Мой путь. Глава 13. 1 Китобои, рыбаки

Леонард Позолотин
фото: 1.зуб кашалота-подарок от КТБ "Сов. Россия". Подобные были от "Сов. Украины" и от " КТБ "Юриц Долгорукий". 2. Кит на палубу китобойной базы.3. СРТ на промысле
Глава 13. Китобои, рыбаки,
   
У китобоев.
Иногда в сентябре, сразу после рейса Северным морским путём, танкер приняв в Одессе груз – мазут, дизельное топливо и снабжение, посылали в Антарктику, к китобойным флотилиям, промысел которых проходил в летнее время в Южном полушарии, с октября по май.   От 80 градусов северной широты мы шли к 80 градусам южной широты.
Впервые я побывал в Антарктике, в 1958 году на танкере «Григорий Вакуленчук» в должности старпома. На китобойную флотилию «Слава» мы доставили мазут и дизтопливо, обратный груз был китовый жир и китовая мука. Для швартовки «Слава» шла малым ходом, удерживаясь против волны. Танкер, следуя параллельным курсом, выравнивая скорость, постепенно сближался с базой, и подойдя вплотную подавали швартовые тросы.
В то время ещё не было больших японских резиновых кранцев, а между базой и танкером размещали убитого кита, предварительно накачав его воздухом. Иногда на большой зыби, при сильном сближении корпусов судов, кит не выдерживал давления, пробка-закрытие вылетала, и зловонная струя внутренностей кита фонтаном вырывалась вверх, поливая танкер. На обратном пути в тропиках приходилось долго отмывать последствия такого фонтана.
Работа с китобойной флотилией занимала месяц-полтора, в зависимости от погоды и накопления груза. Сначала шла выгрузка топлива, по мере освобождения танков, они готовились под погрузку китового жира, мылись, пропаривались. В подготовленные танки, проверенные комиссией базы, начинали погрузку китового жира, китовой муки в мешках. Одновременно проводили снабжение топливом (бункеровку) китобойных судов, подходивших к свободному борту. Иногда штормовая погода заставляла прерывать грузовые операции, судно отходило от базы, но продолжало работы по подготовке танков под погрузку. В такие перерывы, руководство китобойной флотилии использовало танкер для разведки, поиска китов.
На танкере «Чебоксары», уже капитаном, мне пришлось сделать 5 рейсов в Антарктику для обеспечения топливом китобойных флотилий Советского Союза-
Для обеспечения топливом всех флотилий и сбора китового жира и муки в Антарктику посылалось несколько танкеров. Танкера типа «Казбек» обслуживали три китобойные флотилии: «Советская Украина», «Советская Россия» и «Юрий Долгорукий».  «Советская Украина» вела промысел в Антарктике в летний период в южном полушарии, она выходила осенью из Одессы и возвращалась в Одессу в мае.
     Антарктическая китобойная флотилия «Советская Украина» была построена на Николаевском судостроительном заводе, имела водоизмещение 44900 т, длину 217,5 м, экипаж 520 человек. Базу сопровождали 20 новых китобойных судов типа «Мирный» с дизель-электрическими силовыми установками, всего. Капитан-директором флотилии до 1965 г. был А. Н. Соляник.
     В 1961 году в строй вошёл двойник (систершип) «Советской Украины» — китобойная база «Советская Россия», приписанная к порту Владивосток, в состав флотилии входили 20 китобойцев и научное судно. Предназначалась база для работы в любых широтах Мирового океана. Китобазы «Советская Украина» и «Советская Россия» были самыми мощными в мире.
    Китобаза «Юрий Долгорукий» была построена и спущена на воду в 1926 году в Гамбурге фирмой «Блом и Фосс» как грузопассажирское судно «Гамбург». В апреле 1945 года «Гамбург» был затоплен, в сентябре 1950 года поднят и доставлен для перестройки в Антверпен (Бельгия), затем в ГДР на предприятие «Варноверфь» в порту Варнемюнде. Перестроенное в китобойную базу судно с новым именем было спущено на воду в марте 1960 года, и прибыло в порт Балтийск, где 20 июня на судне был поднят советский флаг. «Юрий Долгорукий» имел длину 207,4 м, ширину 24 м, при водоизмещении около 30 тысяч тонн. Экипаж 521 человек. Паротурбинная силовая установка обеспечивала скорость 20 узлов — это была самая быстроходная китобойная база СССР. В первую экспедицию флотилия (судно-матка и 18 китобойцев) вышла 16 ноября 1960 года. «Ю. Долгорукий» был неудобен для швартовки, потому что у него по бортам находились выступающие були, что затрудняло швартовку и стоянку у борта китобазы.
     В продукции из китового сырья все более нуждались многие отрасли промышленности. Из него вырабатывались: различного вида жиры, в том числе полуфабрикат медицинский, пищевой, технический, спермацет; пищевое, кормовое мясо и печень в замороженном виде; витамин «А»; кормовая мука для животных; маргарин и глицерин; спирты, применяемые в текстильной промышленности в качестве моечных веществ и защитных покрытий; твёрдое техническое сало; хозяйственное и туалетное мыло; всевозможные парфюмерные изделия и много другой продукции. Китовый жир использовался для производства нитроглицерина и, следовательно, динамита. Кашалотовый жир применялся в текстильной, химической промышленности, спермацет кашалота и амбра — в парфюмерии и косметологии. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени — вырабатывали витамины, лечебные препараты, в частности, инсулин. Из костей — китовую муку, которую добавляли в корм животных и птиц. Киты были стратегическим сырьём.
Особой популярностью среди моряков пользовался спермацет, который очень помогал при ожогах, раздражениях, уменьшал боль. Спермацетовый жир содержится в лобных мешках кашалота. В голове одного кашалота находилось от трёх до пяти тонн спермацета. Главным врачом на китобойных флотилиях «Слава» и «Советская Украина» много лет работал Калиниченко, Николай Иванович, который на основе спермацета создал уникальный препарат «Спедиан» для лечения ран и ожогов и «Спедиан-2М для лечения язвенной болезни.
    Грузовые операции производились на ходу. Китобаза, удерживаясь против волны, шла малым ходом, танкер, следуя параллельным курсом, справа от базы, постепенно сближался и, выравнивая скорость, подходил левым бортом, и ложился на большие резиновые кранцы, закреплённые вдоль борта китобазы. Подавались швартовы и начинались грузовые операции. Сначала выгружали дизельное топливо, мазут, освободившиеся танки готовили под китовый жир, мыли, пропаривали. Затем одновременно шли все четыре операции: выгрузка топлива, погрузка китового жира, подготовка пустых танков, погрузка китовой муки.
Для накопления на базе китового жира и муки судну приходилось отходить от базы. В случае штормовой погоды китобаза спускалась к югу во льды, где можно было продолжать грузовые операции. Все операции с отходами и подходами занимали около месяца, и затем судно снималось в обратный рейс на Одессу.
Иногда китобои делились с нами свежим китовым мясом. Как они говорили, «подбросим вам свежей китовой телятники». По совету Мурата Теркулова главного механика на китобазе «Советская Украина», в один из таких отходов от базы, я оставил на китобазе нашего повара. За неделю, повара китобазы научили нашего повара, как готовить деликатесные блюда из китового мяса, как готовить домашнюю колбасу.  Особым лакомством были печень и язык и губа кита. Китятина в различных видах значительно разнообразило наш рацион.

