Как воспринимать историю

Андрей Елькин
Люди думают, говорят, пишут о том, что актуализировано масс-медийными ретрансляторами в данном историческом контексте. В 2002 году была основана "Республика Мечта". Тогда ещё не завершился этап трансформации социального сознания, в ходе которого пытались минимизировать риски возвращения в болото коммунистических спотыканий. Усиленно акцентировалось внимание на тоталитарной сущности идеологии партийного централизма и бюрократического коммунизма. Важно было убедить население, что любые движения в сторону распределительной экономики и отказа от приХватизации, даже если это некий "китайский путь", приведут к плачевным результатам.

Поэты ( facebook.com/groups/filosofija21/permalink/2785831334824909/ ), самые замечательные среди них, это всего лишь люди, которые естественным образом, вполне ожидаемо реагируют на те или иные сигналы пропагандистской машины. Система дает команду "Вещай!", и они выдают нам достаточно яркие и самобытные образцы лирического творчества на злобу дня. Но в опыте Павлова они никакие не лампочки. Они всего лишь реторты, призванные выводить из полости социальной апатии слизь неактуального контекста.

В этом смысле возникает вопрос, насколько важно ковыряться в историческом прошлом, пристально разглядывая каждую испачканную кровью и гноем тряпку, вывешенную рядом с огромным количеством ей подобных в краеведческих музеях. Само обсуждение этой темы кому-то покажется кощунственным. Конечно - важно. Ведь, скажут многие, без понимания прошлого не будет достойного будущего.

Я тоже считаю, что нужно без философских изощрений, а следовательно в оперативном режиме, математически точно установить диагноз, увидеть очевидные причины всего мракобесия прошлого. Необходим некий совет авторитетов-интеллектуалов, которые в краткой сжатой форме, понятной народным массам, изложат "что это было такое, и почему". Чтобы раз и навсегда прекратить всяческие утомительные топтания в потемках негатива ущербности прошлых поколений.

Такой подход должен рассматриваться как приоритет, ибо самый ценный ресурс социального, если хотите, национального, сознания - время, расходуется настолько нерационально, что те народы, которые выстраивают себе каргокульт в виде исторических "лампочек Павлова", безнадежно отстают от современных реалий и постепенно скатываются на обочину той самой воспеваемой ими истории.

При этом.

Никто не призывает отказываться от истории и, тем более, проводить политику забвения и утилизации тех или иных памятников. Наоборот, с памятниками нужно постоянно работать - устанавливать те, которые того заслуживают, а уже установленные - беречь, разбираясь со смыслами, которые со временем претерпевают те или иные метаморфозы. Вопрос в другом: насколько современные люди способны работать с историческим материалом без ущерба для собственного психического равновесия, необходимого им для созидательных практик и миротворческих инициатив.

Историки и их аудитория каким-то чудодейственным образом должны соответствовать качеству, при котором их сходство с хладнокровными хирургами, разрезающими живую плоть острым скальпелем, чтобы устранить какую-нибудь опухоль или коросту, станет особенно очевидным. Трудно представить себе профессионального врача, который сначала рыдает над разрезанным пациентом, потом наполняется неистовым гневом, а потом бросается куда-нибудь мстить кому-нибудь, чтобы явная несправедливость патологии больше никого не беспокоила.

С особенно ретивыми почитателями исторической справедливости всё происходит несколько гипертрофированно. Создается впечатление, что они думают, что ушедшие в иные миры поколения, отметившиеся своими неприглядными делами, до сих пор живы, а потому так важно выискивать среди ныне живущих виновников бесчинств и нести в этот мир кару возмездия. Понятно, что все шизофренические реакции будут тормозить процессы социального совершенствования и являться факторами дальнейшего экономического загнивания государств третьего порядка.

В процессе любого конфликта действия сторон всегда проявляются в примитивной форме того самого ничтожества, мера которого определяется отставанием в понимании смысла земного воплощения человеческих существ. Реализация противостояния, в свою очередь, может свидетельствовать об однозначной экзистенциальной ущербности всех, кто допустил вовлечение себя в психопатический процесс. Конфликтующие стороны обязательно будут находить множество доводов, справедливо указывающих на подлость и агрессивное вероломство вражеской стороны. Одни будут рассказывать о "зеленых человечках", оккупации территорий и имперских амбициях, другие - об использовании армии против мирного украинского населения, авиа бомбежке мирных городов и нарушении прав второго национального большинства. Причем, обе стороны зачастую будут использовать самый изощренный язык вражды, называя друг друга фашистами.

Самое интересное во всей этой печальной ситуации то, что во всей наиболее актуализированной истории человечества все эти проявления примитивизма повторяются с удивительной периодичностью. На соответствующих уровнях принимаются решения, начинается борьба, минируются поля, задействуются колоссальные ресурсы государств, раздуваются милитаристские бюджеты, а простому люду достаются кровь и горечь невосполнимых утрат.

Именно поэтому так необходим лаконичный математически выверенный исторический анализ причин невозможности построения на данном этапе "Нового Иерусалима", который мы ещё иногда называем платформой торжествующей "Республики Мечта".