Дело о беременной бабе

Александров Геннадий Николаевич
                Работая в государственном архиве Орловской области, я напал на любопытный материал, датированный 1900 годом. Он назывался так: «Дело по расследованию виновных в беременности заключенной Дмитровской уездной тюрьмы Удалых С.»
                Мне захотелось поместить его в сборнике без правок: очень уж красноречиво это дело! Даже ошибки в текстах пусть остаются.
                Рапорт Начальника Дмитровской уездной тюрьмы Коренева               
                в Орловское Губернское Правление. 
                "9 сего июля, производя вечернюю поверку арестантов, у одной из арестанток – Соломониды Удалых – я заметил ненормальную полноту ее стана; спрошенная мною о причине этой полноты Удалых первоначально объяснила, что полнота у нее явилась вследствие простуды, от которой произошла остановка месячного очищения.
                Заподозрив, что Удалых скрывает другую, более серьезную причину своей полноты, я пригласил для освидетельствования ея Дмитровскую акушерку А.Ф.Музыкантову, которая удостоверила, почти наверное, что Удалых находится в беременном состоянии.
                После этого я вызвал Удалых к допросу в контору тюрьмы, где в присутствии надзирателей старшего Лошкарева, младшего дежурного Алтынова, а потом в присутствии всех надзирателей тюрьмы она показала, что несколько месяцев тому назад, во время стирки белья в тюремной бане, арестант-кашевар Илья Огородников, выбывший 6 июня с.г. из тюрьмы за окончание срока своего заключения, зайдя в баню за горячей водой для кухни, стал приставать к ней с требованием и бывши почти без сознания она не может наверное удостоверить, были ли какие последствия его требования, но после, из-за стыда, жалобы на него тюремному начальству не заявила, добавив при этом, что дежурный у ворот надзиратель, надсматривающий и за нею, был в то время отвлечен звонком к воротам тюрьмы; указать фамилию этого надзирателя она положительно не может, вследствие забывчивости, произошедшей от испуга.
                Желая всё-таки узнать, кто в этом случае был дежурным у ворот, я собрал для допроса всех надзирателей тюрьмы, но последние доложили, что так как стирка белья производится ежедневно, то не представляется возможности определить, кто из них был в то время на посту при воротах; тем более, что Удалых не может указать ни дня, ни числа, в который с нею произошел случай. При этом они добавили, что действительно кашевар неоднократно заходил в баню за недостатком у него в кухне воды и обратились ко мне с просьбою о ходатайстве перед Губернским правлением о смягчении им меры наказания, мотивируя просьбу, что по сокращении их штата, состоявшего раньше из одного старшего и шести младших надзирателей, на одного младшего надзирателя, на обязанности дежурного привратника в тюрьме. Когда остальные свободные надзиратели находятся на внешних работах или на тюремном огороде, а заместитель привратника, он же дежурный при конторе, находится в посыле, стала в его обязанность и присмотра за прачечной в бане, но привратник, отвлеченный звонком к воротам, не мог неусыпно следить за тем, что делается в бане.
                В виду того, что в тюрьме находятся 3 поста и на смену дежурных на этих постах требуются 3 заместителя, а также, чтобы не произошло упущений по службе, я имею честь рапортом всепочтительнейше просить Губернское Правление о дополнении штата стража вверенной мне тюрьмы одним, упраздненным в прошлом году, младшим
надзирателем.
          В Орловское Губернское Правление Дмитровского уездного исправника
                Рапорт
                Имею честь доложить, что порученное мне производство дознания по делу о недосмотре Дмитровского тюремного надзора за арестанткой Соломонидой Удалых приостановлено впредь до возвращения из безвестной отлучки по паспорту бывшего арестанта – Дмитровского мещанина Ильи Огородникова, который обвиняется в совершении с Удалых полового совокупления, вследствие чего она забеременела и 30 июня родила двойню – сыновей Илью и Иоанна. Арестантка – крестьянка деревни Пасерковой Волковской волости Соломонида Амвросиевна Удалых, 40 лет, православного вероисповедания.
                25 сентября 1900 года исполняющий должность Дмитровского уездного исправника надворный советник Филиппов производил опрос явившегося по требованию Дмитровского мещанина Ильи Огородникова, 23 лет, который был кашеваром и хлебопёком. Тот сказал: «Ложь и несправедливость! Я в баню за водой не ходил никогда, а арестантка Соломонида Удалых постоянно находилась в помещении начальника тюрьмы как прислуга и нянька ребенка его, где и ночевала и вследствие этого она пользовалась большой льготой и не раз отлучалась из тюрьмы без всякого тюремного надзора к сыну своему, живущему в Дмитровске у сапожного мастера Емельянова, откуда приходила частенько выпивши вина. Вообще начальник тюрьмы любит дармовые услуги арестантов. Так, например, арестант Григорий Гринев из Большебоброво постоянно стерег гусей начальника».
                Впоследствии один из надзирателей подтвердил слова Огородникова: да, Соломонида Удалых у начальника тюрьмы работала часто и ночевала!
                Губернское Правление постановило: сделать начальнику тюрьмы Кореневу строгое предупреждение, чтобы впредь подобного не повторялось.