Духовенство Табасарана

Али Албанви
Самой многочисленной категорией духовенства в Табасаране были муллы — 27 человек. Их число зависело от численности жителей аула. В крупных селениях было 5—6 мулл, в небольших 1–2. Так, например, в сел. Марага, Аркит, Арак их было по 5, в Татиле, Цанаке, Вичрике — по 3, в Цухдиге — 4, в Джаррахе — 5, в Тините — 3, в Сиртыче —3 и т. д. По данным источников, в 20–30 гг. XIX в. общее число шайхов, мулл в Табасаране достигало 90 человек. «Кади» и «эфенди» имелись в наиболее крупных населенных пунктах. Так, например, эфенди были в южно-табасаранских селениях Ханаг, Гуми, Зардаг (Зирдаг). О духовных лицах Табасарана И. Березин писал: «Духовенство в Табасаране избирается по народному согласию из грамотеев». Духовенство не отбывало повинностей бекам, майсуму, кадию. «По преданиям ислама, шайхи или сейиды должны быть свободны от повинностей и обеспечиваемы обществом, среди которого живут. Поэтому шайхи не отбывали никогда и здесь никаких повинностей беку, в селении которого живут».

Источниками дохода духовных лиц была плата за обучение детей Корану, а также вознаграждение за исполнение религиозных обрядов. Эти доходы обычно не контролировались. В мечеть поступала от граждан и 1/10 часть урожая в виде закята. В зависимости от общего количества скота в пользу мечетей выделялся также крупный и мелкий рогатый скот. Эти доходы использовались в благотворительных целях и строго контролировались старейшинами аула. Мечети имели мечетские земли (1/3 часть всей земли). Эти земли отдавались для обрабатывания нуждающимся общинникам на условиях половины урожая. Сельские муллы, эфенди производили, кроме того, суд по Шариату, другие юридические сделки. Недовольные решением сельского муллы обращались к эфенди. За это они также получали вознаграждение.

С 30-х годов XIII в. Табасаран подпадает под влияние татаро-монгольских орд, которые принесли большие бедствия народам Южного Дагестана. Пребывание монгольских войск в ряде мест Табасарана отражено в местных рукописях. Так, в хронике, написанной табасаранским хронографом из сел. Куштиль (ныне село в Хивском районе), сообщается о разрушении монголами сел. Дурча. В конце XIV в. в Южный Дагестан совершил грабительский поход Тимур (1336–1405). Известно, что «путь монгольских войск из Дербента в Кумух лежал через Табасаран — Касумкент — Хив (или Курах) — Ричу — Чираг — Кумух». К этому времени, видимо, Табасаран представлял собой единое политическое образование. Объединению, несомненно, способствовали беспрерывные нашествия иноземных завоевателей.

В XIV — XVII вв. получила распространение переписка книг, сопровождавшаяся составлением различного рода толкований к текстам, перевод восточных авторов на тюркский и родной языки. Так, в 1331 г. Мухаммад ал-Курихи из Табасарана переписал словарь арабского языка Абу-л-Хусейна ар-Рази. В сел. Юхари-Ярак Хивского района был найден толковый словарь арабского языка, переписанный в начале XVI в. К концу XVI — началу XVII в. относятся многие книги с различного рода толкованиями к текстам. Таковы многочисленные записи Кавхи Раджаба из сел. Ругудж Табасаранского района, содержащие сведения по географии, математике, астрономии, риторике.

В культурной жизни Табасарана большую роль сыграл ал-Хасан аз-Зирдаги из сел. Зирдаг. Им переведен на тюркский язык «Гулистан» Са‘ади аш-Ширази (1203–1291). Его сыну ал-Хаджжи Мухаммад аз-Зирдаги принадлежит большая касыда (1638 г.), которую можно отнести к числу ранних тюркских памятников дагестанской литературы.  В 1708 г. он переписал книги по астрономии, математике и другим наукам. В селении Кюряг арабистами — Шахбаном, Мухаммадом и другими была написана книга о мусульманской религии. В XVIII в. широко переписывались книги по астрономии, математике, логике и другим наукам. Постепенно для многих переписка стала ремеслом и имела свои центры и прославленных мастеров.

