Размышляя над книгой В. Тена Из пены морской. 3

Андрей Якуп
(Продолжение. Начало смотрите в статье «Размышляя  над  книгой  В.Тена  «Из  пены  морской».  1,2.)

    (В.Т.):
«Сейчас я выскажу еретическую мысль относительно новизны идей Юнга, оказавших огромное влияние на мировую культуру. Лично мне кажется, что Юнг просто применил к психологии биогенетический закон Геккеля. У Геккеля онтогенез повторяет филогенез в анатомо-физиологическом аспекте, у Юнга — в психологическом.»
    (А.Я.):
Совершенно согласен с Теном. Насколько я понимаю, он и Юнг - единственные, кто понял-почувствовал глубину последствий закона, сформулированного Геккелем.

    (В.Т.):
«Предлагаю начать ad ovo (с самого начала), с вопроса, чем человек отличается от животных. Уверен, что большинство ответит: главное различие заключается в том, что человек обладает сознанием ...                Никакой предмет невозможно понять, не узнав, «как это возникло». … . Перестать мыслить для души означало перестать существовать. Это все равно, что для тела потерять протяженность, то есть последовательность своего расположения в пространстве.»
     (А.Я.):
Конечно. «Перестать мыслить для души означало перестать существовать».  Ведь душа – это структурированный поток энергии, закодированный как программа самосохранения. Для человека «перестать мыслить» - это значит, остановить поток, так же противоестественно, как «для тела потерять протяженность, то есть последовательность своего расположения в пространстве».

      (В.Т.):
«Болотные лемуры, с наступлением вод Тэтиса терявшие свои лиманы, тростниковые и мангровые заросли, постепенно переходили на водно-земный образ жизни, а потом на водный с периодическим возращением на землю для отдыха и деторождения. Пришло время, когда им стало тяжело возвращаться на сушу, и тогда начался процесс, который называется «эволюция археоцет». (А.Я: Самый первый археоцет, вероятно, был полностью наземным существом. В эоцене археоцеты постепенно начали вести более водный образ жизни.)  Начались гидростатистические и гидродинамические приспособления. … Самым важным приспособлением к обитанию в водной среде животных, дышащих легкими, стала функциональная асимметрия полушарий, т.е. два автономных мозга в одной мозговой капсюле.
От дельфинид произошли современные дельфины и косатки. …У дельфинид резко выросло количество зубов в сравнении с наземными млекопитающими, но спецификация зубов была утрачена. Не стало поверхностей, предназначенных для пережевывания пищи и дробления моллюсков, и клыков. Все зубы у дельфинид (а также у современных зубатых китов) - резцы. Дельфины не способны пережевывать пищу, они рвут добычу и тут же глотают. … С такими зубами можно быть только результативным морским хищником, потребление растительной пищи и панцирных моллюсков исключено.                Наибольший интерес для нас представляют акродельфиды, имевшие гетеродонтный (А.Я: - разнозубый) аппарат во рту. В отличие от своих гомодонтных родичей, акродельфиды имели не только резцы, но и зубы с плоскими площадками. 
Гетеродонтность акродельфид говорит о том, что они пережевывали еду, а это можно было сделать либо на мелководье, приняв вертикальное положение, либо на берегу. Они занимали экологическую нишу, которую оставили дельфиниды и сквалодонтиды, устремившиеся в морские пучины. Скорее всего, нашими предками являлись акродельфиды, ибо они имели преимущественные возможности для возвращения к наземному образу жизни, когда Тэтис начал усыхать, превращаясь в цепь изолированных морских бассейнов. Один из последних останцов некогда великого океана — Аральское море - исчез на наших глазах. Осталось почти ничего: Средиземное, Черное, Азовское моря и Каспий. … Нынешние Альпы, Карпаты, Большой и Малый Кавказы, хребет Эльбурс, Копет-Даг, Гималаи, — эти и ряд других географических областей, где ныне возвышаются горы, являли собой весьма живописные ландшафты. Бесчисленные, изрезанные бухтами острова; хорошо прогреваемые отмели; укромные нерестилища; теплые ключи, — и эта благодать посреди океана простиралась на тысячи километров. Само собой разумеется, здесь развились богатейшие флора и фауна простейших, моллюсков и всех тех, кто питается простейшими, моллюсками и водорослями. В свою очередь, те привлекали хищников, в том числе, археоцет. (А.Я: археоцеты - дре;вние киты; — парафилетическая группа млекопитающих из отряда китообразных.)
Особенно привлекательными были эти шхеры для акродельфид, которые, судя по гетеродонтному зубному аппарату, обожали именно эту еду. К тому же, в отличие от дельфинид, акродельфиды предпочитали мелководье. Это были обитатели шельфовой прибрежной зоны. Для того чтобы поесть, им надо было плыть на мелководье, где водились в огромном количестве моллюски, и где была возможность время от времени принимать вертикальное положение, чтобы прожевать пищу. Скорее всего, у акродельфид имелся не только гетеродонтный зубной аппарат, но и конечности. Я представляю их себе в виде небольших дельфинов типа афалин с длинными, ловкими передними конечностями и короткими, но мощными задними; с коротким и сильным хвостом и круглой (точнее, подокруглой) головой на шее, почти сросшейся с туловом. Они прекрасно плавают, но могут забраться на скалу или нависшее над водой дерево. Если Р. Гольдшмидт был прав, когда говорил о «многообещающих монстрах», то акродельфиды, несомненно, являлись ими.
     (А.Я.):
Для меня не столь очевидно, что акродельфиды обладали «длинными, ловкими передними конечностями и короткими, но мощными задними; … коротким и сильным хвостом». Зачем им короткие, но мощные задние конечности, если акродельфиды только время от времени принимали вертикальное положение, к тому же, в условиях невесомости. Не совсем понятна также роль «короткого и сильного хвоста». Другое дело, когда  акродельфиды перешли к водному образу жизни и превратились в дельфинов. У них задние ноги срослись, образовав единый мощный гребной орган, при этом сохранив два пятипалых скелета каждого хвостового пера. Сейчас даже существует стиль скоростного плавания, который так и называется «дельфин». Пловец держит ноги вместе и движется, извиваясь всем телом. Соединив «дельфин» с «бабочкой», мы включили в активную работу и руки, получив ещё более скоростной стиль плавания.
 
