13 июня - память сщмч. Философа Орнатского

Галина Николаевна Николаева
     13 июня - память сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918)
    
     Дни памяти:
     13 июня - в день тезоименитства отца Философа;
     Дата переходящая - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
     Неделя 3-я по Пятидесятнице - Собор Санкт-Петербургских святых.

     Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий район Вологодской области) в семье местного священника Николая Платоновича Орнатского. Старший брат прот. Иоанна Орнатского, двоюродный брат епископа Пимена (Белоликова).
     Обучался в Кирилловском духовном училище и в Новгородской духовной семинарии. После окончания семинарии, как лучший ученик был послан в Санкт-Петербургскую духовную академию.
     В 1885 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
     Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.
     28 июля того же 1885 года был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Отец Философ был также назначен законоучителем.

     В 1888 году был назначен членом Комитета Православного Миссионерского Общества, в 1890-м – избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви; 4 мая 1892 года был избран председателем этого Общества.
     В июле 1891 года он был приглашен для работы в комиссии по строительству церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг, а 26 августа 1892 года по просьбе служащих Экспедиции был назначен настоятелем этого храма.
     С 1892 по 1912 годы он служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям. Почетным членом общества был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – духовный наставник отца Философа. Все начинания и дела общества освящались благословением и молитвой кронштадтского пастыря.

     В 1893 году Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года.
     Одной из первых законодательных инициатив священника было издание положения о необходимости праздничного отдыха для торговых людей, «которое давало бы возможность торговым людям как молиться во время поздней литургии до совершенного окончания ее, так и посетить духовную беседу вечером; об открытии магазинов и лавок по праздникам в два часа дня и окончании торговли в пять-шесть часов вечера».
     Как гласный городской Думы от Церкви, о.Философ занимался устройством ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен. "Но душу деятельности протоиерея Орнатского составляет, конечно, его любовь к проповеди, с которой тесно связано имя о. Орнатского в Петербурге", - писал митрополит Владимир (Богоявленский).
     Его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.
     У Орнатских была большая семья - десять детей, которых они с детства учили жить по евангельским заповедям, в страхе Божием и благочестии. Сам батюшка, имея большую семью, жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

     В 1895 году он открыл на белильной фабрике беседы для рабочих. При содействии о. Философа открылось техническое училище, дававшее среднее образование и специальность по Экспедиции. О. Философ стал его начальником и одновременно законоучителем.
     8 июня 1898 года с его помощью было основано Православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского.
     14 ноября 1898 года был о. Философ был возведен в сан протоиерея за усердную и полезную деятельность на посту председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви и труды по построению трех храмов Общества.
     В 1899 году была открыта безплатная библиотека-читальня имени «М.В. Ломоносова», организатором и первым директором которой стал протоиерей Философ.
     Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-Русское слово» (с 1902 года).

     В 1900 году был назначен членом комиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения. Опираясь на свой личный опыт законоучителя и более широкий опыт пастырский, протоиерей Философ в ходе работы комиссии подготовил доклад «О  Священника весьма безпокоило, что, несмотря на почти повсеместное преподавание Закона Божьего в школах, повсюду наблюдался едва ли не полный провал в деле религиозного воспитания учащегося народа.
     Одной из причин такого положения вещей он видел ту, что силой установившегося порядка вещей Божий превратился в один из учебных предметов наравне с алгеброй, физикой и химией: «Необходимость выполнить программу толкает преподавателя к учебнику, а следование учебнику мало-помалу освобождает законоучителя от работы по предмету своего преподавания, и он обращается в ходячую номенклатуру готовых ответов на каждый вопрос, указанный в программе...
     И получается абсурд: законоучитель доказывает ученикам происхождение Священного Писания, говорит, что надо читать каждому христианину слово Божие, и при том – как читать, а сам никогда не читал с учениками этого Божьего слова и не следил за тем, чтобы и ученики читали “всем книгам книги”. К сожалению, это – горькая правда, что учебник слишком властно взял нас в свои руки и вытеснил из школы не только живую работу учителя с учениками над усвоением умом и сердцем ведения Божественной истины, яже к животу и благочестию, но и самый источник этой истины – слово Божие.
     А пересох кладезь воды живой по отношению к нашей школе – чем напоить духовно жаждущих, чем оросить засохшие нивы сердец человеческих? Для оживления религиозно-нравственного воспитания в школе, необходимо освободить законоучителя от рабского следования программе, вывести его из положения преподавателя предмета в положение пастыря-духовника, вооруженного мечом слова Божьего, живого и действенного. Пора нам позаимствовать у иноверцев добрый обычай чтения в домах святой Библии, начиная чтение ее с должным толкованием в школе, привлекая к этому обычаю и воспитательский персонал... Пора бы подумать и об издании учебной Библии, которую бы можно было дать в руки каждому ученику и ученице».

     Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.
     Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником.

     В 1913 году отец Философ был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге.
     Во время Первой Мировой войны батюшка отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорт с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.
     Его сын Николай (родился в 1886 году) — военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии. Сын, Борис (родился в 1887 году), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте.

     В Петрограде многие дорожили о. Философом. Любил его и о. Иоанн Кронштадтский, их объединяло не только духовное настроение и общественно-церковный темперамент, но и родство в обычном житейском смысле. В свое время Кронштадтский пастырь просил подыскать жениха для своей племянницы Анны - скромного семинариста. Так младший брат о.Философа, священник Иоанн Орнатский вошел в семью кронштадского пастыря.
     Сам о. Иоанн Кронштадтский часто бывал в доме Орнатских. После обеда о.Иоанн, поднявшись из-за стола говорил: "Ну, Философ, идем, рассказывай мне..."
     Во время революции 1905 года, когда в городе начались беспорядки, о. Философ уговаривал свою паству сохранять верность Государю и не слушать "заезжих проповедников". Сам же он проповедовал в самом опасном месте города - Нарвском районе; впоследствии, когда батюшку арестовывали, то арестовывали его не чекисты Казанского района, а из соседнего - Нарвского; видно, жива была в них память о его деятельности в первую революцию.

     К 1918 г. в свои 58 лет о.Философ сохранил и приумножил талант проповедника и церковного деятеля. Он появлялся в самых опасных местах Петрограда. Выступал против отмены Закона Божия в школах, устраивал Крестные ходы.
     Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом духовной академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и с патриархом Тихоном.
     Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.

     19 января 1918 года в Александро-Невской Лавре на его глазах был смертельно ранен муж сестры его жены, протоиерей Пётр Скипетров. Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, безстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли.
     После убийства отца Пётра Скипетрова, великий исповедник Православия, отец Философ одним из первых встал на защиту Александро-Невской Лавры при попытке захвата ее богоборцами в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки, собрал около полумиллиона верующих. Так удалось отстоять эту дивную святыню. Протоиерей Философ вызывал у богоборцев ненависть и страх. Участь его была предрешена в рамках начинавшегося «красного террора» ...

     На заседании Всероссийского Поместного Собора 24 января 1918 года в Москве отец Философ призвал всех верных чад Русской Православной Церкви встать на защиту Ее святынь: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души - Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать».
     Неутомимый борец за истину Христову открыто обличал большевистскую власть с амвонов и трибун вплоть до своего ареста. Во время визита в Петроград Святейшего Патриарха Тихона на богослужении в Казанском соборе в День Вознесения Господня 13 июля 1918 года протоиерей Философ сказал другие знаменательные слова:
     «Пусть же очнутся наконец безбожники и богохульники наших дней, посягающие на Святую веру и Церковь, воры и грабители, раздирающие Родину и расхищающие народное достояние, пусть проснутся теплохладные и встанут на защиту родных святынь, пора и всем нам объединяться для пробуждения в народе древнерусского благочестия».
    
     9 августа 1918 года его вместе с двумя старшими сыновьями, Николаем и Борисом, арестовали. Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в Ч.К., требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно на 20 июля 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт.
     А вскоре Господь украсил сего ревнителя правды Божией мученическим венцом.
     Отцу Философу было всего 58 лет...
     Согласно ряду свидетельств, место массовых расстрелов активных противников кровавого режима в 1918-1919 годах находилось в районе Стрельны, на южном берегу Финского залива, западнее поселка Лигово по дороге на Петергоф. Это был далеко уходивший в море бетонный мол, служивший защитой и пристанью для судов расположенного там яхт-клуба. С оконечности этого мола тела убиенных палачи-красноармейцы сбрасывали в водную глубину...
     Предположительно около 30 октября 1918 года вместе с отцом Философом и его сыновьями Николаем и Борисом было тогда расстреляно еще 30 петроградских офицеров, верных Царю и Отечеству.
    
