Апостол и Евангелие. Воскресение 16. 06. 2019

Андрей Иванов-Егин
Эти чтения опубликованы вовремя, т.е. будут читаться на Троицу. Поскольку в церковнославянском языке имена не пишутся большими буквами, в русской транскрипции сохраняется эта особенность.

Апостольское чтение: Деян. 3 зач. 2:1 – 11

Церковнословянский текст

Во дни оны, егда скончавашася дние пятьдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе.  И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще:  и явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их.  И исполнишася вси духа свята и начаша глаголати иными языки, якоже дух даяше им провещавати.  Бяху же во иерусалиме живущии иудее, мужие благоговейнии, от всего языка, иже под небесем. Бывшу же гласу сему, снидеся народ и смятеся, яко слышаху един кийждо их своим языкомъ глаголющих их. Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголюще другъ ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии галилеане? и како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся, парфяне и мидяне и еламите, и живущии в месопотамии, во иудеи же и каппадокии, в понте и во асии,  во фригии же и памфилии, во египте и странах ливии, яже при киринии, и приходящии римляне, иудее же и пришелцы,  критяне и аравляне, слышим глаголющих ихъ нашими языки величия божия?

Синодальный перевод.

В те дни при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Евангельское чтение: Ин. 27 зач. 7:37-52; 8:12

Церковнословянский текст

В последний день великий праздника стояше иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет:  веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя его: не у бо бе духъ святый, яко иисус не у бе прославлен. Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: сей есть воистинну пророк. Друзии глаголаху: сей есть христос. овии же глаголаху: еда от галилеи христос приходитъ? не писание ли рече, яко от семене давидова и от вифлеемския веси, идеже бе давид, христосъ приидетъ? Распря убо бысть в народе его ради. Нецыи же от них хотяху яти его: но никтоже возложи нань руце. Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте его? отвещаша слуги: николиже тако есть глаголалъ человек, яко сей человек. отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте? еда кто от князь верова в онь, или от фарисей?  но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть. Глагола никодим к ним, иже пришедый къ нему нощию, един сый от них:  еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творитъ? отвещаша и рекоша ему: еда и ты от галилеи еси? испытай и виждь, яко пророкъ от галилеи не приходит. Паки же им иисус рече, глаголя: азъ есмь свет миру: ходяй по мне не имать ходити во тме, но имать свет животный.

Синодадьный перевод

В последний великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.  Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?  Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

