудесные попадания стрелой в стрелу следует признать случайностями, в которые я лично не верю  …

… Говоря всё это, я имею в виду стрелков опытных, имеющих уже некую сумму знаний, и немалый настрел. Им, опытным, в отличии от новичков, намного сложнее попадать в самый центр цели. Такой вот парадокс.

   Но об этом позже!



В соревновательном режиме*, - имеется ввиду отдельная, запланированная тренировка без отработки деталей выстрела.