День отдыхает ночью

Бондарев
Провидению было угодно оказаться на Севере в маленьком городке в окружении Хибин: горы в городе, город в горах. До отправления поезда оставалось более пяти часов, хотелось с пользой провести его в притягательной местности, где Хибины в молитвенном одиночестве над лампадой озера Вудъявр. Центральная библиотека приглашала на миниспектакль с названием «Свет не нужен свету, свет нужен тьме».
В тесном библиотечном помещении собралось не более десятка зрителей. В каррэ книжных стеллажей стол, за которым разместились исполнители: трое мужчин пенсионного возраста и две женщины с круглыми эмблемами на груди, сидящие боком к публике. Небольшое пространство между артистами и слушателями не предполагало движений по «сцене»: предстояло услышать чтение пьесы по ролям.
            Библиотекарь представила актеров, автора пьесы и сообщила ее название. В помещении стало тихо. Из-за середины стола поднялся высокий мужчина и обратился к сидящему рядом, словно продолжая начатый разговор.
- Нельзя человека оскорблять правдой. Плохому поэту не следует говорить, что он плохой поэт. Он сам об этом знает.
Завязывался диалог. Его собеседник, не поднимаясь с места, на реплику ответил вопросом:
- Если знает, зачем же пишет?
- Ему нравится слыть, а не быть. Этого права у него не отнять, ему хочется состояться. Состояться можно и в профессии, но он тянется к возвышенному. Плохого поэта всегда поймет плохой читатель по причине его понятливости. Талантливый поэт с глубокомыслием и метафорами ему не доступен, поэтому отрицается. Талант может понять талантливый человек, а где их взять среди читателей? Бывает, что талант снисходит по соображениям востребованности до уровня слушателей, особенно в песнях. Это бывает чаще, чем обратный процесс.
- Это тщеславие. Тщеславие не должно быть выше способностей.
- Согласен, что не должно. А кто может определить баланс между этими понятиями? Разве человеку дано усомниться в наличии у себя Божьего дара? Дурак, осознавший, что он дурак, наполовину гений. Он велик в намерениях осчастливить человечество, но не  в исполнении. Это слабость, мы уважаем слабости у других и прощаем, потому как их обнаруживаем и у себя. Мы не требовательны к себе и окружающим.
- Это удобная позиция оправдания посредственностей. Лукав тот, кто пишет «нетленки» под диктовку Всевышнего. Творец дарует нам мысль, но не слова. Поэт должен трудиться над словом. Но он этого не делает по причине жажды легкого успеха. Только тяжелая непрерывная душевная работа приносит съедобные духовные плоды.
- Человечество не может нести ответственности за Создателя, сотворившего его несовершенным.
- И поэтому необходимо прощать несовершенные стихи и узаконивать?
- Я не говорю, что надо узаконивать. Пусть рифмуют для собственного удовольствия и удовлетворения.
- Однако они рвутся к микрофону, им предоставляют место на сцене, они прививают дурной вкус публике. Да, они печатают рифмованные столбики за собственные деньги, печатное слово по-прежнему у большинства читателей признается авторитетным. Слава, купленная за деньги, побуждает непоэтов и поэтиков издавать шелуховые произведения, не имея грамматической и литературной образованности, и самое главное – способностей. Разве человек без данных станет танцевать или петь? Они образуют литературные группки, где окололитературный мусор сообща признается ценностью!
В комнате раздались аплодисменты, зрители оживились, тихонько переговариваясь друг с другом. Заметно, поднятая тема их волнует. Это импровизация на обозначенную тему, говорили они естественно и эмоционально о наболевшем, словно на рядовом литературном собрании. Публика умолкла, поднялась женщина с пышной сиреневой прической и заговорила тихим спокойным голосом:
- В противостоянии мнений – ничья. Вы оба правы: один говорит о том, как надо поступать, другой – как обстоит литературное дело в действительности. Я считаю, побудительным мотивом к графоманству является низменное чувство зависти к успеху другого. Лучшее средство от зависти к доступным, но недосягаемым поэтам – признание их таланта. Больно, но мужественно признать его отсутствие у себя, не принижая личности.
