Правда о протестантизме

Евгений Френкель
История протестантизма была историей как достижений, так и ошибок. Причинами ошибок были утрата близких отношений с Богом и то, что протестантизм, будучи порождением Средневековья, нёс на себе следы своего происхождения. Протестантизму ещё предстояло избавляться от них.

В 1609 г. в Амстердаме под влиянием менонитов возникла первая община баптистов, характерная особенность вероучения которых добровольное сознательное крещение верующих взрослых людей, имеющих твёрдые христианские убеждения и отвергшихся греховного образа жизни. Иисус искупил грехи всех, но для спасения нужна синергия – соучастие Божией и человеческой воли. В континентальной Европе баптизм начал распространяться в 20-30 гг. ХIХ в. Он оказался реакцией на разноголосицу и разделения, возникшие в протестантизме к этому времени, что придало ему своеобразную осторожность по отношению ко всему непонятному и смущающему душу, устойчивые организационные формы, внимание к внешним чину и благопристойности. В сложившихся к XVIII-XIX вв. лютеранских, англиканских и реформаторских церквах стали проявляться догматизм, иерархичность, а также порождённые эпохой Просвещения, деизм, атеизм и рационализм.

С целью преодоления отклонений от чистоты христианства в протестантских церквах Великобритании и Северной Америки возник евангеликализм. Это направление считает, что учение первохристиан было евангельским, но в дальнейшем было искажено человеческим преданием, что повлекло за собой пороки исторической Церкви.

Методизм – одно из течений евангеликализма. Методисты признают Священное Предание в качестве инструмента толкования Священного Писания. Личное обращение и спасение влекут за собой миссионерство, служение миру. Из любви к Богу проистекает личное благочестие и добрые отношения с ближними.

В 30-х гг. XIX в. среди протестантов США возникло движение адвентистов седьмого дня. Для него характерно тщательное исследование текстов, в частности пророческих текстов Священного Писания. Библия является комментарием сама к себе. Адвентисты исповедуют соблюдение субботы. Суббота – памятник сотворения мира и печать Божия авторитета. Заповедь о субботе – одна из заповедей Десятословия – вечного закона от Бога. В Библии нет ни одного указания об отмене Десятословия и переносе дня Господня  (Исх.20;10) с седьмого дня недели на первый. Эта замена была произведена вопреки Писанию в угоду язычникам – солнцепоклонникам. Адвентисты отрицают бессмертие души, вечные муки для неверующих, верят в первое воскресение умерших во Христе для жизни вечной (1Фес.4;13-18) и во второе воскресение после тысячелетнего царства (Отк.20;4-6) для суда к оправданию в жизнь или к осуждению на смерть (Рим.6;23) в огненном озере (Отк.20;15).

В начале ХХ века в США возникло пятидесятничество. В фокусе его внимания крещение Святым Духом. Пятидесятники придают большое значение молитве и говорению на «ангельских языках» (1Кор.13;1), значения слов которых никто не понимает (1Кор.14;2). Духовный дар языков не является обязательным (1Кор.12;30) и первостепенным (1Кор.14;5).

Пятидесятничество обратило внимание Церкви и на другие дары Духа (1Кор.12;7-11). В 60 гг. ХХ в. возникло движеие харизматов (харизма – дар, дарование). Харизматы поставили во главу своих учения и практики дары Святого Духа, гласно или негласно утверждая, что языки, дары – показатель духовности верующих. Но показатель духовности верующих – не дары, а плоды – плоды духа и служения. Если нет плодов духа, дары – ничто (1Кор.13;1-3).

Возникшая в конце ХХ века христианская протестантская доктрина процветания исходит из того, чтот Бог хочет, чтобы люди были здоровы, обеспечены, словом, по земным меркам жили хорошо. Христианин должен выглядеть и быть более обеспеченным, «упакованным», успешным. Такой взгляд никак не соответствует духу Писания. Цель наших исканий, направленность личности – Бог, Царство Божие, Божия праведность, Божий мир и Божия радость во Святом Божием Духе.