К А П И Т А Н Д Ж О Р Д Ж М О Д И.
ЗА ПОЧТИ ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНЮЮ СЛУЖБУ «КАТТИ САРК» - ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО И ЛЕГЕНДАРНОГО ПАРУСНИКА СМЕНИЛОСЬ СЕМЬ КАПИТАНОВ, НО САМЫМ ПЕРВЫМ БЫЛ ДЖОРДЖ МОДИ – КАПИТАН С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Когда – то маленький городок Аухтемахти на северо – востоке Шотландии, был вовсе и не городком, а местом обитания диких кабанов, водившихся здесь в изобилии, поэтому и привлекал на охоту знать и даже самого короля, построившего небольшой дворец в четырёх милях отсюда. В самом названии городка звучало что – то германское и происходило оно явно не от шотландских слов, в грубом переводе означавшее, как говорят – «поле кабанов».
Наверное, городок так бы и остался малоизвестным для всей Шотландии, если бы в 1911 году, уже в преклонном возрасте здесь не поселился бы капитан Джордж Моди вместе со своей семьёй. Жил он в старейшем доме Мак Даф, стены которого видели всяких обитателей за свою двухсотлетнюю историю.
Хозяин жилища не смотря на свои 82 года, сохранял бодрость духа, был остряком и с радостью принимал у себя дома многочисленных друзей. А так как основную часть своей долгой жизни он отдал морю и кораблям, то каждому входящему сюда, с порога было ясно, что здесь живёт настоящий «морской волк». Посетителей встречали картины парусных кораблей, развешанные повсюду, но, пожалуй, главной гордостью хозяина стал сложенный и закреплённый на стене парус – парус знаменитого клипера «Катти Сарк».
Как и обычно, в один из дней лета, потрудившись в большом саду возле дома, Д. Моди принимал у себя небольшую компанию. Он любил рассказывать разные истории о дальних морских переходах, но на этот раз гостей интересовала только «Катти Сарк». Поглаживая густую бороду, Джордж неторопливо начал своё повествование:
«В ту пору я работал на судовладельца Джона Виллиса, доверившего мне лучший корабль «Твид» из своей флотилии, а быстроходные клипера только начинали чайные переходы из Лондона в Шанхай, соревнуясь, кто быстрее прибудет с грузом чая обратно.
Ни один судовладелец в Англии не был влюблён в паруса так, как Джон Виллис, носивший разные прозвища – «Старый Джон», «Капитан Джон», но лишь одно – «Старина Белый Цилиндр» прочно закрепилось за ним: он носил безукоризненный высокий белый цилиндр, не расставаясь с ним никогда. Виллис ещё мальчишкой познал море, став потом капитаном, побывавшем во многих уголках света.
Был он немного чудаковат, и не все понимали его странности. Так на кухне своего дома Джон повесил большую вывеску на латинском языке: «Бог посылает пищу, а дьявол - поваров (коков). Но в делах бизнеса он преуспел, был дотошен, не мог перенести, чтобы кто – то обошёл его.
Когда в 1868 году другой судовладелец Джордж Томпсон построил клипер «Фермопилы», ставший самым быстрым среди чайных клиперов и принёсший своему хозяину немалую выручку, «Старина Белый Цилиндр» не мог спать спокойно. Он задумал построить лучшее судно, обратившись в известную фирму «Скотт и Линтон». Новый клипер назвали «Катти Сарк».
Корабль был уже готов к спуску на воду, и тут вдруг Виллис приостановил все работы. Он попросил меня проверить состояние материалов, используемых во время постройки. С особой тщательностью я отнёсся к этому поручению, исследуя каждый фут древесины, а когда находил изъяны, то забраковывал их для замены тех или иных частей.
Да, джентльмены, это был необыкновенный корабль! Одни только паруса клипера – десять миль парусины, могли при полной ветровой загрузке двигать судно с силой, эквивалентной 3000 л. с., со скоростью до 17 узлов.
Я был счастлив, узнав о своём назначении капитаном на «Катти Сарк», и в душе поклялся, что оправдаю доверие, оказанное мне «Стариной Белым Цилиндром».
На «Катти Сарк» я совершил три перехода в Китай, это было в 1870 – 1872 годах, а запомнился мне последний, в августе 1872 года, когда вместе с «Фермопилами» мы шли через Индийский океан, попав вскоре в жесточайший шторм. Он так хорошо потрепал наше судно, сломав руль, который сразу ушёл в пучину. Скажу вам, джентльмены, дело принимало серьёзный оборот, и, кроме того, осложнялось ещё присутствием в этот раз на корабле брата Джона Виллиса - Александра, с ним у меня произошла перепалка. Александр требовал ремонта в ближайшем порту Южной Африки, а я доказывал, что мы можем справиться своими силами. И всё – таки я настоял на своём. Благодаря умелым рукам корабельного плотника Генри Гендерсена мы изготовили новый руль, укрепив его вновь, конечно, потеряв при этом драгоценное время, вернувшись в Лондон на неделю позже. Александр не стал молчать и всё рассказал своему брату, вызвав его недовольство.
Это, джентльмены, послужило причиной моего ухода, и я распрощался с «Катти Сарк».
Капитан Моди закончил свой рассказ, и по его внешнему виду нетрудно было определить, как нелегко дались ему эти воспоминания.
Джордж вернулся в родные места, сохранив на память вымпел с «Катти Сарк», который подарил позднее Клубу боулинга, кстати, основанного им же. Короткий отдых после службы на парусных кораблях, получение сертификата капитана парохода, и вновь перед ним открывалась дорога в море - трансатлантические рейсы из Лондона в Нью – Йорк на лайнере «Виргиния»
Моди исполнилось 62 года, когда он навсегда покинул капитанский мостик. Проводил всё время с семьёй, интересовался метеорологией. Капитан Моди прожил интересную, полную событиями жизнь, умер в возрасте 94 лет.
БЕЗ СОМНЕНИЯ, ИМЕННО ОН СТОЯЛ У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО КЛИПЕРА «КАТТИ САРК», ОТКРЫВ ЕМУ БОЛЬШУЮ ДОРОГУ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ.
12 июня 2019 Вячеслав Прытков.