О морали и нравственности

Евгений Терещенко
С некоторых пор я стал замечать, что большинство этических понятий разработаны плохо и по-разному понимаются «специалистами», авторами всевозможных словарей и энциклопедий. К примеру, официальная «научная» терминология путается в определении нравственности и фактически смешивает ее с моралью. Причина этой путаницы хорошо понятна, она происходит из материалистического мировоззрения авторов энциклопедий, из их непризнания реальности духовного мира. Если же мы признаем реальность духовного мира, то понятие нравственности тут же кристаллизуется и приобретет самостоятельное значение, иерархически более высокое, чем понятие морали.

Мораль – это принятая в том или ином социуме система представлений о «добре и зле» и вытекающие из нее запреты, предписания, нормы поведения. Примерно такое по форме и точно такое, по существу, определение морали существует в словарях и энциклопедиях и с ним трудно не согласиться. К этому определению можно добавить, что мораль явление коллективное, способствующее выживанию конкретного социума. В разное время, у разных народов, мораль разная.
Нравственность – это проявление в человеке Духовного Начала, в форме безусловной любви, сострадания, благородства, бескорыстия и других лучших человеческих качеств.

Мораль способна порабощать человека, требуя от него соблюдения принятых в обществе требований и предписаний. Нравственность ничего не навязывает человеку, предоставляя ему свободу выбора своих действий. Иными словами, моральные поступки есть проявление зависимости человека от общества, нравственные поступки есть проявление свободы человека.

Из различия между моралью и нравственностью, вытекает разница между такими эмоциями и такими понятиями, как стыд и совесть. Стыд относится к области морали, совесть относится к области нравственности. Стыдимся мы перед другими людьми, угрызения совести всегда личны и не связаны с другими людьми. Стыд – важная эмоция человека, возвышающая его над животными. Совесть – еще более важная эмоция, указывающая на принадлежность человека к Царству Духа.