После Пасхи в Церкви прочли все Деяние Апостолов, а в последний день возвращаются почти в самое начало этой книги. Ясно, что в этот праздник описывается сам момент рождения Церкви в мир. Отметим, что мы имеем дело со свидетельскими показаниями. Хотя сам ап. Лука, автор Деяний, был врач из язычников, человек образованный, он по вере Церкви  давно следовал за Спасителем, сам видел Его после Воскресения (см. Лк.24:13-32). В книге Деяний он описывает свидетельства двух верховных апостолов, с которыми тесно общался: ап. Петра (с Вознесения ок. 29-34 г по РХ, гл. 1-12), а после этого ап. Павла (34-67 г, гл 13-27).  Тогда было мало людей, которые умели писать. Итак, мы имеем дело не с легендой, а прямым свидетельством.
Нам часто хочется кому-то что-то доказать, но это как раз является свидетельством слабости нашей веры. Доказательство – это насилие, а Бог ждет от нас свободной любви. Если сейчас устроить судебные разбирательства свидетелей, то позвали бы не только людей, имеющих совершенное духовное зрение, но и тех, чье духовное зрение несовершенно, и тех, у кого оно заражено духом нечистым. Окончательный приговор зависел бы от личности судьи.
Итак Церковь не идет путем внешнего доказательства, но путем внутреннего свидетельства. Кто оказывается в горнице, когда «сделался шум с неба»? Те, кто был готов к этому длительным общением с Христом. Мы сейчас затрагиваем толкование Литургии Слова. Это для нас и есть общение с Христом, но только в том случае, если мы стараемся исполнять слова Христа. Отметим, что три Лица Пресвятой Троицы-ЕдИницы действуют по-разному. Бог Отец действует прикровенно, по справедливости. Любой грех, совершенный нами не может не иметь последствий. Более явно действуют Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын, распявшись за нас на Кресте, всем всегда и неизменно подает благодать в Церкви, которая может усваиваться только по мере правоты нашей веры. Речь идет о правоте не буквенной, а жизненной. Подвиг Христа совершен для всех, и нам не дано знать путей судеб Божиих. Действие Духа Святого совсем другое. Он Сам решает кому, когда и какую благодать излить. Он усовершает все, строит Церковь, каждому дает свое место.
Для того, чтобы «получить реки воды живой» надо веровать во Христа. Он и Божия Матерь составляли внутриутробную жизнь Церкви. Рождение в мир происходит Духом Святым. Многие слышат шум, но правильно его воспринимают только «Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом». А кто-то не готов. Почему, как это будет видно дальше, не все слышат свое наречие, но насмехаются: «они напились сладкого вина» (Деян.2:13). Теперь всем должно быть ясно, что в Церковь надо звать своим примером, а не загонять туда доказательствами и укорами. Людей надо подготовить, согреть, поскольку даже великие знамения не способны переродить душу. И без личных человеческих усилий это невозможно. Всегда именно эти усилия открывают Духу Святому поле деятельности.
Мы видим, что живые слова Святого Писания умирают в алчной душе. Алкать можно не только денег, но и славы, почета, званий, признания. Многие книжники и фарисеи искали именно этого, но не все. А кто-то заблуждался, как ап. Павел, а потом раскаялся. Скажите, кто мы такие, чтобы знать что-то о человеке? Однако мы можем свидетельствовать о благодати Духа Святого. Собираясь в храме, или в другом церковном собрании, если мы веруем не в свою праведность, а в искупительную жертву Христа, мы становимся пригодным строительным материалом. В таинстве Миропомазания мы принимает те же «огненные языки», но не механически, а по мере нашей покорности и способности. Ап. Павел, сравнивая Церковь с телом, говорит: «Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?» (1Кор.12:17).
Получилось так, что те, кому было вверено Слово Божие, умертвили Его. Они использовали его, чтобы убить живого Христа. Сначала говорили, что «Он вышел из себя» (Мк.3:21), т.е. сошел с ума, а потом хотели наложить на Него руки как раз в еврейский праздник пятидесятницы. Отметим, что по закону нельзя было судить без наложения рук: «По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор.17:6). Каждый, кто накладывал руки, требуя смерти, рисковал своей жизнью. Богочеловека невозможно было предать суду и убить без Его воли, поэтому никто не решился это сделать.
Мы видим, что налагает руки на Христа один «свидетель» - это Иуда, ла и то ему стыдно, он делает вид, что целует Христа и этим предает Его, поскольку другие «свидетели» даже не знали Его (см. Мф.26:48: Мк.14:44). Итак Христос был осужден не по закону, а вопреки его. Часто говорят, почему Ветхий Завет столь жестокий, зачем эти жертвы? Надо быть добрым, не убивать животных, щадить всех людей. Правильно? Да, но не совсем. Смерть вошла в мир через грех, и, чтобы ее победить, нужна была смерть Богочеловека на Кресте. На эту Жертву указывали все ветхозаветные жертвы, чтобы нам стало понятно, что «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а наша мнимая праведность смерть победить не может.
Первому человеку была дана совершенная любовь, он ее растлил и Бог рассеял языки, т.е. народы у Вавилонской башни (см. Быт. 11), чтобы они не договорились в богоборчестве: вдумайтесь теперь в слова кондака праздника: «Егда снисшел языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятого Духа». Церковь –это новый народ Божий.