Шестоднев. Заметки современника

Андрей Иванов-Егин
Данные заметки не претендуют на полноту, но преследуют миссионерские цели, которые автор понимает, как призыв к любви. Поэтому в этом деле не может быть насилия.
Вопрос. В чем смысл Шестоднева и каково место этого повествования в контексте Священного Писания? Много ли мы потеряем, изъяв его из Библии?

Чтобы было удобно читателю, приведем синодальный текст Шестоднева (См. Быт.1-2)

Глава 1

1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый. 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Глава 2

 1 Так совершены небо и земля и все воинство их. 2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. 4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. 7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. 14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. 18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. 21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. 25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
 

Шестоднев – одно из очень важных и удивительных мест Священного Писания.
Во-первых, этот отрывок открывает людям, что у мира есть Творец. Еврейский глагол «бара», который встречается в Писании четыре раза, говорит о сотворении чего-то нового, из нечего. Это одно из значений, но что имеется именно это значение, подтверждается и другими местами Библии, например, 2Мак.7:28. На факте творения строится все Писание. Скажу сейчас "страшную" фразу. Верить в то, что мир произошел сам по себе - это то же самое, что верить, что ураган может построить дом с евроотделкой. Почему же есть по-настоящему умные люди, кто в это верит? Ведь выражение такой веры на бытовом уровне быстро закончится сумасшедшим домом. Сами подумайте. Меня жена просит построить сарай, а я ей говорю - подождем ветра - вдруг он сам построится.

  Стоит вспомнить, что апостолы, говоря о Боге, прежде всего, указывали мир, как на дело Его: «…мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них…» (Деян.14:15).

Во-вторых, он  низводит на уровень твари многое из того, что в мире почиталось за богов, например, светила. Приведенная цитата, в частности, свидетельствует о состоянии современного апостолам мира. Таким образом, Шестоднев сообщает человечеству нечто удивительное, идущее вразрез тем представлениям, которые господствовали в мире в виде различных «естественных» религий.
В третьих, он указывает на высокое достоинство человека, который, с одной стороны, принадлежит миру материальному, ибо сотворен из «праха земного» (Быт.2:7), а с другой:  «по образу Нашему по подобию Нашему…» (,Быт.1:26 ), как говорит Сам Господь.

Под "прахом земным" не стоит понимать не живой прах. Бог мог спокойно сотворить все мгновенно, но не сделал это. Почему? Для того, чтобы оставить нам свободу не любить Его. Ведь мгновенное творение не оставило бы нам выбора. Такое творение будет после Страшного Суда, когда будет сотворена "новая Земля": "Ибо, как
новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, оворит
Господь, так будет и семя ваше и имя ваше" (Ис.66:22). Достаточно почитать Откровение Иоанна Богослова, чтобы понять, что это творение будет мгновенным.
 
В четвертых, в Шестодневе дается понятие о добре и зле, когда все сотворенное Богом характеризуется, как «добро», а по поводу отсутствия у Адама субъекта, равного ему, которого он мог бы любить, говориться «…не хорошо быть человеку одному…» (Бытие 2:18). Вот определение зла. Спасение - это объединение людей в любви, в Церкви. Но для этого надо свободно научиться радоваться за другого, забыть свое "я" и помнить "мы". В этом понимании и "я" расцветает.
Погибель, наоборот, заключение себя в гробу своего эгоизма. Что предлагает диавол (змей): "будете, как боги" (Быт.3:4). Тот, кто все делает во славу свою, нарушает один важный духовный закон. Дело в том, что Бог - это не просто добро, не просто смысл, не просто жизнь, не просто любовь,но все добро, весь смысл, вся жизнь и вся любовь. Отказываясь от Него, мы поступаем, как музыкант, который хочет играть свою мелодию в единственном оркестре. Духовная реальность такая, что другого нет и не может быть. Светлый ангел становится мрачным сатаной, увлекает на этот путь одну треть ангелов и хочет увлечь нас с вами. Об этом нужно написать подробней в вопросе о грехопадении.

В-пятых человеку подчиняется весь мир и дается заповедь о труде (Быт.1:28) и о воздержании, т. е. о посте (Быт.2:17). Самое главное, что в этом отрывке, кроме указанного, начинают открываться тайны, которые в дальнейшем получают развитие в Писании, в том числе и самые сокровенные, например, о Святой Троице. С этой точки зрения Шестоднев привлекал и привлекает внимание многих исследователей. В самом Писании он многократно цитируется.

Библия – это единое целое, это дивная симфония, причем – это ее начало, то есть часть особая. Изъять ее никак нельзя!