Гештальт джигитовка

Моисей Харитонов
В мае 2918 опубликовал главку «16. 1. наши дальние соседи», http://www.proza.ru/2018/05/15/1604. 

Четверть века назад, проникаясь идеями «западных» университетов и их школ бизнеса,  нащупывал метод развития у своих взрослых студентов холистической включенности в их деятельности с мобилизацией располагаемых и доступных им разнодисциплинарных компетентностных ресурсов.

Включенность представляет собой системную пару:

-способность охватывать/пронизывать ощущением/осознанием (в пределах природных способностей) объект включенности,
-побужденность к деятельности, вмешательству в объект включенности в соответствии и в пределах целей субъекта включенности.

Системное отношение между этими компонентами: направленность, масштабы и энергия побужденности взаимно соответствуют предметной области, масштабу и глубине способности охватить ощущением/осознанием объект включенности.

Для этого надо понять и развивать у Субъекта систему из 5-ти компетентностей:

1.субъектность (К1),
2.системно-целостное вИдение Субъектом себя и своего проживания в среде (К2),
3.различение онтологической сущности и проявлений, фокусирование на сущности, выявление сущности через форму, актуализация сущности через адекватную форму (К3),
4.способность рефлексировать себя – свои цели, свое восприятие (ощущение/осознание) и рефлексировать других, чтобы понимать сущность их восприятия и их побуждений (К4).

В качестве подсказывающих ориентиров в таком вИдении и как формы для выражения видимого могут служить готовые наборы понятий, концепций, теорий (К5).

Поскольку речь идет о личностном развитии, «обучаемому» не даются образцы, которые нужно воспроизвести/повторить. Обучаемый, точнее – «развиваемый», сам должен, раскрывая и используя свой когнитивный потенциал, осознать систему «Я – мои целенаправленные проявления в среде моего делового проживания». В системе три подсистемы: «Я», «деятельность», «отношения Я с деятельностью».

Базовыми компонентами системы «вмешательство в среду» являются:

- субъект, предпринявший деятельность,
- целевой продукт деятельности - то, что в результате деятельности должно быть получено от внешней среды, куда направлена деятельность,
- субъект-обладатель целевого продукта (так называемые, потребители),
- претенденты на перехват целевого продукта (конкуренты),
- среда, породившая и влияющая на обладателей целевого продукта (СТЭП-среда или именуемая еще дальним внешним окружением),
- субъекты-обладатели подсобных, промежуточных целевых продуктов, нужных для осуществления целенаправленной деятельности (поставщики),
- механизм, посредством которого субъект пытается получить целевой продукт у его обладателя, преодолевая конкурентное противодействие.

Этот механизм, функционал по добыче целевого продукта, естественно, имеет конечное функциональное звено, которое

1) «ощупывает» обменную среду (маркетинговое исследование с функциональным результатом – ясность в перспективах получения целевого продукта и в угрозах к этому);
2) нацеливает проявления деятельности на места в среде, от развития состояния в которых зависит отдача целевого продукта;
3) побуждает к отдаче – информирование, рекламное воздействие, стимулирование, а также побуждает к ослаблению влияния противодействующих субъектов – дезинформирование, предупреждение, запугивание конкурентов;
4) предлагает обменный продукт (товар/услугу) и условия обмена – цену;
5) обменивает – осуществляет распределение.

Для того, чтобы конечное функциональное звено могло осуществлять эти функции в соответствии с целью Субъекта деятельности, между Субъектом и конечным функциональным звеном присутствует подсистема промежуточных функциональных звеньев – «механизм», внутренняя среда деятельности. В предельно обобщенном виде этот механизм изображен на рисунке вверху над текстом.

==== Пространственная функциональная схема

Пространственная – потому что все компоненты деятельности распределены в пространстве и отношения между ними также осуществляются в пространстве. Ощущаемое и осознаваемое существование еще и во времени может быть отражено подсистемами прямых и обратных времЕнных связей или индексами зависимости от времени у обозначений деталей системы.

Стрелки отображают движение полномочий, результатов отработки функциональных задач, информации, трансформируемых стоимостей (деньги – предметы - действия). Методологически важно, чтобы слушатели не опирались на образец готовой функциональной схемы, соотнося ее детали со своей деятельностью.