В целом арабо-дагестанские взаимосвязи без сомнения имели немало положительных сторон в распространении знаний, грамотности. До нас дошли имена крупных представителей культуры Табасарана. Это Малла Хасан Гасанов (XVII в.), Малла Йусуф, получившие образование в Сирии, ал-Хаджжи Мухаммад-Эфенди из сел. Марага в Египте, Гази-Мухаммад ал-Йарси из сел. Ерси, Малла Касум, ал-Хаджжи-Панах из сел. Марага. Сюда же можно отнести и Зейнулабида из Зюрдяга (ныне покинутое село). Он также получил образование в культурных центрах Ближнего Востока, а арабист Малла Йусуф впоследствии преподавал в медресе в сел. Цухдыг (ныне село в Табасаранском р-оне).  В Ширване и в культурных центрах Ближнего Востока получили образование и ‘Абд Аллах Рамазан Оглы, Муса Исма‘ил Оглы из сел. Ерси. У некоторых из них была своя библиотека из арабских книг, среди них немало и светского содержания. В библиотеках арабистов табасаранских сел. Ханаг, Гуми и др. встречались книги по алгебре, геометрии, астрономии, медицине и др.

Во многих частных библиотеках сел. Кюряг, Халат, Цухдиг, Дарваг, Хурик, Гурик и других хранятся рукописи, содержащие сведения по истории, экономике, культуре, астрономии, географии, алгебре, медицине, философии, естествознанию и другим отраслям знаний, которые изучались в дореволюционном Дагестане. Большая роль в распространении просветительских идей в Табасаране принадлежит табасаранским учёным-поэтам. Наибольший интерес из них для нас представляет Йусуф-Хаджи ал-Курихи (1860–1932). Он обучался восточным наукам и знал в совершенстве арабский, тюркский, лезгинский, даргинский языки. В начале XX в. Йусуф-Хаджи ал-Курихи был известен не только в Табасаране, но и во всем Дагестане. В 1906 г. он открывает в своем селе школу. Одним из воспитанников его был и известный табасаранский писатель и ученый Темирхан Шалбузов (1895–1978), который, впоследствии стал одним из создателей табасаранской письменности и литературы. Большой вклад. Определенный интерес для исследователя истории Табасарана представляет труд закавказского историка (потомка табасаранских правителей) ‘Аббас-Кули-ага Бакиханова (1794–1847), а также сочинение южнодагестанского учёного Мирза ал-Хасан-Эфенди ал-Алкадари (1834–1910) «Асари-Дагестан» («Исторические сведения о Дагестане»).

В первой четверти XIX в. Рамазан сыном Курбана из сел. Куштиля на арабском языке между 1813 и 1818 годами составил хронологические выписки по истории Южного Дагестана, в которых содержатся важные исторические материалы. Рукопись хронографа Рамазана ал-Куштили, которая охватывает события, начиная с XIV — XVII вв. до начала XIX в.  Куштиль (таб.  ГъуштIил) — село в Хивском районе Южного Дагестана. Входит в состав сельского поселения Сельсовет Чувекский. Куштиль находится в 43 км к юго-западу от г. Дербент и в 9 км к северу от районного центра — сел. Хив. Село расположено в долине реки Рапак-чай и растянуто вдоль её берегов почти на 2 км. Со всех сторон, кроме южной, Куштиль окружен горными цепями и холмами. Считается, что село основано примерно в XVII веке, хотя документально подтверждений этому нет. Но судя по могильным плитам на местном кладбище, поселения здесь существовали и ранее. Тем не менее в 2000 году официально праздновалось трехсотлетие Куштиля.

«Хронологические записи» Рамазана из сел. Куштиля, были переведены южнодагестанским учёным-историком А.Р. Шихсаидовым (род. 1928). В хронике даны предельно лаконичные исторические справки о смерти некоторых южнодагестанских правителей, о борьбе с внешними врагами, о выступлениях внутри Табасарана, об эпидемии чумы и т. д. Ценность «Хронологических записей» Рамазана из сел. Куштиля для табасаранской прозы заключается ещё и в том, что они являются образцом перехода устной формы в письменную литературу.



Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана). Энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) пишет, что во время отбывания своей ссылки в г. Астрахани (Хадж-Тархан) ал-Хасан ал-Алкадари посетил мазар шайха Махмуда, и мазар шайха, известного как Шайх (аз-заман, букв. «времени»). С ним был в это время и его товарищ, подвижник Хаджи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани. Знаменитое историческое сочинение ученого ал-Хасана ал-Алкадари «Следы прошлого Дагестана» («Китаб-и Асари Да;ыстан». Баку, 1903 г. 225 с.), написанное автором в 1891–1892 годах на азербайджанском языке, увидело свет в 1-й Бакинской типографии «Ширк;т» [Азербайджанская книга, 1963, с. 43; Историко-литературное, 1988], благодаря спонсорской поддержке азербайджанского миллионера З. Тагиева. Творческое наследие ал- Алкадари плохо изучено. На русский язык переведено только одно его крупное сочинение — «Асар-и Дагистан». Рукописное наследие еще не систематизировано и полностью не выявлено. Сочинения: «Китаб асари Дагистан та’лиф ал-‘алламат Мирза Хасан-афанди б. ал-Хаджж-‘Абд Аллах-афанди ал-Алкадари ад-Дагиста- ни». Петербург, 1312 [1894/95]; «ал-‘Урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа ли-л-фади-лайн ад-Дагистанийайн». «Сахиб ал-асл... ‘Абд ал-Латиф-афанди ал-Хузи... ва-л-мухаммас... Мирза Хасан-афанди ал-Алкадари». Петровск [б./г., дозволено цензурой в 1905 г.]; «Джираб ал-Мамнун та’лиф... Хасан-афанди ад-Дагистани ал-Алкадари. Туби‘а би-л-матба‘ а ал-исламийа». Темир-Хан-Шура, 1912; «Диван ал-Мамнун. Ат-Табака ал-ула». Темир-Хан- Шура, 1913. В семье ал-Алкадари и его жены Салихат (1843–1908) (была дочерью ‘Абд ал-Гани из сел. Яраг, брак состоялся в 1860 г.) воспитывалось 7 сыновей и 5 дочерей: старший сын от первой жены Эрзи — (Ахмед) Ахмад (1853–1929), (Муслим) Абу Муслим (1861–1911), Хафсат, отданная замуж в 1878/79 г. за касумкентца Аслана, сына Султана — или Афисат (1865–1916), (Убейдуллах) ‘Абд Аллах (1865–1916), (Абдуали) ‘Абдал-Али (1868–1928), ‘Абд ар-Рахман (1869–1892), Зайнаб (1871–1872), Рейханат (1873–1953), ‘Абд ал-Латиф (1871–1935), Абидат (1877–1923), Секинат (1881–1882), ‘Абд ал-Хаким (1883–1888).

БАКИХАНОВ, ‘АББАС-КУЛИ-АГА ИБН МИРЗА МУХАММАД АЛ-БАКУВИ АЛ-ХИЛАВИ (1794–1847) — мусульманский учёный-просветитель, поэт и писатель. Родился в сел. Хиля (отсюда нисба «ал-Хилави») Бакинской губернии (ныне п. г. т. Амираджаны, г. Баку). Учился у кубинских и азербайджанских арабистов (персидский и арабский языки). В 1819 году был приглашён генералом А.П. Ермоловым (ум. 1861) в г. Тифлис (Грузия) и назначен переводчиком восточных языков. Здесь он изучал русскую литературу, науки в разных областях. Находился на российской военной и дипломатической службе. В г. Петербурге познакомился с А.С. Пушкиным (ум. 1837). В 1846 г. совершил паломничество в Мекку (ал-Макка), на обратном пути тяжело заболел и в 1847 г. скончался. По некоторым данным Его предки (по матери) принадлежали известному майсумскому (богатому) роду табасаранцев, переселившихся из Табасарана в Ширван в конце ХVI века.

АЗ-ЗИРДАГИ — нисба восходит к названию южнодагестанского сел. Зирдаг (ныне урочище в Хивском р-оне Дагестана).

