Капитан Джордж Моди

Вячеслав Прытков
             К  А  П  И  Т  А  Н       Д  Ж  О  Р  Д  Ж        М  О  Д  И.


ЗА  ПОЧТИ  ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНЮЮ  СЛУЖБУ  «КАТТИ   САРК» - ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО  И  ЛЕГЕНДАРНОГО  ПАРУСНИКА  СМЕНИЛОСЬ  СЕМЬ  КАПИТАНОВ, НО  САМЫМ  ПЕРВЫМ  БЫЛ  ДЖОРДЖ  МОДИ – КАПИТАН  С  БОЛЬШОЙ  БУКВЫ.

Когда – то  маленький  городок  Аухтемахти  на  северо – востоке  Шотландии, был  вовсе  и  не  городком, а  местом  обитания  диких  кабанов, водившихся  здесь  в  изобилии, поэтому  и  привлекал  на  охоту  знать  и  даже  самого  короля, построившего  небольшой  дворец  в  четырёх  милях  отсюда. В  самом  названии  городка  звучало  что – то  германское  и  происходило  оно  явно  не  от  шотландских  слов, в  грубом  переводе  означавшее, как  говорят – «поле  кабанов».

Наверное, городок  так  бы  и  остался  малоизвестным  для  всей  Шотландии, если  бы  в  1911  году, уже  в  преклонном  возрасте  здесь  не  поселился  бы  капитан  Джордж  Моди  вместе  со  своей  семьёй. Жил  он  в  старейшем  доме  Мак  Даф, стены  которого  видели  всяких  обитателей  за  свою  двухсотлетнюю  историю.
Хозяин  жилища  не  смотря  на  свои  82  года, сохранял  бодрость  духа, был  остряком  и  с  радостью  принимал  у  себя  дома  многочисленных  друзей. А  так  как  основную  часть  своей  долгой  жизни  он  отдал  морю  и  кораблям, то  каждому  входящему  сюда, с  порога  было  ясно, что  здесь  живёт  настоящий  «морской  волк». Посетителей  встречали  картины  парусных  кораблей, развешанные  повсюду, но, пожалуй, главной  гордостью  хозяина  стал  сложенный  и  закреплённый  на  стене  парус – парус  знаменитого  клипера  «Катти  Сарк».

Как  и  обычно, в  один  из  дней  лета, потрудившись  в  большом  саду  возле  дома, Д. Моди  принимал  у  себя небольшую  компанию. Он  любил  рассказывать   разные  истории  о  дальних  морских  переходах, но  на  этот  раз  гостей  интересовала  только  «Катти  Сарк». Поглаживая  густую  бороду, Джордж  неторопливо  начал  своё  повествование:

«В  ту  пору  я  работал  на  судовладельца  Джона  Виллиса, доверившего  мне  лучший  корабль  «Твид»  из  своей  флотилии, а  быстроходные  клипера  только  начинали  чайные  переходы  из  Лондона  в  Шанхай, соревнуясь, кто  быстрее  прибудет  с  грузом  чая  обратно.
Ни  один  судовладелец  в  Англии  не  был  влюблён  в  паруса  так, как  Джон  Виллис, носивший  разные  прозвища – «Старый  Джон», «Капитан  Джон», но  лишь  одно – «Старина  Белый  Цилиндр»  прочно  закрепилось  за  ним: он  носил  безукоризненный  высокий  белый  цилиндр, не  расставаясь  с  ним  никогда. Виллис  ещё  мальчишкой  познал  море, став  потом  капитаном, побывавшем  во  многих  уголках  света.
Был  он  немного  чудаковат, и  не  все  понимали  его  странности. Так  на  кухне  своего  дома  Джон  повесил  большую  вывеску  на  латинском  языке: «Бог  посылает  пищу, а  дьявол -  поваров  (коков). Но  в  делах  бизнеса  он  преуспел, был  дотошен, не  мог  перенести, чтобы  кто – то  обошёл  его.
Когда  в  1868  году  другой  судовладелец  Джордж  Томпсон  построил  клипер  «Фермопилы», ставший  самым  быстрым  среди  чайных  клиперов  и  принёсший  своему  хозяину  немалую  выручку, «Старина  Белый  Цилиндр»  не  мог  спать  спокойно. Он  задумал  построить  лучшее  судно, обратившись  в  известную  фирму  «Скотт  и  Линтон». Новый  клипер  назвали  «Катти  Сарк».
Корабль  был  уже  готов  к  спуску  на  воду, и  тут  вдруг  Виллис  приостановил  все  работы. Он  попросил  меня  проверить  состояние  материалов, используемых  во  время  постройки. С  особой  тщательностью  я  отнёсся  к  этому  поручению, исследуя  каждый  фут  древесины, а  когда  находил  изъяны, то  забраковывал  их  для  замены  тех  или  иных  частей.
Да, джентльмены, это  был  необыкновенный  корабль! Одни  только  паруса  клипера – десять  миль  парусины, могли  при  полной  ветровой  загрузке  двигать  судно  с  силой, эквивалентной  3000  л. с., со  скоростью  до  17  узлов.
Я  был  счастлив, узнав  о  своём  назначении  капитаном  на  «Катти  Сарк», и  в  душе  поклялся, что  оправдаю  доверие, оказанное  мне  «Стариной  Белым  Цилиндром».

