Как мы выбирали президента

Александров Геннадий Николаевич
В 1996 году Россия избирала Президента. Борьба между Борисом Ельциным и Геннадием Зюгановым развернулась не на шутку. От того, кого выберет народ, зависело, будем ли мы дальше идти по пути обогащения сотен негодяев и обнищания миллионов россиян или повернем назад, к социализму – возможно, по китайскому варианту.
                Отношение к этим выборам было серьезное и бдительное. Районное начальство боялось, что уставший от перестройки народ проигнорирует это мероприятие. Поэтому, как в старые добрые времена, направили на избирательные участки чиновников администрации, начальников различных служб и, конечно, артистов – для завлечения электората.
                Меня ввели в состав избирательной комиссии на участке в старинном селе Погорельцево, знаменитом своей церковью. В самом селе жителей было немного, но в нескольких километрах находится деревня Воропаево, откуда тоже приходили избиратели. В мою обязанность входило веселить всех игрой на баяне и песнями.
                Участок находился в клубе. Время было ненастное, однако крестьяне, заслышав звуки музыки, шли к нам отовсюду. Так что проблем с участием народа в голосовании у нас не возникло. К вечеру клуб опустел, от безделья и холода члены комиссии слонялись из угла в угол, коротая время до официального часа окончания выборов. Иногда поочередно поднимались на сцену. Там, за красным занавесом, стоял длинный стол с деревенскими яствами: творогом, салом, квашеной капустой, картошкой, гусятиной… И, конечно, присутствовал самогон. Выпив по чарке и закусив, члены комиссии чувствовали себя веселее. Как только подошел финиш, они закрылись изнутри, чтоб никто не помешал, и набросились на урны с бюллетенями, выпотрошили их, подсчитали, кто сколько голосов набрал.
                У нас, в Погорельцево, побеждал Зюганов. Увязав бюллетени, мы разложили их по специально выданным комиссии «фирменным» пакетам. Сделали дело – гуляйте смело. С осознанием выполненного долга мы расселись на сцене за столом и совершили возлияния, сопровождаемые поглощением пищи.
                Подошло время везти выборный материал в Железногорск, в районный избирком. Для этого была выделена «летучка» - машина с грохочущим железным фургоном. В нее садились председатель и секретарь нашей комиссии и я, поскольку моя родная Михайловка находится как раз посередине между городом и Погорельцево. Напоследок все выпили «на посошок», и сердобольная завклубом Антонина Афанасьевна Волобуева,  знающая моих родителей и жену, протянула мне несколько копченых золотистых селедок.
                - Угости домашних, - сказала она и сунула селедки в один из оставшихся пустыми «фирменных» пакетов.
                В «летучке» мы ехали весело. Пели песни, травили анекдоты. В Михайловке шофер остановил машину, и я покинул веселую компанию. Жене, конечно, не понравилось, что я заявился «под куранты и под шафе». Чтобы унять ее ворчание, я перевернул пакет над кухонным столом. Оттуда выпали… пачки с бюллетенями. О, ужас! Тогда что же происходит сейчас в избиркоме!
                Жена вдоволь поиздевалась надо мной и членами комиссии: мол, документы объявят похищенными, меня обвинят в умышленном их сокрытии… Тогда мобильников не было и в помине. Я кинулся к соседям в поисках машины. Увы, все нормальные люди спали. Хоть в пожарную часть обращайся за помощью.
                Мои погорельцевские компаньоны прибыли в избирком раньше многих других, за что получили благодарность. Они подняли пакеты с бюллетенями над широким, покрытым зеленым сукном столом. Можно представить их изумление и страх, когда по столу запрыгала вонючая селедка. Это же политический скандал!
                Погорельцевцы быстро засунули скумбрию обратно в пакет и – бегом к машине. Так что волноваться нам с женой пришлось меньше часа. «Летучка», действительно, прилетела, гремя, как коробчонка царевны-лягушки. Мы быстро, в ночи, словно шпионы, произвели обмен пакетами. Так Президентом России стал Ельцин.