После выстрела вверх

Евгений Куманяев
Жизнь в девяностых спокойной не назовёшь. Задерживали и не выплачивали зарплаты. Останавливались заводы, исчезали колхозы, но развивалась торговля. Жизнь заставляла людей «крутиться»: уезжали за тридевять земель, привозили в огромных сумках вещи, вложив в них последние деньги, и торговали на рынке, желая отбить вложенное и хоть чуточку «навариться».

Те, кому повезло в развитую эпоху социализма (заработал машину, построил дачу, получил квартиру), либо быстро теряли нажитое, под жерновами неумолимого времени, либо хранили сбережения под замками, либо приумножали свои богатства, потянув за нужную ниточку, или поделившись с кем надо.
В неспокойные времена, всё неспокойно. В нашем, третьем отделе Коломенского УВД, работали в основном молодые ребята. Были, конечно, и ветераны, например, дежурные или водители, но в основном молодёжь.

Чтобы дежурство проходило легче, стали привлекать нас, участковых и оперов на суточное дежурство в помощь штатным дежурным.

Мы и так со службы не уходили, а теперь ещё и по приказу. В обязанности такого помощника входило и с гражданами разбираться, и оперативно реагировать на все вызовы, звонки и сообщения граждан. Огромная польза от такого дежурства была в том, что в паре с водителем можно и людей доставить, и привод исполнить, в ночное время свой участок проверить.

И вот, в один из дней поздней осени, я, заступив на такое дежурство, и сидя в кабинете, ждал вызова. А как иначе? Рано или поздно вызов будет, и придётся все дела бросить и ехать. Вот и ждал. Дождался! Украли машину. Надо быстренько туда оперативную группу доставить, понятых найти, зафиксировать, заявление принять, место осмотреть. Ну, не впервой. Поехали.

Водитель, нашего милицейского уазика Слава Власенко, считался у нас ветераном. Выслужив предельный срок службы, оставался в рядах, наставляя молодёжь, помогая в сложных ситуациях делом, советом, нужным словом. По обледенелой дороге, наш вездеход, не сбавляя скорость легко входил в повороты, карабкался на подъём, катился вниз. Сказывался огромный опыт Вячеслава, машину он любил и управлял безупречно. Сгонять за оперативной группой и привезти её на место происшествия за пятнадцать минут. И вот мы на месте.

Частный сектор местного посёлка. Замёрзшая улица, замёрзшие пруды. Высокий забор, металлический гараж. Распахнутые настежь ворота и следы уехавшего автомобиля. Растерянный взгляд потерпевшего. Вот такая она – беда.
Пока следователь допрашивал потерпевшего, пока криминалист замки осматривал, пока понятые головами качали, сочувствуя потерпевшему, оставшегося без дорогой и любимой машины, пока я давал данные по розыску украденного автомобиля «ВАЗ-2106» дежурному по городу и в автоинспекцию – времени прошло немало.

Рация нашего служебного автомобиля заорала голосом дежурного:

- Ребята! Оставьте следака и криминалиста на месте, сами быстро пролетите по адресу в микрорайоне, пресеките преступление! Хозяин наблюдает в окно как у него машину вскрывают! Задержите наглецов, быстрее ребята!

Следователь и криминалист развели руками:

- Давайте, пресекайте! За нами потом приедете. Мы, когда закончим, у пострадавшего в доме посидим, вас подождём.

Но, только мы выскочили из посёлка, прямо перед нами вывернулась со двора, и завиляла задом на ледяной дороге та самая, угнанная «шестёрочка»!
Ну, ничего себе расклад! Теперь уже я кричал в рацию, всем кто меня слышит, что преследую угнанный автомобиль, куда он направляется, и прошу перекрыть шоссе и улицы города.

Перед капотом «УАЗа» виляла «задницей» угнанная машина, в заднее стекло поглядывали пассажиры. А я принимал доклады патрулей, ГАИшников и оперов.

- Зелёная закрыта!

- На Акатьевском встретим!

- Технологическая закрыта!

- Астахова закрыта! Остановим!