Спецификация к функциональной схеме деятельности:

1 – исследование возможностей организации:
1.1. прогнозное исследование сильных и слабых сторон организации,
1.2. прогнозное исследование благоприятствующих факторов и
угроз на рынке,
1.3. соотнесение рыночных вызовов с управляемой средой
организации;
2 – деятельность человеческого актива:
2.1. привлечение человеческого актива,
2.2. организация человеческого актива,
2.3. побуждение человеческого актива к проявлениям компетентности;
3 – изготовление обменных продуктов:
3.1. обеспечение сырьем,
3.2. обеспечение оборудованием,
3.3. осуществление процесса:
3.3.1. обеспечение ассортимента,
3.3.2. обеспечение объемов,
3.3.3. обеспечение сроков,
3.3.4. обеспечение качества;
4 – осуществление обмена:
4.1. нацеливание и распределение (обмен),
4.2. побуждение к обмену (коммуникация),
4.3. товарное предложение,
4.4. ценовое соглашение;
12 – согласование исследования возможностей организации с доступной компетентностью человеческого актива;
13 – согласование исследования возможностей организации с возможностями изготовления обменных продуктов;
14 – согласование исследования возможностей организации с возможностями осуществления обмена;
23 – согласование деятельности человеческого актива с возможностями изготовления обменных продуктов;
24 – согласование деятельности человеческого актива с возможностями осуществления обмена;
34 – согласование возможностей изготовления обменных продуктов с возможностями осуществления обмена.

И т. д.


=== Пародии на постсоветском поле

В 1954 году при Стэнфордском центре перспективных исследований было организовано Международное общество системных наук (ISSS).

Через 40 лет, то ли помятуя, то ли нет о мощном мотивационном лозунге коммунистической эпохи «Догнать и перегнать!», в 1994 г. в Санкт-Петербурге  учреждена Международная академия "Информация, связь, управление в технике, природе, обществе" (МАИСУ), http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000564.
Озабоченность космической безопасностью нашей планеты привела к созданию при академии Института астробиологических проблем и космической безопасности; с опорой на генерализационную науку - информациологию - ведется анализ развития нашей цивилизации и определение путей к Космическому сознанию; разрабатывается методика открытия альтернативного зрения у слепых с возможностью видеть мозгом, руками и любой частью тела (вспоминается газетное интервью академика ИНАРН Льва Прейгермана с рассказом о том, как он «свойственной ему логикой» выявил наличие Творца. «9. по модели юденрата», http://www.proza.ru/2018/04/22/411). Вне Академии, видимо, пока, остается разработчик лечения диабета и всех остальных болезней не таблетками, инсулином и диетой, а - "рыдающим дыханием".

Начало 90-х в России - период анархистской предприимчивости. Я, рядовой сотрудник ЦАГИ, «зашакалил» (терминология Путина В. В.) по посольствам в поисках консультаций в маркетинге!, системном подходе!, международном сотрудничестве!... Мой товарищ по самодеятельному кружку Организационно-деятельностных игр стал замдиректора ЦАГИ, привез из Англии первый комплект учебников Школы бизнеса, мне дал Руководство по коммерциализации изобретений. Я перевел Руководство на русский язык, добавил свои, извиняюсь, рассуждения и дал «разработку» новой, постсоветской штатной фигуре - Коммерческому директору ЦАГИ. Это поспособствовало Коммерческому директору в презентации на обретение членства в Международной Академии Информатизации (МАИ).

Об этой «Академии» я уже упоминал, пытаясь понять израильского лидера Международной Академии Каббалы Михаэля Лайтмана, http://www.proza.ru/2015/03/16/620.  Аттестат профессора онтологии и теории познания ему выдала общественная организация Высшая межакадемическая аттестационная комиссия «Международного межакадемического союза», созданные Академией Информатизации и подобными ей скороспелыми образованиями.

=== В поисках израильской Уганды

Ну, а через образовательные программы помощи в конверсии предприятий оборонного комплекса бывшего СССР к нам стали поступать «западные» методологические и методические ПРАКТИЧЕСКИЕ материалы. В частности, по холистическому (мы русифицировали терминологию: по системно-целостному) видению и проработке сложных объектов интереса. Знания отдельных дисциплин и междисциплинарных «стыков» составляли стартовый ресурс аналитика или разработчика сложного проекта; такой ресурс активизировался в трансдисциплинарный инструмент проработки онтологической фактуры сложных объектов интереса.

По договорам франчайзинга от Британского университета, с выдачей британских сертификатов и дипломов под качественным контролем англичан, мы начали по десяткам центров бывшего Советского Союза транслировать развитие холистического видения и использование трансдисциалинарного инструментария.

Трансдисциплинарность это – инструментальное обслуживание холистического видения.

Сначала студентами, потом преподавателями в наши ряды включились территориальные соседи из РГГУ. В помещениях РГГУ мы проводили свои первые научно-методические конференции по проблемам образования. Передавали РГГУшникам английские «гештальты сложных многофакторных проблем» для написания «русских» учебных пособий и научных работ. В этой атмосфере развивалась и карьера когдатошнего мальчика из Нальчика (Кабардино-Балкария) Мокий Михаила Стефановича. Началась карьера с написания последовательного, год от года, ряда учебных пособий  «Экономика организации, предприятия» и  «Учебника и практикума для бакалавров» (https://famous-scientists.ru/13178).

