Я

Станислав Радкевич
Я – я.

У каждого свое «я». И каждый наверняка не раз пытался понять, что это такое. Но быстро бросал это дело. И без того жизнь дурдом.

Однажды я написал рассказ «Я» от имени ледяной скульптуры – какой ее видели прохожие, каким она сама воспринимала мир, как она старела… Но что пытался выразить ею скульптор? Чем она была на самом деле? Этого, естественно, я не знал, а придумывать не стал. Было ясно: если искать ответы на эти вопросы, то выйдет уже не про «я». Да, пожалуй, и не рассказ.

Вообще с этим самым нашим «я» нужно быть осторожнее. Чуть заморочитесь – вам явится уже совсем не «я». А буквально Бог знает что. В смысле, далеко уйдете, можете не вернуться. И «Гугл-Карты» не помогут.

К тому же стоит вспомнить, что до нас суть «я» («личности») пытались объяснить очень многие, включая колоссов и исполинов, вроде философа Канта или психоаналитика Фрейда. И все обломались. Но вот в последние десятилетия на стыке медицины и философии стало возникать немало интересного, вроде идеи Пола Маклина о триедином мозге. Мозг, то есть, эволюционно сложился из трех слоев: самый древний, рептильный, отвечает за рефлексы и инстинкты.  Его окружает лимбический слой, «мозг млекопитающего», где зарождаются базовые эмоции и вИдение сапиенсом своего места в «стае». И поверх всего – неокортекс, кора, благодаря которой мы орудуем образами, раскладываем мир на составляющие, складываем из этих кусочков собственную «реальность» и делаем все остальное, что в целом называется сознанием. Откуда следует, скажем, что наше «я» – продукт взаимодействия искривленных полей, возникавших на всем протяжении эволюции живой, а если полезть глубже, то и неживой природы.

Поэтому удивляет не то, что время от времени внутри нашего «я» возникают образы чего-то, якобы удивительно от нас далекого. А то, что мы до сих утешаем себя сказками о делимости мира, о каких-то его размерах и границах и при этом совсем не научились расшифровывать подсказки нашего собственного «я», которое, бедное, все вращением этого мира и наверчено.

Не буду повторять благоглупости про то, что наше «я», сокровенная «глубина» и т.д. – это главный источник добра и правды. Зло и зверство тоже отсюда, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что наше «я», как и весь мир, постоянно обновляется. Вчерашнее и сегодняшнее «я» носят одни и те же ФИО не иначе как для удобства налоговиков. На самом деле это два совершенно разных человека. Но, точно, существует определенная частота, ритм обновления «я». И если что и можно назвать «я», то именно эти частоту и тональность, на какое-то время гармонично соразмеряющиеся с ритмами и тональностями симфонии мироздания, далеко не постигнутой нами пока.
 
Так что выживание, дление нашего «я» – это скорее из области музыки, эстетики, чем физиологии и экономики. Постоянно искать и/или создавать красоту, совершенство, гармонию – это самая эффективная стратегия выживания. Существенное ценнее вещественного, свобода важнее барахла. Это последнее, что я хочу сказать в «Азбуке».