Работа с цветом в графическом редакторе

Дмитрий Маштаков
  Уважаемые читатели, обратите внимание на раздел, в котором говорится о смешении цветов.
Я занимался этой проблемой профессионально, и как физик, работавший в области, связанной с оптикой и с человеческим зрением, и как человек, имевший художественную практику по части рисования маслом и пастелью. Возможно, что мои советы вам пригодятся.


  Мой собственный графический редактор, который я с большим увлечением начал делать две недели тому назад, практически уже готов. Скачать его можно отсюда -
 http://yadi.sk/d/bd3PVYUko3qdEA  (новая версия тут - http://disk.yandex.ru/d/suZ-qnFu4YOdYw ).
  Затруднений в работе с ним не предвидится - каждую кнопку в его окне я снабдил короткой подсказкой, а более подробно о нём можно будет узнать из статей, которые я пишу. Пишу я их ещё и потому, что хочу обсудить с Вами, уважаемые читатели, удобства или неудобства работы не только с этой, но и с другими подобными программами.

  Очевидным преимуществом моего редактора является то, что он прост. Простота и хорошая эргономика, это то, к чему я стремился. Этим мой редактор выгодно отличается, например, от Фотошопа, который имеет столько опций, что исчерпывающе изучить их пожалуй что невозможно.
  А вот старый Paint, которым я пользуюсь, и который можно скачать отсюда - http://yadi.sk/d/mW5ppaMq3RYAji это программа простая и целиком понятная.
  Разумеется, я не стал дублировать в своей программе функции старого Паинта, а сосредоточился на цифровой обработке изображений и на рисовании.


  О рисовании мы с вами сейчас и поговорим.

   СТИЛИ РИСОВАНИЯ

  Всего три инструмента, или три стиля рисования присутствуют в программе. Переключаются они большой кнопочкой на левой стороне окна.
  Это "Обычный стиль" - линия выбранной толщины ведётся сплошной закраской,
      "Карандаш" - полупрозрачная линия, стремящаяся при повторении закраски на одном и том же месте от цвета фона к выбранному цвету,
      "Растушёвка" - линия, захватывающая цвет, с которого она пришла, и смешивающая его с цветом соседней области.
 
  Если при рисовании в обычном стиле или карандашом, цвет выбранный и показываемый в верхней части окна не меняется, то в процессе растушёвки он изменяется непрерывно. Растушёвка создаёт интересную в художественном понимании фактуру, она не похожа на привычную фактуру компьютерной графики, а имеет вид "случайной рукотворности" и как бы естественности, то есть того, что зритель очень сильно ценит и в природе, и в искусстве.

  Живопись, как рисование цветом, большие требования предъявляет к выбору и сочетанию цветов. В этом плане я использовал собственные давние наработки по методологии правильного составления цвета - http://www.proza.ru/2015/12/03/2217 и я советую следовать им, если вы хотите научиться правильному рисованию цветом.
  В программе имеются различные способы выбора цвета и различные методы его изменения.

   СПОСОБ ПИПЕТКИ

  Ну, что это за способ, скажете Вы.
  Пошёл в меню, взял пипетку, пошёл обратно, и кликнул левой кнопкой там, где нужно взять цвет. В чём тут сложности? А сложности-то есть. Путь в меню и обратно уж точно в два раза длиннее, чем путь по экрану от одной соседней точки в другую. Следовательно работа усложняется как минимум вдвое!

  Между тем, работа с программой не должна требовать никаких лишних движений, кроме сугубо творческих - на меню отвлекаться совершенно незачем. Гораздо удобнее захватить цвет не изображением пипетки, а стрелочкой, которой Вы рисуете, кликнув на нужном месте ПРАВОЙ кнопкой мыши. Ведь правая кнопка не где-то в меню, в стороне, а у Вас под рукой.
  Не говорите, что это мелочи. Это как раз то, из-за чего компьютерная живопись до сих пор недостаточно распространена.
Художники выбирают не компьютерную графику, а традиционные методы. Почему бы это?
  А что, если выбранный цвет Вы хотите чуть-чуть изменить?
  И это тоже головная боль.

  Итак, пипетку в программе заменяет клик правой кнопки. Кликаем правой кнопкой по выбранной точке экрана, и цвет этой точки становится активным цветом. Он сразу же отображается на кнопке активного цвета в верхней части экрана, а численные значения цвета в порядке BGR  можно видеть в верхнем левом углу.

    СПОСОБ ЛАСТИКА

   Обычно, цвет ластика, это цвет фона, на котором мы рисуем. В программе этот цвет своим полем обрамляет кнопку активного цвета. Чтобы поменять активный цвет и цвет ластика местами можно кликнуть на поле ластика, но проще для этого нажать клавишу "Пробел".
   Такая оперативная замена одного цвета на другой может пригодиться не только для стирания, но и в процессе рисования, если мы хотим рисовать по большей  части двумя цветами.