В 1972 года, на китобазе «Советская Украина»   был  назначен первый международный наблюдатель МКК японский китопромышленник Накагава, контролирующим промысел китов в Антарктике, согласно новому порядку, установленному Международной китобойной  комиссией (МКК),  В этой группе было еще два японца.
Капитан-директором "Советской Украины" был Герман Лаврентьевич Кирюхин. До него, мне приходилось встречаться  с Соляником А.Н.= первым  капитан-директором, и  Моргуном Б.М.  вторым капитан-диретора\ом флотилии. Мой друг, Мурат Теркулов главный механик флотилии  сказал, что   Кирюхин приглашает в гости.  В гостях Кирюхин казал, что ему понравилась как танкер спокойно и без задержки ошвартовался к базе.
Я рассказал, что  в мой первый рейс к  кф "Слава"   в 1958 году, я  был старпомом на танкере "Григорий Вакуленчук",  .  Капитаном, к китобоям, это уже мой  5-й рейс. Швартоваться приходилось много раз,  к трем базам-"Советская Украина", "Советская Россия"   и "Юрий Долгорукий". Кирюхин рассказал, что у них проблема с планом, мало кито, и что японцы строго следят, за выполнением требований МКК, по ограничению промысла.
Я предложил отвлечь японцев, пригласив их группу в гости на танкер. На следующий  день, мы примали гостей на "Чебоксарах" по полной программе.  Сначала познакомили с судном, а затем пригласили к столу. Банкет затянулся почти до полуночи. Тосты были за китобоев, за дружбу между Японией и СССР,  за семьи, которые нас ждут, потом за каждого гостя отдельно.   Гостей вернули на базу в целости и сохранности, но сами они стоть не могли. пришлось каждого подстраховывать. На базе их сразу уложили спать. и до утра китобои старались пополнить план добычи. Кирюхин очень благодарил за помощь, и на отход танкера подарил большой зуб кашалота, расписанный сценами охоты за китами.

