Н. С. Лесков живописание российских нравов

Сергей Сиротин
Н.С. Лесков (1831-1895гг.) – живописание российских нравов.
(Лекции для…)

…Он просто писал «всякую всячину»… А написал –
вечного человека в уникальном русском преломлении.
Неповторимый автопортрет нации.
Л. Анненский

1. Мастерство Николая Семёновича Лескова, который долгое время писал под псевдонимом Стебницкий, многие исследователи его творчества сравнивают с иконописью и древним русским зодчеством, писателя называют «изографом», ибо Лесков создал галерею самобытных народных типов, которую М. Горький назвал «иконописью праведников и святых». Опять же все особо отмечают язык произведений Лескова: наряду с нарочито архаизированной стилистикой речи в его произведениях звучит живая речь своего времени: исповеди крестьян, каменщиков, солдат, скитников, купцов, крепостных актёров, дворян-однодворцев, других представителей многочисленных российских сословий – это богатейшая симфония русской национальной речи XIX столетия.
Основой всего творчества писателя был органический демократизм, позволявший ему критически оценивать и Романовское самодержавие, и осуждающе тех, «новых людей», которые пришли только разрушать. В своём раннем романе «Некуда» неприятие позиции революционных демократов высказано им напрямую. К сожалению, люди, разделяющие взгляды Добролюбова, Чернышевского, Писарева после этого романа вели долгую, целенаправленную травлю писателя, указывая на него как на адепта идеалов консервативности.
Родился Лесков в городе Орле в семье судейского чиновника, получившего личное дворянство за заслуги. Детство провёл в Южной России, где его отец купил хутор. Именно там и познал он основы родной речи, Лесков писал: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками… Я с народом был свой человек, и у меня в нём есть много кумовьёв и приятелей…» В 16 лет Лесков начал службу судейским писцом низшего разряда. В это время он сблизился с людьми из орловского кружка поклонников славянской самобытности: познакомился с фольклористами Петром Кириевским и Михаилом Стаховичем, писательницей Марией Вовчок. Ему было скучно в маленьком городе, и он переезжает в Киев, где в начале 50-х годов XIX века увидел изнанку Крымской военной компании 1853-1856 годов. Город древних храмов, город смешения разных славянских наречий поразил молодого Лескова, а с 1860 года представил тогда кочующему агенту фирмы «Шкотт и Вилькенс» публицистическую трибуну на страницах еженедельника «Современная медицина». Уже тогда в своих журналистских дебютах о бедствиях городских пролетариев, о безнравственных поступках полицейских чинов он сформулировал своё отношение к литературному слову: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно.» За вскрытие полицейского мздоимства на писателя навалилась вся чиновная рать, и Лесков был вынужден оставить Киев и переехать в Петербург.
В столице Лесков работает в журнале «Указатель экономический», стал корреспондентом еженедельника «Русская речь», печатается в журнале «Отечественные записки», пишет передовицы для газеты «Северная пчела». После реформы 19 февраля 1861 года Лесков отстаивает свою публицистическую позицию в спорах с идеями журнала «Современник», который настаивает на революционном развитии исторического прогресса в России, как называл это Лесков «на форсированных маршах». Эти трения сказались не только в романе «Некуда» (1865г.), но и в его антинигилистическом романе-памфлете «На ножах» и в повести «Смех и грех», оба произведения написаны в в1871 году. Николай Лесков вслед за Салтыковым-Щедриным замечает, что логика российской социальной действительности анекдотична, и это превращает русскую жизнь в постоянную «драмокомелию». Повесть отражает характерную для России катастрофичность столкновения личности с реальностями социально-общественного устройства жизни.
В 1865 году Лесков напечатал повесть «Леди Макбет Мценского уезда», в ней писатель раскрывает драму женщины, вступившей в единоборство с кастовой моралью, когда купля-продажа подменяет истинность чувств; и эта подмена по Лескову чревата угрозой разложения и самоуничтожения. Эта повесть сыграла свою драматическую роль и в ХХ веке, когда за музыку оперы по произведению Лескова «Катерина Измайлова» великий композитор Шостакович был оскорблён в Постановлении ЦК КПСС, а опера запрещена.
Н.С. Лесков написал рассказ «Тупейный художник», который по своему антикрепостническому звучанию не уступает известному циклу рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
Особое место в творчестве и наследии писателя занимает «Сказ о тульском мастере Левше». Это небольшое произведение – жемчужина всей русской литературы, сказ повествует об особом умении русского человека, его мастерстве и изворотливости в выполнении задачи. В то же время, произведение очень иронично по поводу казённой самодержавности и насаждаемого постулата о национальной самоограниченности и святости, особенно хорошо показал Лесков самоуверенную глупость верхних слоёв общества, не принимающих ничего нового, исходящего снизу, если не привнесено чужестранцами, что часто ведёт к трагедии (Левша уже на грани смерти кричит и пытается убедить, что англичане кирпичом ружей не чистят, или, когда царь смотрит в Англии пистолет и нахваливает, пока Платов не указывает ему на надпись, что сделан он в Туле).
В 1878-79 годах Лесков пишет очерки быта русского духовенства, «Мелочи архирейской жизни», а в 1889 году из-за них будет запрещён к изданию 6-ой том его собрания сочинений. А в 1884 году пишет «Заметки неизвестного», которые тоже были запрещены.
Во всех произведениях писателя проявляется его особая тяга к работе над выразительностью языка. Язык в книгах Лескова цветистый, грузный от смыслов, улавливающий любые особенности сословной или региональной речи: и особенности лексики обывателя, и субъективную безграмотность применения слов и бюрократических конструкций верхами, всегда относившихся в России к родному языку полупрезрительно, что постепенно и перешло в особое состояние общества, изъясняющегося на полурусском, полубюрократическом воляпюке. Речь же писателя, хитросплетённая, узорчато-обманная, завораживающая, заставляющая читателя вдумываться – она пример истинной народности, как речь Тургенева, Некрасова и Толстого…
У позднего Лескова кастовая элита предстаёт как нравственно вырождающаяся среда, в которой сочетаются и тайное служение охранке, и доносительство, и расчётливое участие в подогревании церковного наступления на свободную мысль, и преследование тех, кто не разделяет моральных и общественных интересов и приоритетов аристократических кругов, примером может служить рассказ «Зимний день» (1894 год).

