Моя счастливая военная юность

Юрий Уткин
Тогда, в 1959, в Армию брали с 19-и лет.
Но, на три года, а в морфлот  - на 4.
Вот и пришла моя очередь.
Не скажу, что хотелось, но и не брыкался.
 А до этого: 
      Год работал лаборантом физкабинета в своей школе, как не поступивший в ВУЗ.
      Создал там любительскую радиостанцию, антенна которой стояла  на крыше лет
      15.
      Затем стал студентом физмата нашего университета, не - надолго. 
      Тогда в Горьковском Радиоклубе началась подготовка к «Полевому  дню».
      Это стало всем.
А что это:
 А это радиосвязь из палаток, в лугах и на холмах, на просторах страны.
 На самодельных радиостанциях, но, тогда впервые, в диапазоне 420 мегагерц.
 Это сейчас 2500 мегагерц в каждом мобильнике, а тогда это было освоение нового.
 Вот и сидишь сутки, до хрипоты вызывая:  Я  - Ra3tci, на приёме!
 Команда Горьковского Радиоклуба стала Чемпионом СССР.
Но, это прошло.
      Зато меня отчислили из университета за потерю связи с ВУЗом.
      Прямо весной, когда мы лепили свои передатчики и приёмники.
      Зато меня взяли в НИРФИ, на полигон в Зимёнках, под Горьким.
      Это -  Научно-исследовательский Радиофизический Институт,
      Где занимались, в частности, исследованием ионосферы Земли.
Не долго музыка играла, пришла повестка.
 И я с Московского вокзала – в Арзамас, а оттуда в теплушке, куда-то.
 Не буду говорить о нарах и полатях, я это ожидал.
 Но, привезли нас в город Плавск, что под Тулой.
 В учебную часть ПВО, то есть противовоздушной обороны.
 Вот это был подарок – не стройбат или пехота.
И началась служба.
     Для начала – всех в баню.
     А оттуда по очереди на осмотр медикам.
     Вхожу в комнату, где сидят люди в белых халатах.
     Среди них две или три женщины, а мы голые!
     - «Поставь ногу на табурет»- говорит одна из них. Ставлю.
Я тупой и беспомощный.
 А эта дама пальчиком трёт мою ногу у ступни, под щиколоткой.
 Чувствую, натёрла катышки.
 - «Ну-ка, марш мыться».
 И что бы скрипело, слышу вдогонку.
 Следующий!
И началось.
     А начался курс молодого бойца.
     Уставы, строевая, разборка и сборка оружия, ещё чего-то.
     И  разместили нас  в большом пятиэтажном корпусе, всю роту связистов.
     Ряды двухэтажных коек, которые надо было идеально заправлять.
     Тут же учебные классы,  ленкомната,  кабинеты, подсобки, - целый мир на
     этаже.
Жизнь потекла без забот и мыслей.
 Нет, мысли были.
 Скажем, надо пришить подворотничёк так, что бы он понравился сержанту.
 Или вскочить по команде  «Подьём» в строй за 30 секунд.
 А как намотать портянки и облачиться в остальное?
 Тут думать надо! Заранее. С вечера.
Правда и другие.
     А как там мама, я пишу ей в личное время. Это после ужина. Но, мало.
     А как там мои новые друзья из НИРФИ?
     Они,  поди, считают концентрацию ионов в слоях D и F ионосферы.
     А я тут  штудирую устав.
     Но, ничего, прорвёмся!
И начал прорываться.
 Не осмысленно, а по интуиции.
 Вот в ленкомнате ( а кто не знает, - это комната для политзанятий),
 Стоял телевизор, чёрно-белый, понятно, но, не работал.
 Я к комроты -  могу посмотреть, может и починю.
 Но, есть условия – нужен отдельный стол.
     Так ведь предоставили!
     Целую комнату!
     Была там сушилка для обуви, увяла за ненадобностью.
     Зато шкафы с полками, где я сам размещусь, и столы.
     А мне только дай!
 А дай мне паяльник, канифоль с оловом, пинцетик, и всё дали.
 И ещё кое-что. Но, мне повезло. Лампы менять не пришлось.
 Телек заработал! Это была сенсация на всю часть.
 Командир роты стал героем.
 А я кое-чем.
Однако, дело шло к присяге.
 И, как сейчас помню, строй всех рот на плацу, генералы, в орденах и лампасах,
 Плакаты,  оркестр,  Знамя части.
 Кто-то читает, а сотни голосов повторяют:
 - Я, Гражданин Советского Союза, вступая в ряды Советской  Армии, клянусь…
И мы клялись не шуточно.
 Да, мы клялись.  И это было .
 Клятва – это не обещание.
 И я уверен, что все, кто там был, её не нарушили.
 И я тоже.

Бог даст, продолжу.