(Международная китобойная комиссия (англ. International Whaling Commission — IWC) была учреждена в рамках Международной конвенции о регулировании китобойного промысла (англ. International Convention for the Regulation of Whaling) 2 декабря 1946 г. в Вашингтоне(


Антарктика (воды южнее 40° южной широты) была ведущим районом промысла китов и самым штормовым в мире. Рейсы были очень тяжёлыми, нужно было пересекать ревущие сороковые (англ. Roaring Forties) — название, данное моряками части южной Атлантики, между 40° и 50° широты в Южном полушарии Земли, где дуют сильные и устойчивые западные ветры, переходящие в штормовые западные ветры («ревущие сороковые» широты). В Южной Атлантике в 1956 г. была зафиксирована волна высотой 24,9 м при скорости ветра 35 м/с. По мнению ряда учёных, в этих районах высоты волн могут достигать 30 м и более. Китобои зачастую работали в «неистовых (или гремящих) пятидесятых» (англ. Furious Fifties) — название, данное моряками району между 50° и 60° широты в Южном океане рядом с Антарктидой.
Танкеру для обеспечения китобоев, ведущих промысел в южной части Тихого океана, приходилось несколько раз проходить проливом Дрейка.
Пролив Дрейка (Drake Strait) — пролив между островом Огненная Земля (южная оконечность Южной Америки) и Южными Шетландскими островами (Антарктида). Пролив Дрейка соединяет Атлантический и Тихий океаны. Длина пролива составляет около 300 миль. Ширина в самом узком месте 440, в самом широком — 600 миль. Пролив Дрейка — самый широкий пролив на Земле. Самая южная точка Южной Америки располагается в проливе Дрейка. Это острова Диего-Рамирес, мыс Горн.
Моряки на протяжении нескольких столетий считают мыс Горн самым опасным местом для мореплавания на свете — из-за постоянных штормов, сильного течения и скалистых рифов. В этих широтах, «гремящих пятидесятых», в течение западных ветров наблюдают самые высокие волны в мире.
Первопроходцем пролива был англичанин Френсис Дрейк, в честь этого мореплавателя, покорившего буйные воды в 1578 г., и был назван пролив.

