Волга-Волга

Александр Сергеевич Трофимов
Круизы по Волге. Это ж благодать для счастливчиков! Каютка с удобствами, ресторанные разнообразия, вечером барные страсти. Развлекуха с песнями, танцами и экскурсиями. И города по борту всё славные: Волгорад, Саратов, Самара, Казань, и дальше - древнерусские исторические: Нижний, Ярославль, Кострома, Плёс….
Бережки, правда, скромны да далеки. Одно только куйбышевское водохранилище – шириной до 40 километров – морище – с волнами до трёх метров.  Зато рядом на сколь глаз хватит - блескучая равнина, искрит, волнами играет и бьёт о борта теплохода. И от шума воды и бескрайности полное благодушие. Говорят – психические недуги лечит.

Но к концу круиза у бдительного путешественника, уже вкусившего прелести похода, возникают некие сомнения и пасмурноватые мыслишки – уж больно воды много, а чаек и рыбаков нет и рыба не плещет. И дома он скорей к интернету, источнику сомнений и беспокойств, вдохновителю смут.

И выясняется.
Разлили Волгу-матушку, считая только после войны, на громадную территорию, побольше чем сельхозугодия Бельгии, уж не говоря об Эстонии и Норвегии, от Волгограда до Рыбинска аж на целых пять морей.

Вот тут подобрались и к психнедугам.

До строительства плотин вода от Рыбинска до Сталинграда добегала за 50 суток,  в половодье — за 30, а теперь  - за полтора года.  Цветёт летом вода зеленью. Прямо болото какое-то! Самоочищаемость упала в десятки раз. Сползает земля в неё ежегодно сотнями миллионов тонн.   А донные наносы, ранее удобрявшие пойменные и заливные земли, теряются безвозвратно.

До революции икру и осетрину вкушали в любом трактире. В 1897 году Волга давала более 188 миллионов  голов осетра, 177 — севрюги, 75 — стерляди, 70 — сельди, 45 — белуги, 17 — лосося, 11 — белорыбицы. Брали только мерную рыбу – мелочь отпускали – спроса не было. В перерасчёте на каждого нынешнего россиянина, включая младенцев, пришлось побольше б, чем по три штуки, не считая икорки.

Была уха - теперь гиблуха. Рыба – главное когда-то богатство Волги - гибнет. Очень много её заражено паразитами. Из-за водосбросов сохнет отложенная икра. Плотины преграждают дорогу осетровым вверх для нереста и т.д.
При этом все волжские ГЭС не отвечают требованиям экологии и дают мизер от объёма электроэнергии страны, да ещё в проводах теряется немало. (По расчёту специалиста Артёма Кресина при возможной подаче энергии от Волгограда до Москвы потери могут достигать 26%, см. рецензию).

А это только частичка грязного волжского айсберга.

Начитавшись подобного – крыша поедет, и все прелести путешествия сойдут на нет – потонут в застойной воде наших безобразий. Остаётся надеяться, что когда-нибудь плотины уберут и Волга воскреснет.