    СПОСОБ КЛИКА ПО КНОПКЕ "Цвет"

   Кликая по этой кнопке, мы последовательно выбираем опцию # - решётка (при рисовании с этой опцией активный цвет захватывается с точки начала линии), и далее - белый и чёрный цвета.
   Белый и чёрный цвет можно также устанавливать "горячими клавишами" W (White) и E(чЕрный), расположенными рядом друг с другом.

   
   ЧИСЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ ЦВЕТА
 
  Справа от кнопки "Цвет" и поля ластика расположен ряд четырёх кнопок, из которых первые три численно задают цвет в порядке BGR, а четвёртая - подмешивает в цвет белила.
  Яркость тона возрастает при нажатии на кнопку, и уменьшается, если кликнуть на маленькой кнопочке снизу.

  Справа от четырёх кнопок расположена кнопка смены опций Гуашь-Акварель.
  На иллюстрации вы можете видеть, как изменяются цвета для выставленного цвета 279 с различным разбелом (от 0 до 9-ти) при опции Гуашь и при опции Акварель. Гуашь изображает рисование непрозрачными красками с добавлением белил, а Акварель использует прозрачные краски, и в своём выборе цвета имитирует разбавление их водой.

  Кнопка Гуашь-Акварель в положении Акварель также используется в программе для создания дополнительной опции в стиле рисования "О" - рисование в сочетании О-А ведётся полупрозрачной краской. Степень прозрачности этой "акварельной" краски задаётся значением, выставленном на кнопочке справа от переключателя G-A.

   ЗАДАНИЕ ЦВЕТА КЛИКАМИ ПО ПАЛИТРЕ

  В левой верхней части окна имеется палитра с основными цветами красок, расположенными по пяти интервалам, соответствуя  тем частями спектра, в которых эти краски видны.
  Палитра эта изображает естественные краски, которые имеются в природе, и имеются в распоряжении художника, а не те нереальные радужные тона, которыми любят украшать компьютерную графику люди с неразвитым художественным вкусом. Но тут уж говорится - каждому своё.
  Работая с этим набором красок Вы научитесь правильно составлять цвет, тут главное правило - смешивать только ближайшие друг другу по спектру краски. Иначе на реальной палитре у Вас получится грязь, да и на компьютерной палитре она получится тоже.

  В смешивании красок нужны некие знания и навык.
  Например, хотите Вы составить на палитре цвет охры. Охра это какая краска? Красно-оранжевая. Видите на палитре эти цвета?  Берёте цвет более интенсивный, но тёмный - тот, который занимает в спектре меньший интервал. Берёте, стало быть, красный.

  Для того, чтобы взять красный цвет с палитры, кликаете по нему правой кнопкой мыши (верхней кнопкой стилуса). Затем, чтобы примешать к этому цвету оранжевый, кликаете по оранжевому на палитре левой кнопкой (касаетесь оранжевого стилусом).
  Получился яркий цвет. Такой в природе встречается разве что на апельсине, а нам-то нужна охра. 
  Примешаем к нашему цвету белил, и затем, чёрную краску, последовательно кликнув по этим цветам на палитре левой кнопкой мыши, или коснувшись их стилусом. Цвет охры готов.
  Краски с палитры можно подмешивать более постепенно, в несколько кликов, если установить для этого процесса меньшую градацию. Кнопки изменения градации при смешении красок находятся справа от переключателя G-A.

  Получив новый цвет и работая с ним, вы наверняка захотите его изменить, перейдя, например на теневую часть предмета, который изображаете, или на область, связанную с рефлексами освещения.
  Не спешите сразу брать другую краску, попасть в тон бывает очень трудно, а растушёвка неудачно подобранных красок всегда излишне чернит цвет, вносит в него грязь.
  Попытайтесь моделировать цвет теми красками, из которых он был составлен.
  В примере с охрой это красная, оранжевая, белая и чёрная краски. Подбавляем их в нашу смесь по своему разумению, кликая по этим краскам на палитре левой кнопкой мыши или касаясь их стилусом.


  То, о чём я сейчас говорю, это азбука рисования цветом. А разумение, о котором я упомянул, состоит в следующем.
  Всякий цвет, который использует художник, имеет 4 направления модуляции -
1. модуляция в сторону большей интенсивности (подбавление красного в примере с охрой),
2. модуляция в сторону светлоты (подбавление оранжевого),
3. усиление белильности (подбавление белил) и
4. чернение цвета (добавление чёрной краски).