Пролив Дрейка при работе с китобойными флотилиями проходили не раз. Память об этих рейсах осталась надолго. Но однажды,в марте 1974 года мы попали в самый жестокий шторм, который когда-либо мне приходилось испытывать за всю жизнь.
   Мы следовали на запад к острову Петра, для встречи с «Советской Россией». Это была первая встреча для передачи топлива, и судно было в полном грузу. Танкер, баком и носовой палубой полностью зарывался во вздымающиеся огромные валы. Волна обрушивалась на ходовой мостик, струи воды проникали в рубку. Вершины волн ураганный ветер раздувал в сплошные тучи брызг и пены. Судно с трудом, с напряжением выкарабкивалось из волны. Если судно попадало в ложбину волны, то гребень волны был выше мачт. Несмотря на задраенные двери наружной палубы, вода через неплотности попадала внутрь помещений. Скорость судна упала, мы с громадным трудом продвигались на запад.
Никто из экипажа не спал, многие надевали нагрудники, но вокруг ни одного судна, и если бы что-то с нами произошло, то на помощь надеяться не стоило. До ближайшей земли с севера, мыса Горн около двухсот миль, на юг в двухстах милях льды Антарктики. Температура воды плюс 6 градусов.
Для того чтобы взбодрить штурманов, отвлечь от переживаний, я приказал замерять высоту волн секстаном. Чтобы измерить высоту волны, нужно найти крайнюю точку на гребне волны и измерить расстояние от нее до самой низкой точки впадины волны.  трум, после нескольких попыток, удалось приблизительно определить высоту волны.Полученное значение будет равно высоте волны. Но на глаз, можно было приблизительно прикинуть, если судно попадало в ложбину волны, то гребень волны был выше мачт.
Цифры получились разные от 15 до 25 метров. Шторм не ослабевал, и пришлось постепенно спуститься южнее, приблизившись ко льдам Антарктики. Здесь шторм немного утих, и мы по кромке льдов начали продвигаться по назначению.
    Подойдя к месту встречи в район острова Петра, «посчитали раны». К счастью, повреждения были незначительны. Имея опыт плавания в зимнее время в Исландию и штормы Северной Атлантики, с 7–9 метровой высотой волны и ураганными ветрами, мы добросовестно подготовились к проливу Дрейка, зная об его нраве. Все возможное было убрано с палуб, на иллюминаторы поставлены заглушки, на шлюпки были заведены дополнительные крепления. Лишились мы только вентиляционных труб сухогрузного трюма и сорвало вьюшки со стальным швартовым тросом приваренных к палубе бака.
В этих рейсах, сопровождая китобойные флотилии, пришлось дважды обойти вокруг всей Антарктиды, совершив кругосветное путешествие.

Рыбаки
В советский период рыболовецкий флот СССР освоил рыбопромысловые районы всех океанов планеты, у берегов Африки, в районе Мавритании и Гвинейского залива, в  Юго-Западной Атлантике, у берегов Северной Америки и Аргентины.
Рейсы по бункеровке рыболовных флотилий проходили от Большой Ньюфаундлендской банки (БНБ) всех мест рыболовных промыслов Северной и Южной Америки — Фолклендские острова и Южной Африки от Дакара до Уолфишбея. Мы работали практически по всей Атлантике. Во всех этих районах добывали рыбу суда с севера, Прибалтики, Черного моря.
В основном это были суда РТМА — рыболовный траулер морозильный типа «Атлантик» и БМРТ — большой морозильный рыболовный траулер, плавучие рыбообрабатывающие базы, но были и суда поменьше — СРТ (средний рыболовный траулер).
Суда типа СРТМ и СРТМ-К рыбу только морозили и затем ее сдавали либо на плавбазы, либо везли в родной порт, когда рейс подходил к концу. На больших судах, типа БМРТ, РТМА, БАТС рыбу уже разделывали до полуфабрикатов, из отходов и нестандартной рыбы изготовляли рыбную муку, рыбий жир, на плавбазах выпускали консервы разного ассортимента. Траулеры для бункеровки швартовались к нам, к плавбазе швартовались мы.
 