А я строил модели трансдисциплинарного представления деятельности на основе холистического видения онтологической фактуры сложных систем с личностными и социальной компонентами. И с этим преподаванием ездил, летал по городам от Норильска до Экибастуза, от Владивостока до Калининграда. Преподавал и в Нальчике, где «опылялся» Мокий Владимир Стефанович -  будущий Директор Института трансдисциплинарных Технологий, доктор философии в области «Организация и управление научными исследованиями», Академик Международной Академии Наук «Информация, Связь и Управление в природе и обществе». Санкт-Петербург, Россия, Член-корреспондент Международной Академии Организационных Наук. Москва, Россия. 

Когда Мокий Владимир Стефанович был привлечен в поддержку имитационного «проекта» израильской русскоязычной досуговой «академии» ИНАРН («Явные признаки аферы», http://www.proza.ru/2018/10/24/1906), я обратил внимание на завистливую ссылку Владимира Стефановича о работе «западных» научных и образовательных институций в помощи NIS - новым развивающимся странам Уганде, Танзании, Мозамбику, ... В главке «16. 1. наши дальние соседи», http://www.proza.ru/2018/05/15/1604 я попытался присмотреться к этим странам. «Холистически присматриваясь ко всей системе видимых взаимообусловленностей» (во, как!), я предполагаю, что в русскоязычном сообществе неинтегрированных в реальный Израиль бывших советских ученых и специалистов кабардино-балкарский "трансдисцип" пытается обрести свою Уганду. 

Одно из направлений помощи со стороны развитых государств т. н. «развивающимся» странам, в котором увлеченно работают «западные» специалисты, - передача методики и практики трансдисциплинарного подхода в решении проблем.

Гонкогский Университет науки и технологии, Университет Цинхуа в Пекине сотрудничают и соперничают, наряду с американскими и европейскими институциями, в изучении и, главное, во влиянии на направленность и интенсивность освоения Угандами и Танзаниями современных подходов к иновационной деятельности во всех сферах.
Непросто протиснуться в эту сферу ведущим российским институциям, а, тем более, периферийному кабардино-балкарскому пересказчику «западной» науки.

Развитым странам не нужен россиянин, который силен тем, что выучил науку и технологию, ими наработанные. Обладатель такой вторичной, производной компетентности подходит развивающимся странам, но и тут, во-первых, он является слабее авторов наработок, и, во-вторых, он опоздал во времени. В силу исторических связей, развитые страны оказываются ближе к тем, которым нужно содействие в восприятии «западных» наработок. Попытки СССР «привязать» к себе развивающиеся страны в рамках т. н. «социалистической ориентации» - провалились и отошли в прошлое вместе с СССР. Одна из причин коллапса СССР и провала его работы с развивающимися странами – отставание советского режима, в силу его внутриполитической специфики идеологизированного государства, от развитых капиталистических стран.
 
Такой "Угандой" для кабардино-балкарского пересказчика является «гетто» русскоязычных ученых и специалистов в Израиле. Образовательно слабых ученых и специалистов. Слабость – в неподготовленности к различению сложных систем, включающих политическую и культурную подсистемы; это – следствие образования и воспитания в сильно идеологизированной среде, каковой был Советский Союз.

На начальном этапе какого-нибудь серьезного Проекта можно (и, исходя из реалий начальной попытки подступа к проработке проблемы, - нужно) воспользоваться некоторыми знаниями кабардино-балкарского «бойца». Но, по мере развития общения с национальными израильскими фигурами, индивидуальными и институциональными, - надо переходить к использованию израильских и американо-европейских знаний и представлений. Израильских – потому что рассматривается именно наша, израильская проблема.  Американо-европейских – потому что израильтяне обучались и консультируются у американцев и ведущих европейцев.

В главке «14. 1. Кадры решают все» сборника «Средиземное море мое» я описал организационный аспект проработки проекта огромного искусственного сооружения в израильском прибрежье - проработки с позиции холистического подхода, http://www.proza.ru/2018/05/03/1902 (май 2018). Это не было научной рекомендацией, это было уместное ТРИВИАЛЬНОЕ высказывание обладателя Профессионального диплома менеджера от Британского университета (получен еще 20 лет назад).

В «научном» докладе «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ ИЗРАИЛЯ» PhD, профессор, директор Института трансдисциплинарных технологий; член того-то и того-то, Мокий Владимир просветил аудиторию поверхностным обзором того, что давно стало содержанием студенческих учебников. /сборник «Трудов» представлен на сайте досуговой «академии» ненужных Израилю специалистов и советской выучки/.