Всё! Все возможные пути отрезаны. Не уйти злоумышленникам далеко! Их задержание теперь только дело времени, но сдаваться они не хотели. Мчались, куда глаза глядят, пытаясь уйти от преследования и потеряться на замёрзших улицах города. Один поворот, второй и становится ясно, что направляются они к Технологической улице.

Эта улица проходит мимо садовых участков, заводов, гаражей.
Там есть места, где можно спрятаться. Но эту дорогу перекрыл патруль, в котором находился командир взвода Валера Ганин! Решительный, смелый человек, настоящий товарищ. Этот их не пропустит! От него они не уйдут.

- Валера! Валера! На тебя выходят! Крутят на Технологическую!

- Всё нормально, Женя! Встретим!

Но, всё пошло по-другому. При выезде на Технологическую, не справился с управлением водитель угнанного автомобиля. Закрутило шестёрку на ледяном асфальте, раз, другой и выбросило между тополей к забору садоводческого товарищества.

Я выпрыгнул из «УАЗа» и побежал к людям, может им помощь нужна! А из шестёрки как тараканы выползали пассажиры, но не помощи просили, мне угрожали:

- Что менты поглядим, на чьё ухо муха сядет?

- Здесь мы вас и оставим!

- «Пушки» сами отдадите? Или забрать?

Все пассажиры и водитель шли на меня как капелевцы в кино Чапаев! Медлить было нельзя! Выхватив из кобуры табельный «Макаров», жахнул над головами нападающих:

- Стоять на месте! Уложу как дрова друг на друга!

В то же мгновение брызнули нападавшие в разные стороны как мальки от хищника. Вжик! И нет их! Я заметил куда побежал водила «шестёрки», и рванул за ним.

 Раз за рулём был – следы оставил! Вину легче доказывать. А он потом всех вспомнит. С кем был, с кем пил и с кем не был. Знакомое дело. Вот – бегу.
Впереди пятки сверкают, но я-то бегаю постоянно, а он видать только от меня. Пробежал двести метров и дух из него вон. Зашатался, закашлялся и упал ничком в снег. В руке ключики от машины! Вот это подарок! А почему он не сбросил такую улику? Поднял его, направил к машине.

На ватных ногах, постоянно спотыкаясь и всхлипывая, пошёл водитель обратно к украденному им автомобилю. А в это время, оставшийся у машин Власенко, собирал по рации, всех кто нам помочь может:

- Все, кто меня слышит. Угнанная встала! На повороте они с дороги слетели, машину бросили, Куманяев их пешком преследует, нужна помощь! Он один против пятерых!

- Едем к вам. Держитесь ребята!

Ганин! Валерка Ганин прибыл первым. Быстро организовал преследование и поиск преступников. И сержанты собирали спрятавшихся пассажиров по кустам и канавам у дороги. Кого нашли, притащили к машине. Двоим всё же удалось скрыться. Ну, что ж найдём их позже.

Опрос на месте, и картина маслом! Это они вскрывали машину в микрорайоне! Это они похитили и использовали в своих целях автомобиль. В багажнике машины ещё куча вещей проходящие по кражам и ограблениям. О, как!

Прибежал к своей машине потерпевший, глянул на водилу:

- Да раскудрит твою деревню! Племяш!

Вот оно как повернулось! Вот почему он ключи не бросал. Дядино имущество! Ну, дядино или не дядино, а отвечать придётся по закону.

Поздним вечером позвонили в дверь моей квартиры. На пороге стоял сосед снизу, Серёга! Молодой парень, вечно пьяный, не работающий и не путёвый.

- Саныч! Ты это, как сегодня бахнул, у меня мурашки до сих пор бегают.

- Серёжа, блин! Ты что, был в угнанной машине? И тебя не поймали?

- Я в кустах у кювета лежал. Мне менты чуть на голову не наступили, но не заметили. А теперь я сам пришёл.

- Что ж ты ко мне пришёл, а не в дежурку?

- Ну, их. С тобой как-то проще.

- Ну, пошли в отдел оформляться.

- Пошли. Я и вещи уже приготовил. Всё равно завтра заберёте.
И что ж нам до отдела не пройтиться?

Раз надо, значит надо! Покой нам только снится.