     Известен рассказ сторожа дамбы на Финском заливе, который в день расстрела до поздней ночи справлял свои именины. Веселье было нарушено шумом двигателя подъехавшего грузового автомобиля, выгрузкой людей, погребальным молитвенным пением и выстрелами. Собравшиеся у сторожа слышали и отчетливо произнесенную фамилию «Орнатский» ...
     Дошло до нас и свидетельство водителя (лично знавшего отца Философа), который по приказу чекистов перевозил арестованных из ЧК с Гороховой, 2 к месту казни: начальник расстрельной команды спросил отца Философа:
     - Кого расстрелять первым - тебя или сыновей?
     - Сыновей — ответил он.
     Перед началом казни отец Философ кротко произнес:
     - Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы.
     И, став на колени, начал спокойным, ровным голосом читать молитвы на исход души...
     Красноармейцы отказались стрелять в коленопреклоненного священника, отказались и китайские солдаты. Тогда молодой комиссар сам подошел к отцу Философу и в упор выстрелил в него из револьвера.

     В 1903 году в Сарове отец Философ, бывший главным оратором на торжествах по прославлению великого Саровского угодника Божия, в присутствии Августейшей Семьи в Поучении о праведной кончине преподобного Серафима произнес удивительные слова:
     «Какая чудная, блаженная кончина, - венец праведной подвижнической жизни! Умереть на молитве - это высшее счастье для христианина. На молитве человек, становясь лицем к лицу с Невидимым Богом, переживает все святые чувствования, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его.
     Смерть на молитве, освобождая дух человека от уз плоти, возвращает его в родную стихию блаженства вечного в лицезрении Божества, что составляет счастье и самой молитвы.
     Умирающий на молитве находит то, чего искал, к чему пламенно стремился. Так, с молитвою на устах умер на Кресте Господь наш Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой Стефан первомученик и многие другие праведники. Да не лишит и нас, братие, Господь Бог этого счастья!»
     Эти слова протоиерея Философа Орнатского оказались по отношению к нему самому поистине пророческими.

     Пресвитер Петроградский Философ Орнатский и иже с ним убиенные его чада Борис и Николай причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
 
                ЗА ВЕРУ В БОГА - ПУЛЯ В ЛОБ...
     Иеромонах Роман (Матюшин)

     Судом постыдным осудили:
     За веру в Бога — пуля в лоб.
     И палачи ещё шутили:
     — Кого сначала шлёпнуть, поп?

     Решай, как скажешь, так и будет,
     Тебя или сынов твоих?
     — Спасибо и на этом, люди.
     Меня — потом, сначала — их.

     Не бойтесь, детки, смерть мгновенна,
     Я отправляю вас к Христу,
     Кончина за Него блаженна,
     А я за вами вслед приду.

     И грянул залп, и был он меток,
     Упали молча сыновья.
     Отец отпел себя и деток:
     — Ну вот, теперь готов и я.

     За землю нечего держаться —
     Господь венцы благословил.
     О, треблаженные страдальцы!
     О, высота святой Любви!

     На вопрос о посвящении стихотворения иеромонах Роман (Матюшин) ответил кратко: «Стихотворение написано после прочтения некоторых житий новомучеников. Был потрясён стойкостью духа, подвигом веры боголюбцев».

     «Радуйтеся, мученики Российские века сего, за веру, труды и правду безвинно пострадавшие».

     Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому, глас 5-й:
     От юности премудрость Божию возлюбив, досточудне отче Философе, во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу, Иже яви тя граду святаго Петра пастыря добра. Ты же, душу свою положив за паству, сам востекл еси на страдания от беззаконных со чады твоими Николаем и Борисом, темже и ныне молим ти ся: не остави предстательством твоим всех почитающих память твою.

     Кондак, глас 2:
     Восхвалим, вернии, изряднаго во святителех (или священницех) и славнаго в мученицех (имярек), Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.

     Величание
     Величаем тя, священномучениче Философе, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

      Молитва

     О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Философе, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
     Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих.
     Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим - правило веры, воином - вождь духовный, болящим - врач изрядный, печальным - утешитель, гонимым - заступник, юным - наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник,
     яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

     Тропарь, глас 4-й
     Мученицы Твои, Господи, Борисе и Николае, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости; тех молитвами спаси души наша.

     Кондак, глас 2-й
     Светильницы светлии явльшеся, Божественнии мученицы, тварь всю светлостию чудес озаряете, недуги разрешающе и глубокую тьму всегда отгоняюще, Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.

     Величание
     Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Николае, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

     СВЯТИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ ФИЛОСОФЕ И МУЧЕНИКИ БОРИСЕ И НИКОЛАЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.



Составлено по материалам:
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф, автор жития священномученика пресвитера Петроградского Философа Орнатского и иже с ним убиенных чад Бориса и Николая
https://ruskline.ru/analitika/2017/06/13/umeret_ na_molitve_eto_vysshee_schaste_dlya_hristianina
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4927.htm
http://www.panino.prihod.ru/sobor_vsekh_svjatykh_
v_zemle_voronezhskojj_prosija/view/id/1154637