На  «Катти  Сарк»  я  совершил  три  перехода  в  Китай, это  было  в  1870 – 1872  годах, а  запомнился  мне  последний, в  августе  1872  года, когда  вместе  с  «Фермопилами»  мы  шли  через  Индийский  океан, попав  вскоре  в  жесточайший  шторм. Он  так  хорошо  потрепал  наше  судно, сломав  руль, который  сразу  ушёл  в  пучину. Скажу  вам, джентльмены, дело  принимало  серьёзный  оборот, и, кроме  того, осложнялось  ещё  присутствием  в  этот  раз  на  корабле  брата  Джона  Виллиса  - Александра, с  ним  у  меня  произошла  перепалка. Александр  требовал  ремонта  в  ближайшем  порту  Южной  Африки, а  я  доказывал, что  мы  можем  справиться  своими  силами. И  всё – таки  я  настоял  на  своём. Благодаря  умелым  рукам  корабельного  плотника  Генри  Гендерсена  мы  изготовили  новый  руль, укрепив  его  вновь, конечно, потеряв  при  этом  драгоценное  время, вернувшись  в  Лондон  на  неделю  позже. Александр  не  стал  молчать  и  всё  рассказал  своему  брату, вызвав  его  недовольство.
Это, джентльмены, послужило  причиной  моего  ухода, и  я  распрощался  с  «Катти  Сарк».

Капитан  Моди  закончил  свой  рассказ, и  по  его  внешнему  виду  нетрудно  было  определить, как  нелегко  дались  ему  эти  воспоминания.

Джордж  вернулся  в  родные  места, сохранив  на  память  вымпел  с  «Катти  Сарк», который  подарил  позднее  Клубу  боулинга, кстати,  основанного  им  же. Короткий  отдых  после  службы  на  парусных  кораблях, получение  сертификата  капитана  парохода, и  вновь  перед  ним  открывалась  дорога  в  море -  трансатлантические  рейсы  из  Лондона  в  Нью – Йорк  на  лайнере  «Виргиния»
Моди  исполнилось  62  года, когда  он  навсегда  покинул  капитанский  мостик. Проводил  всё  время  с  семьёй, интересовался  метеорологией. Капитан  Моди  прожил  интересную, полную  событиями  жизнь, умер  в  возрасте  94  лет.
БЕЗ  СОМНЕНИЯ, ИМЕННО  ОН  СТОЯЛ  У  ИСТОКОВ  СОЗДАНИЯ  ЛЕГЕНДАРНОГО  КЛИПЕРА  «КАТТИ  САРК», ОТКРЫВ  ЕМУ  БОЛЬШУЮ  ДОРОГУ  В  МОРЯХ  И  ОКЕАНАХ.

12  июня  2019                Вячеслав  Прытков.