АЗ-ЗИРДАГИ, АЛ-ХАСАН Б. РАБАДАН — южнодагестанский богослов, автор труда «Диндин асулар шубуб-иман, ислам, суннат ву» (1614 г.), сыграл большую роль в культурном развитии табасаранцев и лезгин. В 1683 г. перевел «Гулистан» Саади на тюркский язык, что свидетельствует о разносторонних познаниях автора.

АЗ-ЗИРДАГИ, АЛ-ХАДЖЖИ-МУХАММАД Б. ХАСАН Б. РАБАДАН — сын видного ученого Хасана ибн Рабадан аз-Зирдаги, учёный-арабист, религиозный деятель и просветитель. Учился сперва у отца, затем продолжил учёбу в Карабахе (ныне Республика Азербайджан), в сел. Верхний Крал у известных учёных-арабистов. Сохранилась его рукопись, в которой даются знания по математике, астрономии, философии и другим наукам.

АЛ-КУРИХИ, АЛ-КУРУКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Курих (таб. Ккурихъ, ныне сел. Гурик, Табасаранский р-он).

АЛ-КУРИХИ, (ДИЙА’ АД-ДИН) ЗИЙА АД-ДИН ЙУСУФ-ХАДЖИ Б. РАМАЛДАН-ЭФЕНДИ Б. МАЛЛА ЙУСУФ Б. МАЛЛА РАМАЛДАН Б. МАЛЛА МУХАММАД АТ-ТАБАСАРАНИ АН-НАКШБАНДИ (1860–1932) — мусульманский богослов, крупный ученый-арабист, религиозный деятель, просветитель, суфийский шайх из сел. Курих (сел. Гурик, Табасаранский р-он). В 1916 г. Йусуф-Хаджи открывает свое медресе с официального разрешения властей. За материальной поддержкой обратился в город Баку к Хаджи З. Тагиеву. Письмо от 17 апреля 1916 г. было отправлено с поименным списком учащихся. Но помощи по неизвестным причинам не дождался, хотя Тагиев известен многими благотворительными делами. Медресе продолжало существовать на скудные средства Йусуф-Хаджи. Получил иджазу от накшбандийского шайха Ахмад-Хамди Хусам ад-Дин (Шайх-Эфенди) ар-Рукали в 1913 году. После посвящения получил от своего шайха почётное прозвище «Зийа ад-Дин» («Свет религии»). По данным исследователя И.Х. Сулаева Йусуф-Хаджи получил иджазу от шайха ‘Абд ал-Карима ат-Табасарани (идентифицировать данного шайх нам не удалось) в 1906 году. Кроме того, есть сведения о передачи иджазы Йусуф-Хаджи ал-Курихи шайхом ’Али-ханом ал-Мугарти. Йусуф-Хаджи ал-Курихи удостоил звания накшбандийского шайха пять человек из Южного Дагестана. Из всех муридов шайха Йусуф-Хаджи особым расположением пользовался Сафар-Хаджи из села Арсуг Агульского района, который получил иджазу и звание муршида от других шайхов-устазов — Хизри-Хаджи ал-Мугри и ‘Али-Хаджи ал-Акуши (ум. 1930). Учеником шайх также был писатель и учёный — просветитель, создатель табасаранской письменности и литературы Темирхан Шалбузов (1895–1978). Имя Йусуф-Хаджи ал-Курихи занимает достойное место среди имен дагестанских просветителей, ученых и поэтов второй половины XIX — 30-х годов XX вв. В 1932 г. Йусуф-Хаджи скончался в больнице и был похоронен в родном ауле. В личном архиве Йусуф-Хаджи ал-Курихи обнаружено много писем, адресованных ему, и написанных им. Следует заметить, что связи отцов продолжали дети. Так, эстафету от ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910) принял его сын, известный учёный Мухаммад ал-Алкадари. Наиболее интересны послания Йусуф-Хаджи ал-Курихи ‘Абд ал-Фатаху Эфендиеву (1902) и Сулейману Стальскому (1916), их ответы, переписка людей широкого кругозора, способных мыслить трезво, самостоятельно и свободно. Йусуф-Хаджи ал-Курихи владел в совершенстве арабским, кумыкским, тюркским (азербайджанским), лезгинским, даргинским и русским языками. Об этом свидетельствуют не только его письма, стихи – послания на многих языках, адресованные лезгинам ал-Хасану ал-Алкадари, ‘Абд ал-Фатаху Эфендиеву, Сулейману Стальскому, азербайджанцам Гаджи Тагиеву, Бекболату Аркитскому; Магомед-Мирзе ал-Йарси, кумыку ’Абу Суфйаном ал-Казаныши (1872–1931) и в советский период даргинцу А. Абдуллаеву, Я. Кукулиеву и другие, но и рассказы очевидцев. Автор сочинений «Сифату ссалат», «Баянул кьиблати», «Гьюррият». Значительный интерес представляет прозаическая книга Йусуф-Хаджи ал-Курихи «Жами ал-Хасанат», изданная в Темир-Хан-Шуре. В книге раскрывается суть понятий «Шариат» (служение Аллаху), и «тарикат» (путь сближения с Аллахом), и «Хакикат» (степень сближения с Аллахом), освещены многие важные понятия ислама: иман, ихсан, сунна, калам и др. ритуальные обязательные заповеди мусульман (намаз, ураза, жертвоприношение, закят, хаджж), вопросы семейно-бытовой жизни, морально этического облика людей, порядочности и нравственности.

