Апостол и Евангелие. Воскресение 14. 04. 19

Андрей Иванов-Егин
Апостольское и Евангельское чтение каждого дня связаны. Часто, присутствуя на богослужении в православном храме, мы слышим чтения Литургии Слова на церковнословянском языке. Многим он не понятен. Что же делать? Предлагается почитать заранее церковнословянский текст и перевод. После этого автор предлагает комментарий, который вдохновляет задуматься над священными текстами, прочитать их своей жизнью. Хотелось церковнословянские тексты привести соответствующими шрифтами, но пока это не удалось. Удовлетворимся текстами, приведенными в русской транскрипции.

Апостольского чтение дня: Евр. 321 зач. (от полу) 9:11 - 14

Церковнослоаваянский текст

Братие, Христос же пришед архиерей грядущихъ благ, болшею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь, не сея твари, ни кровию козлею ниже телчею, но Своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый. Аще бо кровь козляя и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова, иже Духом Святымъ Себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити намъ Богу живу и истинну?

Синодальный перевод

Братия, Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Евангельское чтение дня: Мк. 47 зач. 10:32-45

Церковнословянский текст

Во время оно поят Иисус  обанадесять, начат им глаголати, яже хотяху ему быти:  яко, се, восходим во Иерусалим, и сынъ человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят его на смерть, и предадят его языком:  и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его: и въ третий день воскреснет. И пред Него приидоста Иаков и Иоанн, сына Зеведеева, глаголюща: учителю, хощева, да, еже аще просива, сотвориши нама. Он же рече има: что хощета, да сотворю вама?  Она же реста ему: даждь нам, да единъ о десную тебе и един о шуюю тебе сядева во славе Твоей. Иисус же рече има: не веста, чесо просита: можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже аз крещаюся, креститися? Она же реста ему: можева. Иисус же рече има: чашу убо, юже Аз пию, испиета, и крещением, имже аз крещаюся, креститася: а еже сести одесную Мене и ошуюю, несть мне дати, но имже уготовано есть. И слышавше десять, начаша негодовати о Иакове и Иоанне. Иисус же призвав их, глагола им: весте, яко мнящиися владети языки, соодолеваютъ им, и велицыи их обладают ими: не тако же будет в вас: но иже аще хощетъ в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб: ибо Сын человечь не прииде, да послужатъ Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многи.

В то время, подозвав Иисус двенадцать, опять начал им говорить о том, что; будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо;льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Комментарий

Мы видим, что Евангелие и Апостол дня говорят об одном, а именно о том, какой Жертвой побеждается смерть. Человек, согрешив, заставил Господа проклясть весь мир: «Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). Грешный человек не может быть царем совершенного мира. Таким образом, страдает не только виновный человек, но невиновный, прекрасный мир, который из-за нас становится ужасным – вся остальная тварь страдает из-за наших грехов, т.е. греша, мы работаем на смерть. Один Господь знает, как ее можно победить, но позволяет надолго воцариться ей. Для чего?
Все дело в том, что человек, которого Господь не проклял, но наказал, должен хорошо понять, как ужасна смерть, как страшен грех, чтобы, когда смерть будет побеждена, человеку уже невозможно было пасть. И человека ожидает смерть, но еще не окончательная, а только смерть тела – это и означает, что он не проклят, в отличие от диавола и тленной Земли. Диавол отправится в вечные мучения вместе с теми, кто его выберет, а Земля сгорит, уступив свое место новой, нетленной Земле, не только восстановленной в своей первозданной красоте, но и получившей новое достоинство обиталища обоженного человека. Пока же царствует смерть, а истинная жизнь, второй Адам, Господь наш Иисус Христос в Себе Самом исцелил нашу поврежденную природу и знает, как этим поделиться с нами. Тайна этого страшна, и апостолы еще не понимают смысл происходящего.
Современные гуманисты говорят за древними манихеями, какой ужасный Ветхий Завет, не может быть, чтобы добрый Бог, попустил все эти жестокости. Как можно приносить в жертву невинных животных? Этим они говорят, что они лучше Бога, добрее Его. Какое безумие: виновники смерти учат Творца, виновника жизни, победителя смерти. Мы, христиане, понимаем, зачем Он попустил царствовать смерти: чтобы поразить ее раз и навсегда, отправив в вечную смерть тех мыслящих существ, которые откажутся от Его любви. Смерть же побеждается не с помощью насилия, власти, но с помощью страшного унижения и смерти воплотившегося Сына Божия, Который пришел для того, чтобы, умалившись, победить смерть. Диавол как бы говорил Богу, что люди выбрали меня и поэтому они мои. И это была правда, но не вся. Убив невинного, сатана теряет власть над теми, кто уверует в Христа и выберет Его Церковь.
Через  неделю праздник Входа Господня в Иерусалим, но хочется именно сегодня, к Евангелию и Апостолу дня привести стихи Тимура Кибирова, который поэтически помогает осмыслить, что сделал Господь ради людей.

Вход Господень в Иерусалим

Их-то господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти Своей.

А у тех-то господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок –
 А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти Своей.

А у этих господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его веселой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок –
Но наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!

Ждали плотского царства и славы иудеи и распяли Христа. Ждали их еще непросвещенные Духом Святым апостолы и убежали от Креста. Ждали и ждут их многие другие, в том числе гуманисты. Христиане же должны идти путем Победителя смерти.