Путаница Левада-Центра

Александр Витязев
         В интернете можно найти аналитическую статью С. Черняховского «Общество распутья: между монархистами и коллаборационистами». В ней он пишет следующее.
         «Обобщая данные разных опросов, можно сказать, что по своим политическим предпочтениям российское общество делится на четыре сектора: 1) сторонники нынешней политической модели - 23%, 2) сторонники модели современных западных стран - 13%, 3) сторонники традиционалистской модели «до февраля 1917» - 8%, 4) сторонники прежней советской модели – 37%.
        До Крыма еще в 2013-начале 2014 года, сторонниками нынешней системы были 17-19%, сторонниками западной модели – 21%, традиционалистской – 11%, а число сторонников советской стабильно оставалось примерно на нынешнем уровне: 35-39%».
         Здесь автор, опираясь на данные опроса  Левада-Центра, имеет в виду «модели политических систем».  Но он не задаётся вопросом, знает ли о них опрашиваемое население.
         Вообще-то политические системы (реализованные политические модели) связаны с политическими теориями, которых в истории ХХ века три. Так советская политическая система есть попытка реализации марксизма – теории государственного коммунизма. Политическая система Третьего Рейха есть реализация теории национал-социализма. Современная западная политическая система – плод либеральной теории.
         Получается, что Левада-Центр при опросе запутывает респондентов своими опросниками. Ведь сторонники традиционалистской модели «до февраля 1917» стоят за монархию, дворян - за феодализм. А это целая общественная формация. Сторонники прежней советской модели стоят за социализм. А это совсем другая общественная формация. Сторонники модели современных западных стран стоят за буржуазный капитализм. А это ещё одна общественная формация. Сторонники нынешней политической модели РФ не ориентируются в том, что это та же самая капиталистическая общественная формация, что и у современных западных стран.   
         Далее автор статьи пишет об экономических моделях или системах, что, выбирая между системой государственной плановой экономики и системой рынка,  от 50 до 55% респондентов выступает за первую, а число сторонников второй шаг за шагом снижается с 36% в 2012 году до 26%».
         То есть, получается, что за социализм, не 37% опрошенных, а 55%. Сколько за капитализм - путаница, то ли 23%+13%, то ли 26%.
         Также, считает автор, «российское общество разделено в своем видении прошлого, и в своем видении будущего».
         «По опросам 2017 года, случись Гражданская война сегодня, на стороне «белых» - то есть за монархию с оружием в руках выступили бы 7% граждан, а 3% оружия не взяли бы, но поддержали. Получается, что за монархию 10%, а не 8%.   32% взяли бы оружие в руки на стороне «красных», то есть за социализм и 4% поддержали, не беря в руки оружие». То есть это 36%, а не 37% и не 55%.
         Далее автор статьи пишет, что «в значительной степени общественная дискуссия разворачивается между двумя достаточно агрессивными группами социально-идеологического меньшинства, представляющими пятую часть общества: 8% монархо-традиционалистов и 13% вестерно-либералов то есть российских капиталистов. По факту – они активнее и агрессивнее. И энергичнее, а поэтому навязывают подчас свою повестку дня, одни – требуя строить больше рынка, другие – требуя строить больше церквей».
         «Напротив, две группы большинства - условно «современников» и «советчан» - социально предельно мало активны. Они представляют большинство – но не предлагают целей и образов будущего». Получается, что те, кто социализм, советский строй (55% населения РФ) не знает, что такое СССР, в нём не жили.
         Также, пишет автор статьи, «ни «западники», ни «монархо-традиционалисты» не имеют видения будущего, поэтому не могут его (будущее) дать». «Они не представляют интересы общества, хотя и монополизируют право говорить от его имени".
         Так раскрывается хаос, существующий в головах опрашиваемых и тех, кто их опрашивает.
         К этому  хочется добавить, что всем известный современный русский учёный А.Дугин в своей книге «Четвёртая политическая теория» указал на нужду российского общества в новой политической теории, концепции, которая обоснует образ будущего в виде проекта. От этого хаос ещё более усиливается.
         
Источник
1.Черняховский С. Общество распутья: между монархистами и коллаборационистами. Электронный ресурс.