Сериал Чернобыль длиной в 33 года

Евгений Игоревич Усов
«Чернобыль» вырывается в лидеры среди популярных сериалов всех времён на IMDB. При этом реальный Чернобыль, который продолжается до сих пор, остаётся в тени.
В сериале хорошо отражён дух прошедшей эпохи, да жаль, что в нём нет бессмертного «духа» самого Чернобыля, сеющего смерть в наши дни. В добавок к пяти готовым можно бы доснять ещё десятки, сотни серий в Украине, Белоруссии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Германии, Австрии, Великобритании, Дании. Чернобыль только в Европе опалил более 20 стран.

Зона с населением в миллионы человек

В зонах радиоактивного чернобыльского заражения сегодня, через 33 года после аварии, живёт примерно 5 миллионов человек. Это только в Украине, Беларуси и России.

Сколько человек реально пострадало и пострадает от Чернобыля, это предмет жарких споров, в котором пропагандисты «мирного атома» успешно используют недостаток накопленных знаний и сложность определения последствий облучения у каждого конкретного человека. Прибавим сомнительность изначальных данных, некорректные занижения доз внешнего облучения и недооценкой внутреннего. При этом надо учесть: внутреннее облучение — от то, что попало в организм человека с воздухом, водой, пищей — гораздо сложнее отследить и оценить, чем внешнее! Зато активная частица, оказавшаяся, например, в лёгких гораздо опаснее тех, что «летают» снаружи.

По оценкам Greenpeace число смертей от онкологических заболеваний, вызванных последствиями Чернобыля, окажется ближе к 100 тысячам. Конечно, рак вызывают разные факторы, но Чернобыль свою весомую долю, несомненно, внёс, вносит и будет вносить ещё очень долго.

Люди до сих пор вынуждены жить на загрязнённых территориях, получая дополнительные порции облучения.

Брянская область, Новозыбковский район. После аварии жителей решили переселить, но, во многом из-за экономического кризиса 90-х, всё ограничилось некоторой дезактивацией.

В октябре 2015 года эксперты Greenpeace работали в Брянской области и выяснили, что в ряде пищевых продуктов и древесных материалов сохраняется высокое содержание цезия-137.

Примеры:
- пять из шести проб рыбы содержали цезия-137 в значениях, превышавших максимально допустимый уровень (300 Бк/кг);
- строительная древесина на одной из лесопилок в Новозыбкове, содержала более 6 000 Бк/кг цезия-137 – в разы больше предельно допустимого уровня  (370 Бк/кг).

Люди не могут постоянно жить в страхе за свою жизнь и соблюдать необходимые меры предосторожности, тем более в условиях нищеты. Об этом говорят многие специалисты, к примеру, хирург центральной больницы Новозыбковского района Виктор Ханаев: «В первое время после аварии люди боялись, прислушивались к рекомендациям врачей и власти. Однако невозможно бояться долгое время и невозможно сельскому жителю отказаться от даров природы и продуктов огородов полностью. Особенно если чернобыльская компенсация — мизерная, не покрывает даже прожиточного минимума».

Люди держат скот, идут в леса за грибами и ягодами, охотятся. Чтобы выжить, они продают смертоносные «дары леса», и заражённые грибы, ягоды могут попасть на стол кому угодно.

Официально признано, что в России «чернобыльские следы» есть в 14 регионах: Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областях и республике Мордовия.

Льготы для жителей этих районов постепенно урезаются. Неизвестно, что произойдёт с их детьми.

«Надо быть готовым к тому, что генетические заболевания будут обнаруживаться на радиоактивно загрязнённых после Катастрофы территориях практически вечно… Уже сейчас появляется всё больше данных о появлении в потомстве ликвидаторов и на радиоактивно загрязнённых территориях учащения прежде редких, а то и невиданных ранее, генетических синдромов», — говорится в научном труде «ЧЕРНОБЫЛЬ: последствия Катастрофы для человека и природы».

Предпосылки для нового Чернобыля существуют

Сериал «Чернобыль» анализирует причины катастрофы и показывает, что среди них человеческий фактор и конструкция реактора. В данном случае взрывоопасного РБМК-1000. В России сегодня работают десять реакторов «чернобыльского типа» на Ленинградской, Смоленской и Курской АЭС. Их модернизация не исключает опасности тяжёлой аварии.

Человеческий фактор? Масса разных аварий последнего времени, включая взрыв АЭС в Фукусиме, подтверждает, что этот фактор по-прежнему силён. Только вот упавшая плита на стройке, это мелочь по сравнению с инцидентом на ядерном объекте. Сложно представить другие сферы человеческой деятельности, где последствия ошибок могут быть столь масштабны и долговечны.

Атомная энергетика — слишком опасный способ получения энергии и тупиковый путь развития, от которого следует отказаться. Тем более что есть реальная альтернатива «мирному атому» — возобновляемые источники энергии, которые дешевле, безопаснее, эффективнее.