2. «Очарованный странник»
Напечатанная в 1873 году серией фельетонов в газете «Русский мир» повесть «Очарованный странник» стала визитной карточкой всего творчества Н.С. Лескова – это воплощение богатырства, широты и мощи русской натуры, вольности, таящей на дне души русского человека изначальную праведность.
Писатель, искренне болея за русский народ, выступал против внедрённой в сознание рабской психологии, позволяющей людям с казённой бляхой на груди верить в своё право «всю Россию выпороть» (рассказ «Продукт природы», 1893 год»).
Творчество Н.С. Лескова занимает всё больше места в сердцах читателей и не только в России, всех тех, кто пытается разобраться в особенностях и превратностях русской жизни, глубине русской души, силе и тонкости черт русского характера…
Иван Северьянович Флягин – главный герой повести, герой эпически-былинный персонаж, хотя и действует в России второй половины 19 века – исполин физической и нравственной мощи, он вызывает у читателя ассоциацию с Ильёй Муромцем. И близких спасает от коня-людоеда, и чужим помогает, и ратные подвиги свершает, и кочевников крестит, и в собственной душе с бесами борется, но самое главное: он переживает искушение чарами земной красоты и на её фоне страдает от собственного несовершенства. Флягину известно и крепостное право, и барская «лютость», и солдатчина, и водоворот финансовых махинаций после реформы 1861 года. А отличает его от других социальный гуманизм, основанный на христианском милосердии: он прощает всех, и всё своё время укоряет только себя за те поступки, которые, как сам считает, совершил неправо.
Заговорив о народе через своего героя, писатель отмечает в «очарованной среде» и черты консервативности, и рутинного быта, и особую мистичность сознания, возникших по мнению Лескова за время долгого отлучения крестьянства от просвещения. Иван Флягин – носитель религиозно-фольклорного образа и типа мышления, т.е. особой «очарованности», присущей народному сознанию. Герой говорит: «Своего пути не обежишь, и надо было призванию следовать».
Лесковский богатырь воспринимает не только красоты родной бескрайней земли, по которой ездит и бродит, но и красоту сказки, песни, изделий ремесла, т.е. он предрасположен к прекрасному, к эстетическому пониманию жизни.  И всё же он готовит себя к необходимости совершить нравственный подвиг самопожертвования во имя блага народа.
Автор устами своего героя констатировал, что бытие народа драматично, и поэтому нужно душевное движение каждой личности, олицетворяющей народ, к лучшему, нравственному, светлому, к духовной эволюции и восхождению к идеальному, чтобы не произошло «неизбежное», как называл революцию Лесков в очерке «На смерть Каткова» в 1887 году.
Творчество Н.С. Лескова занимает всё больше места в сердцах читателей и не только в России, его читают все, кто хочет разобраться в особенностях и превратностях русской жизни, переливах русского характера, кто хочет познать тайну души русского человека…


С.М. Серотян. Напечатано 12.06.2019 г.