  Иногда некоторые пункты этой модуляции совмещают, и тут, конечно, надо понимать, что ты делаешь. Добавил серый вместо чёрного - значит не только зачернил, но и усилил белильность смеси.
  Если Вы хотите научиться составлять на компьютере цвета так, чтобы потом применить свой опыт в практике рисования реальными красками, то следуйте именно этой методике. Если же Вы будете выбирать краски из спектральных диаграмм, которые обязательно присутствуют во всех графических редакторах, или задавать цвет тремя значениями численно, то подобный опыт Вы не приобретёте, да и с подбором цвета на компьютере у Вас будут сложности.
  Так что - вникайте, знание это сила. ))

  Хочу привести ещё один пример того, как НЕ НАДО смешивать цвета.
  Взгляните на палитру на иллюстрации - там, в нижней части палитры, есть прекрасный насыщенный цвет маренго, а немного выше над ним - яркий малиновый цвет. И возникает мысль, а что, если эти замечательные цвета смешать? Наверное, получится нечто необычайное! Цвет, которым можно раскрашивать попугаев.
  Увы, даже на раскраску воробьёв полученный цвет не потянет. Указанные цвета являются дополнительными друг к другу. Видите, у малинового цвета пробел как раз в той части спектра, в которой "светит" маренго. И обратно - там, где "светит" малиновый, у маренго пробел, то есть чернота. В смеси этих цветов получается грязь - серый цвет, близкий к нейтральному.

  А как же пиксели на экране компьютера, спросите Вы. Всем известно, что если к светящемуся красному пикселю добавляется рядом светящийся зелёный пиксель, то получается яркий жёлтый цвет.
  Друзья мои, с пикселями всё то же самое, что и с красками - будь на месте зелёного пикселя тоже красный, красный цвет на экране был бы вдвое ярче.


   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРЯЧИХ КЛАВИШ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ ЦВЕТА
 
  Тем не менее, отдельные "горячие" клавиши, оказывающие влияние на яркость свечения пикселей BGR в программе предусмотрены.
  Клавиши W и E вызывают появление белого (White) и чёрного (чЕрный) цветов.
  После того, как белый цвет установлен, его составляющие B, G и R можно ослаблять по отдельности, нажимая клавиши Z, X и C. Белый цвет с каждым таким нажатием постепенно переходит в яркий жёлтый (Zолтый), сиреневый (Xиреневый) и синий (Cиний) цвета.
  Чувствуете, мнемоника клавиш запоминающаяся. ))
 
  Далее по нижнему ряду идёт клавиша тёмного насыщения (Viagra) и клавиша осветления тона (Bright). А выше клавиш Z-X-C, над ними - клавиши A, S и D, усиливающие синий, зелёный и красный (reD) цвета.
  Работая этими горячими клавишами можно также моделировать цвет.

   О ДРУГИХ ГОРЯЧИХ КЛАВИШАХ ПРОГРАММЫ

  Для пущего удобства в программе имеются другие «горячие» клавиши, не связанные с цветом. Они расположены на краях клавиатуры – чтобы удобно было их находить и нажимать.
  Под левую руку художника, работающего со стилусом, ложится клавиша переключения стиля рисования (CapsLook), ниже неё – клавиши для изменения размера кисти - (Shift/Ctrl) увеличивает, а (Ctrl) уменьшает размер кисти.
  Выше этой группы клавиш находится клавиша(Q), повторно копирующая выбранную область из ПЕРВОЙ (см.ниже) точки на положение стрелочки мыши.

  Первоначальное копирование области осуществляется так - область выбирается двумя кликами мыши по её углам и кликом на кнопке «Copy».
  После выбора области кликами указываются две точки – вектор переноса 
 из ПЕРВОЙ указанной точки на вторую, и затем кликается кнопка «Paste».

  В нижнем углу клавиш, и уже под правую руку, находится клавиша «M», так же, как и клавиша (Shift), меняющая стиль рисования.
  Клавиши < и > производят изменения значений угла поворота в текстовом поле Copy. Ещё правее внизу клавиши «стрелочка вверх» и «стрелочка вниз» производят изменение размера кисти. Подобное дублирование горячих клавиш бывает очень удобным в некоторых случаях.


  Вы понимаете, куда я клоню? Программа для рисования, которую я сделал, требует минимальных усилий для работы с ней. Художник может наиболее полным образом сосредоточиться именно на своей работе. В частности, подбор нужного цвета путём смешения цветов, это эффективный методологический приём, и я не понимаю, почему этим приёмом не пользуются в других программах, предназначенных для рисования.

______________
14.06.2019

   Окончание рассказа про графический редактор тут - http://www.proza.ru/2019/04/11/1198

И пока на этом всё, хотя конечно я буду совершенствовать программу дальше.
________
Примечание. В новом варианте редактора функционирование некоторых кнопок и клавиш изменилось. Вместе с этим и его возможности расширились. Появилось рисование кистями, анимация и векторная графика.