Одноклассники. Иван Иванович

Леонид Хандурин
   А вот на фотографии и Иван Подопригора. Классный руководитель, Наум Моисеевич Хусид, обычно обращался к Ивану уважительно — Иван Иванович, а с его лёгкой руки и некоторые учителя тоже иногда переходили на этот тон. Дело в том, что Ваня Подопригора был не только гордостью класса, но и гордостью школы. Там, где звучала его фамилия, всегда был порядок — в учёбе, в дисциплине, в других делах. Он всё делал добросовестно сам и мог заставить это делать других.

   До того, как остатки наших классов «А» и «Б» объединили, я уже знал
Ваню по общению в масштабе школы. Знал, что он отличник и хороший парень, что живёт он в совхозе, в полутора километрах от посёлка, то есть от школы.

   И вот в восьмом «Г», мы оказались вместе. К этому времени обо мне были довольно сомнительные мнения почти у всех учителе школы, включая директора и завуча, с которыми я тоже встречался под неблаговидными предлогами, по вопросу моего поведения и моих поступков. Нет, это было не хулиганство, просто я увлекался военной тематикой и вечно таскал в портфеле патроны, остовы гранат, разные пули, винтовочные обоймы, снаряжённые автоматные рожки для наших автоматов и немецких шмайсеров. А вот с учёбой у меня как-то не клеилось.

   Пару месяцев я присматривался к новым ребятам, они мне нравились, особенно подкупал своим отношением Ваня Подопригора. И я поставил себе целью хоть немного приблизиться к группе, где он был неформальным лидером. По ряду причин, мне это удалось и я стал наращивать свои результаты, как в учёбе так и в дисциплине. И вот через полгода я уже мог разговаривать с Ваней об ответах в домашних задачах по алгебре и геометрии, да и по другим предметам хотя ещё далеко было до него, но я старался.

   В девятом классе, когда мы поехали на месяц в колхоз и вырабатывали положенные нам нормы, то Ваня Подопригора заработал больше всех в классе, а я оказался на втором месте. С этого момента, можно сказать, мы и начали дружить. Мы уже обладали монополией почти на все решённые задачи по математике, на все написанные сочинения, на работы по физике и так далее. Вот такую магическую силу имел Иван Иванович. Я и не заметил, как попал под его влияние, но это было только положительное влияние, так как отрицательного у меня самого было хоть отбавляй.

   Уже с девятого класса для нас расстояние в полтора-два километра было не проблема. Если что-то надо было выяснить, я шел к нему, или он ко мне, тем более, что я часами просиживал в библиотеке и он всегда мог меня там находить. Мы с ним обсуждали все события, делились мнениями и часто спорили. К этому времени я втайне пробовал писать стихи и доверял их единственному ценителю — Ивану Ивановичу. Практически у нас не было тайн друг от друга, хотя он мечтал заниматься сельским хозяйством, а я — авиацией.

   Но нельзя сказать, что мы других ребят игнорировали или не замечали. И у меня и у него были друзья-соседи, были товарищи-одноклассники с которыми мы тоже непрерывно общались, но приоритетом была дружба между нами. Единственное табу личного, в которое мы старались не вникать, это наши отношения с девочками: у него были свои предпочтения, а у меня — свои и тут мы старались избегать обсуждения разных преимуществ, принимали мнения друг друга, как данность.

   После окончания школы я поступил в военное училище в Харькове, а Ваню призвали в армию. И вот однажды, он забежал ко мне в училище, перед отъездом к месту службы. Мы поговорили и после этого только переписывались, вспоминая наших школьных ребят. Я даже не знал, где он служит, на адресе был только номер полевой почты.

   Я окончил училище, женился на однокласснице, меня направили служить в Группу советских войск в Германии, у нас родился сын, жена заболела и я отвёз её в госпиталь в город Тойпитц. Когда я приехал их навесить, вдруг по коридору мне навстречу идёт моя жена и рядом в госпитальном халате идёт Ваня, оказывается они в этом госпитале встретились. Так мы и встретились, совершенно случайно, трое одноклассников, далеко от дома, на территории Германии.

   Ваня вернулся из армии, женился, окончил сельскохозяйственный ВУЗ и стал работать в том же совхозе, где раньше жил. Бывая в отпуске, я к нему заезжал и мы подолгу беседовали, а он всё мечтал, что когда-то в сельском хозяйстве будут не колхозы, а агрозаводы.

    Продолжение темы смотреть здесь: http://proza.ru/2019/06/12/1232

      
             Фото из архива автора. Участники делегации из нашего класса
                от ЭСШ (Эсхаровской средней школы) в Москве на ВДНХ.
                Слева направо: Ваня Подопригора, Володя Бирко.