Особенно тяжело было работать в районе Северной Америки от Большой Ньюфаундлендской банки до острова Сейбл (кладбище кораблей) и южнее, до широты Нью-Йорка, снабжая топливом, работающих там флотилии рыбаков. Почти весь рейс проходил в густом тумане. Приходилось быть на мостике почти постоянно, иногда урывая пару часов сна на диване в штурманской рубке, постоянно над головой каждые две минуты раздавался рёв тифона — судового гудка, и так два месяца, днем и ночью.
   
У берегов США больше всего было СРТ, с которыми у нас были интересные контакты. Так однажды, вызвав по радиотелефону очередной СРТ, я получил ответ — «минуту ждать, сейчас вызову командира на мостик». Такие ответы наводили на определённые размышления, тем более что количество антенн и их разнообразие на этих судах явно превышало обычное. Впоследствии, при заходе в США, агент принёс мне газеты, где я прочитал, что порядка 400 рыболовных судов под советским флагом, занятых ловом рыбы вдоль побережья Северной Америки, одновременно занимались радиоразведкой.  При встречах с рыбаками они всегда делились с нами добытой свежей рыбой, что позволяло нам разнообразить и значительно улучшить наше питание.
 
Рейсы к рыбакам часто начинались в Феодосии, где судно загружалось дизельным топливом, на рейдовых причалах. Судно становилось на оба якоря, с кормы подавали тросы на швартовые бочки. Для загрузки танкеров, использовался подводный трубопровод соединяющий нефтебазу со стоянкой. До берега расстояние было около 200 метров. Рейдовая стоянка считалась пограничной зоной, и поэтому контроль был жёстким. Увольнение экипажа на берег, доставка снабжения, продуктов осуществлялась портовым катером. Катер постоянно дежурил у борта судна. Катер привозил продукты, и портовые грузчики поднимали продукты на борт и разносили по кладовым. Каждый грузчик сдавал своё удостоверение вахтенному матросу у трапа, тот складывал их в специальный ящик, записывая в журнал посещений только количество грузчиков.
Однажды во время доставки продуктов, к борту подошёл пограничный катер, и командир группы- лейтенант объявил, что, по их сведениям, на борт проникли посторонние. Первое, что он сделал, проверил удостоверения грузчиков. На одном из удостоверений вместо фотографии владельца была фотография собаки. Вахтенный матрос, собирая удостоверения, не сравнивал их с людьми. Была объявлена общесудовая тревога, весь экипаж был собран в столовые команды, и пограничники начали искать нарушителя. Конечно, это был один из грузчиков. О нарушении границы был составлен акт и пограничники, забрав «нарушителя», покинули судно. Понятно, что это была элементарная подстава, но это грозило судну и мне лично большими неприятностями.
 
На следующий день, около часу дня, вахтенный помощник доложил мне, что под кормой, на винто-рулевой группе судна сидят парень и девушка. Я приказал старшему помощнику подойти на катере к корме судна, снять эту пару и доставить их ко мне в каюту. Пригласив помполита и старпома, мы начали их опрашивать. Молодой человек начал возмущаться и угрожать, что его папа начальник погранзаставы, и мы пожалеем, что их задержали. Я обрадовался и сказал ему - вот тут ты мне и нужен. Мы составили акт совместно с представителями грузоотправителя (нефтебазы) о нарушении границы и задержании посторонних. С судна я позвонил в городское управление КГБ, начальнику водного отдела, рассказал о происшедшем. Через час на борт прибыл начальник заставы - отец задержанного вместе с начальником водного отдела КГБ. Начальник заставы попросил не раздувать дело. Я предложил ему поменять акт на акт. Ещё через час лейтенант-пограничник доставил акт о проверке и обнаружении посторонних. Задержанных ребят отправили на катер пограничников. Мы разорвали акты, скрепили соглашение рюмкой коньяка и расстались друзьями.
  Иногда после работы с рыбаками «Чебоксары» направляли на погрузку мелассы — кормовой патоки.

Далее: http://proza.ru/2022/09/20/783