     (В.Т.):
«У современных дельфинов новорожденные выходят из материнского чрева хвостом вперед. Дельфинихи рожают в море при непременном участии и помощи своих родственниц и подруг, играющих роль «повивальных бабок». Их задача — вытолкнуть дельфиненка наверх, чтобы он мог глотнуть воздуха. Обязательное участие «повитух» говорит о том, что роды в воде для дышащих легкими дельфинов все еще опасны, хотя «обратный» ход новорожденных способствует их выживаемости.
«Обратный» ход новорожденных дельфинов представляет собой чрезвычайно сложное гидростатистическое приспособление, не менее сложное, чем мозговая асимметрия. У всех наземных млекопитающих дети выходят из матки головой вперед. Это обеспечивает значительную выживаемость при длительных родах. (А.Я: я бы только сделал уточнение формулировки. Поскольку при «обратном ходе» дельфинов их выживаемость при рождении стала выше, это гидростатистическое приспособление постепенно вытеснило «прямой ход», который имел преимущество на суше.) 
… Развитие эмбрионов дельфинов свидетельствует о том, что их отпрыски долго сохраняли руки, ноги и круглые головы на подвижных шеях, что делало их похожими на нас. Во всяком случае, дети дельфинид имели такой вид до тех пор, пока эволюция не изменила ход новорожденных на обратный, сделав возможным роды в глубоких водах. До тех пор, скорее всего, взрослые и детские особи дельфинид различались между собой внешне, как различаются взрослые и детские особи лягушек, стрекоз, саламандр. Выползая рожать на берег, археоцеты рожали существ, способных кормиться на берегу и на мелководье. Их дети были похожи на своих далеких предков, когда предки дельфинид обитали в двух средах. (А.Я: А те, в свою очередь, походили на своих предков, живших на суше.) Потом, пережив метаморфоз, выросшие археоцеты навсегда уходили в море. (А.Я: Кстати, не «навсегда». Когда моря стали «усыхать», часть потомков археоцетов (современные киты, тюлени, морские коровы) осталась жить в море, часть вернулась на сушу (медведи, ), часть застряла на полпути, в болотах (гиппопотамы).)
Когда началась регрессия Тэтиса, многочисленные группы дельфинид в силу изрезанности ландшафта, начали попадать в ловушки: отдельные водоемы, не имеющие связи с океаном. Это были крупные внутренние моря, сравнимые по размерам с Каспием, которые сокращались, как шагреневая кожа на протяжении нескольких миллионов лет. Запертым археоцетам эволюция могла предложить только один выход: развитие по типу педоморфоза, через неотеническую форму. (А.Я: ПЕДОМОРФОЗ - способ эволюции организмов, характеризующийся утратой взрослой стадии и соответственным укорочением онтогенеза, Неотени;я — явление, при котором достижение половозрелости и окончание онтогенеза происходит на ранних стадиях развития, например, на личиночной стадии.) Второй выход — вымирание.
    (А.Я.):
Запертым археоцетам эволюция могла предложить выход - развитие по типу педоморфоза.  Да могла. Но у меня возникает вопрос к Виктору Тену:  предложила ли? И почему В.Тен считает, что педоморфоз не мог произойти раньше или позже? Впрочем, это не так важно, важно, что он произошёл. От Древа Жизни, ветвь «Дельфины», методом педоморфоза отделилась веточка, на конце которой замаячил человек. Именно «на конце», поскольку я думаю, человеком эта веточка и закончится. Что мы имеем на сегодняшний день подтверждающего предположение, что «начался человек»? Во-первых, эмбрион дельфина внешне очень похож на человека. (Зачатки рук, ног, лобастая голова.) Во-вторых, соле- и йододефицит человека. Значит, веточка отделилась от ветви «дельфины» после того, как дельфин вышел из моря. Когда Тэтис начал усыхать, акродельфиды полезли на сушу, потом на деревья. Кто успел добежать (не был съеден по дороге) и «обустроился» на ветвях, от хорошей жизни, начал усиленно размножаться. В результате на ветвях обострилась конкуренция, и часть акродельфидов была вытеснена на границу двух сред – «деревья-земля». «Вытесненные» акродельфиды, потеряли комфортный образ жизни и оказались вынужденными «вертеться» между землёй и ветвями. За это «неудобство» природа «расплатилась» с ними двумя монетами. Во-первых, «долгожитием» (термин предложен создателем и методистом «рейтиг-йоги» Л.Платоновым) династии «вынужденных переселенцев». Во-вторых, увеличением в два раза объёма оказавшейся в их распоряжении информации. Не здесь ли зародился разум человека – качество мозга, которое позволило ему стать сильнее всех на свете?