Нас увидят из космоса!

Александр Кожейкин
-игра в вопросы и ответы-

Есть такое понятие: «венчурный проект». Это проект с высокой степенью риска, предполагающий при неблагоприятном исходе возможность полной или частичной утраты капиталовложений. Такие проекты оправданы при небольших объемах инвестиций, когда речь идёт о поиске новых направлений в бизнесе. Разумеется, венчурные проекты имеют право на жизнь. В конце концов, эксперимент в бизнесе необходим.

Иное дело, когда рискованные проекты касаются всех жителей региона, а негативные последствия могут быть весьма серьёзными!

Хотя один такой сомнительный проект затронет не только наш регион – поворот стока реки Уфа на восток при обмелевшей Волге и вырубка большого массива лесов – как ни крути, уже федеральная проблема.

Я имею в виду проект Томинского ГОКа. Это не только большой венчурный проект с высокой степенью экономического риска, поскольку ввиду переработки беднейшей руды и огромных затрат на транспортировку колоссального количества отходов и сотен миллионов кубов воды он выйдет за пределы экономической рентабельности. Этот проект, как сказано в Рекомендациях Совета по правам человека при Президенте РФ, «ввиду особого территориального расположения планируемого к возведению Томинского ГОК, его строительство и функционирование несет опасность серьезного ущерба окружающей среде и природным ресурсам Челябинской области, чревато усилением социальной нестабильности и общественного недовольства»

Приходилось слышать, что опасения по поводу проекта Томинского ГОКа сильно преувеличены.

А давайте поступим так! Я выведу все дискуссионные моменты за скобки. И задам Вам, уважаемый читатель, ряд вопросов, на каждый из которых можно ответить только ДА.
Противник Вы Томинского ГОКа или его рьяный сторонник – без разницы.

1. Правда ли, что для того, чтобы засыпать самый большой в Евразии Коркинский карьер, нужно вырыть еще два таких же карьера?

Да!

2. Существует ли реальная опасность, которую озвучивает ряд авторитетных ученых, что при разработке Томинского карьера Шершневское водохранилище будет осушено ввиду депрессионной воронки, и вода уйдёт в карьер?

Да!

3. Есть ли реальный риск того, что перекачка токсичных отходов обогатительного производства будет осуществляться небезопасно для окружающей территории и для проживающих на ней людей.

Да!

4. Будет ли израсходовано огромное количество воды – дефицитного в регионе ресурса?

Да!

А теперь поясню.

1. Первая связка «вопрос-ответ» не нуждается в пояснениях. Вопрос в том: кто будет следить за новыми гигантскими ямами после того, как олигарх выработает всю руду и уйдёт, закрыв все производство, уволив трудяг и демобилизовав частную армию алтушек? Станут карьеры по примеру большинства заброшенных медных карьеров кислотными озёрами, пагубно влияющими на флору-фауну в радиусе нескольких километров, или превратятся, по мнению С. Гордеева, в оазисы с абрикосовыми рощами вокруг? Вопрос дискуссионный. Поскольку руда сульфидная, при гидролизе дающая серную кислоту, первый вариант наиболее вероятен.

2. На второй вопрос ответ дали не только независимые эксперты, которые обозначили такую опасность. Все помнят, как профессор О. Гуман на заседании Общественной Палаты г. Челябинска авторитетно заявила по поводу депрессионной воронки: «Ваши Шершни будут осушены», и у меня есть такая видеозапись. Вопрос в том, а у Администрации области и у вр. и.о. Текслера, который энергично помогает Русской медной компании в проталкивании вредного Томинского ГОКа есть резервный источник водоснабжения для полутора миллионов населения? Разработан ли план действий на случай, который обозначили не мифические агенты, а авторитетный профессор УГГУ? Как будет осуществляться снабжение водой 1.5 МИЛЛИОНА ЖИТЕЛЕЙ при том, что все подземные источники, как, например, Шеинское, будут отравлены стоками РМК?

3. На этот вопрос отвечает практика работы металлургов и обогатителей. В зимнее время водные растворы в трубопроводах замерзают уже при незначительном минусе, пульпы (вода с осадком) забивают трубы. Перекачка без забивок и порывов на 13 километров невозможна точно так же, как в принципе невозможен вечный двигатель.

Всю страну облетели снимки «цветной» ядовитой реки у города Норильска. Это не единичный случай. За четыре года зафиксировано ПЯТЬ (!) прорывов пульпопровода на комбинате «Норникель», последний случился в сентябре 2016 года, после этого перекачку прекратили.

Примечательно, что прорывы были заметны из космоса. В одну из рек после прорыва пульпопровода хлынули токсичные массы, которые окрасили воду в красно-бурый цвет.

Наши космонавты на орбитальной станции увидели необычное явление и поделились своими наблюдениями.

Отгоняю от себя нехорошую мысль: хоть так, но мы можем прогреметь на весь мир, как когда-то печально прославились Карабашом – знаковым символом экологического преступления против планеты.

Космонавты увидят, как под Челябинском возникает цветная река или внезапно на месте рукотворного Шершневского моря образуется гигантская впадина – вот тогда мир о нас заговорит! Рейтер, агентство Синьхуа и Ассошиэйтэд пресс наперебой заголосят о Челябинском феномене. Снимки будут опубликованы и растиражированы.

Вот все активисты обижаются, что вр. и. о. Губернатора Текслер в упор не видит ни протестующих против ГОКа челябинцев, ни независимых экспертов. Может, случится катастрофа, с челябинцами встретится кто-то рангом повыше, которому можно будет, наконец, с горечью сказать: мы пытались достучаться!

Конечно, в случае прорыва гипотетического пульпопровода из Томино в Коркино мы вполне сможем обойтись без космонавтов и увидим весь ужас сами.

4. Рассуждения вип-руководителя из РМК г-на Сиенко на экономическом Форуме в Питере по поводу замкнутого водоснабжения на Томинском ГОКе опровергаются самой же РМК – ДЛЯ ЧЕГО ТОГДА ОНИ ЗАТРЕБОВАЛИ 40 МИЛЛИОНОВ КУБОВ ВОДЫ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НУЖДЫ? С какой целью вкладывают миллиард в поворот реки Уфа с запада на восток в бассейн реки Оби, для чего тянут трубопровод к Миассу. И к тому же оборотное водоснабжение – удовольствие ввиду импортных реагентов недешевое, оно уже провалилось на Байкале.

Мне заметят: страхи необоснованны. Томинский ГОК не следует расценивать как не просчитанную и непродуманную авантюру – ведь множество экспертов поставили свои подписи под положительными заключениями для РМК.

Я не буду бросать тень на этих ученых и говорить, что до них точно также были подписаны документы о безопасности производства, а потом были отравлены северные реки Урала. Отгоню подальше мысль, что в коррумпированной стране всё возможно. Лучше скажу, что есть иные мнения других авторитетных специалистов, из РАН, из проектных институтов. И самое главное – никто не будет спорить, что риск для жителей региона при работе и после окончания функционирования Томинского ГОКа есть, и он огромен!

Риск огромен! Должны ли челябинцы рисковать своим здоровьем, здоровьем своих детей, всем своим будущим ради прибылей оффшорного олигарха?

На этот вопрос можно ответить однозначно: НЕТ!

На фото: последствия обрыва пульпопровода у Норильска. 2016 год.