АЛ-КУШТИЛИ, РАМАЗАН Б. КУРБАН — дагестанский богослов из сел. Куштиль (таб. ГъуштIил) — село в Хивском районе Южного Дагестана. Входит в состав сельского поселения Сельсовет Чувекский. В первой четверти XIX в. Рамазаном сыном Курбана из сел. Куштиля на арабском языке между 1813 и 1818 годами было составлены хронологические выписки по истории Южного Дагестана, в которых содержатся важные исторические материалы. Рукопись хронографа Рамазана ал-Куштили, охватывает события, начиная с XIV — XVII вв. и до начала XIX в.

ТИМУР (1336–1405) — среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси.

ШИХСАИДОВ, АМРИ РЗАЕВИЧ (род. 1928) — советский и российский востоковед, историк, исламовед. Научные интересы: ислам в средневековом Дагестане; арабский язык и арабская литература; арабоязычные источники по истории и культуре Дагестана; арабская рукописная книга; эпиграфика, археография.

АШ-ШИРАЗИ, СА‘АДИ МУСЛИХ АД-ДИН ’АБУ МУХАММАД ‘АБД ’АЛЛАХ ИБН МУШРИФ АД-ДИН (1203–1291) — персидский и таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ТАБАСАРАН (ТАБАСАРАНЬ), ТАКЖЕ ТАБРИСТАН, ТАВАСПАРК, ТАВАСПАРАН — историческая и географическая область (провинция) в Южном Дагестане, основная область расселения табасаран. На западе граничит с Агулом, на юге с Кюрой, на севере и северо-западе с Кайтагом, на востоке с Дербентом. Территориально в целом соответствует современному Табасаранскому району Дагестана.

ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН — территория компактного расселения по преимуществу народов лезгинской языковой группы (т. н. «лезгинские народы»): лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры. Кроме того, в субрегионе компактно расселены представители азербайджанской диаспоры — в г. Дербент — ши‘итская община, в сёлах Дербентского района — этнические тюрки-сунниты (в переписи учитываются как «азербайджанцы»). Территориально в Южный Дагестан входят следующие города и районы: города Дагестанские Огни и Дербент, районы: Агульский, Ахтынский, Докузпаринский, Дербентский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский. Исторически в географию Южного Дагестана входят также земли Северного Азербайджана с компактно на них проживающих этнических дагестанцев. В тоже время, современное административно-территориальное деление Дагестана на т. н. Округа, в частности Южный территориальный округ — не тождественен исторически (этно-культурно-языково) сложившемуся Южному Дагестану, так как включает в себе ещё и Дахадаевский, и Кайтагские районы, преимущественно с даргинским населением.



ЛИТЕРАТУРА


1. Алимова Б. М. Табасаранцы (XIX — начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научи, центр РАН Ин-т истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. — Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1992. — 264 с.

2. Хучни [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9ugUkC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2019). — Яз. рус.