Миниатюрная девушка с круглым смуглым лицом приняла эстафету:
- Я не согласна с Дмитрием Захаровичем, что талантливый человек может определить талантливость другого. Бездари безошибочно распознают дарование и выдают себя агрессивным проявлением. Чем яростнее они нападают на великие умы, тем сильнее чувствуется, насколько они им неровня. То, что безразлично, не атакуют с такой звериной яростью. Несчастные, они не ведают, что талант не привилегия, а тяжелая ноша. Талантливый человек не в полной мере ощущает радость, он только ее демонстрирует, но она ему не дана. Это расплата за талант. Талантливые люди чаще подвержены депрессиям и самоубийствам. Господь назначает, кому долго тлеть, кому ярко светить, но быстро сгореть.
Пока звучали аплодисменты, к зрителям вышел человек с наружностью Хэмингуэя, которого вначале представили автором пьесы, следом за ним – высокорослый, вступивший в диалог первым. Следовало ожидать завершения представления. В отличие от предшественников они читали текст пьесы по бумажке. Первым вступил в разговор автор пьесы:
- Озвученная проблема существовала и раньше, но она была не так заметна и остра по причине неграмотности населения и отсутствия информации. Замечу, в нынешнее время осведомленность, информированность, образованность, но не умение и понимание, позиционируется, как талант. В обществе и природе противоположности сосуществуют рядом: белое и черное, плюс и минус, добро и зло, день отдыхает, на смену приходит ночь. Таланты тоже организуются в союзы, конфликтуют, завидуют, ревнуют, дистанцируются от провинциальных графоманов и литературщины. Свет не нужен свету, свет нужен тьме. Просвещайте народ, если вы настоящие художники слова. Не надо учить, как надо сочинять, лучше объяснять, как не надо писать.
- Литературные объединения, как часть общества, тоже подвержены коррупции. Это снижает ценность и значимость литературных произведений на влияние и скрепление нации. Появляется недоверие к литературным чиновникам, которые объявляют литературные конкурсы с восьмистраничным описанием благородных целей и задач. Конкурс объявлен, а победители уже известны – свои люди. Участники конкурса нужны организаторам для массовки.
- А я хочу обратить внимание на следующее. В последнее время в региональных журналах встречаются бесцветные стихи: нет мысли, настроения, ассоциаций. Разговорно-бытовая лексика, записанная в столбик. Однако к непоэтическим столбцам прилагается перечень заслуг автора вовсе не в области литературы. Задаю себе вопрос: быть может, у меня неважно со вкусом и культурой восприятия, или не вижу бревна в своем глазу? Прививать дурной вкус непонятками, нагромождениями эффектов в печатном слове – опасно. Неспособны они на духовное кормление читателей!
- Товарищи, друзья! Ценю ваше праведное негодование. Вы сказали, больно и мужественно признаться себе и публике в своей никчемности и ненужности. Начнем с себя и сделаем мужественный шаг, чтобы ложь не стала идеологией ЛитО.
- А что надо сделать?
- Самораспуститься. Мы добровольно собрались, добровольно и разойдемся. Мы выйдем из разряда плохих сочинителей в разряд хороших читателей. Убежден, за нами последуют другие творческие сообщества и союзы. Будем пропагандировать лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы. Голосуем. Кто за самоликвидацию? Единогласно. «Триумф» отныне закончил свое существование.
Зрители поднялись, раздались аплодисменты. Исполнители смущенно вышли на середину и неумело поклонились. Хотелось задержаться и задать несколько вопросов, но следовало торопиться на вокзал.
В поезде самодельный спектакль не выходил из головы. Услышанное волновало, мысленно обращался к репликам. В чем необычность? Это стиль барокко в представлении? Ошибался в предсказании финала. Мне казалось, группа проявит гражданскую активность, составит коллективное письмо в Союз Писателей с просьбой о наведении порядка. Было и второе предположение: станут заниматься самобичеванием, приступят к косметическому ремонту литературного содружества и продолжат счастливить человечество. Но чтоб такое! Это режиссерский ход? Строгое следование тексту пьесы? Кто он, автор пьесы? Это настоящая или игровая смерть на сцене?
Как часто трусость, лень, бесполезность гримируется шумихой. Пар уходит в гудок и нет движения. В представлении найдено единственное, правильное, мужественное решение, которое ими выстрадано. Они предпочитают смерть, нежели быть во вредоносной или бесполезной, нейтральной деятельности. Это благородно в сравнении с бесцельным и жалким тлением в якобы творчестве. Смерть – это не поражение, это победа силы духа, настоящий триумф «Триумфа», который выше и дороже всех изданных ими книжечек. Своим поступком члены ЛитО реабилитировались и заслужили уважение.