Поэзия на Мамбе. Вопрос о плагиате

Гоша Ветер
      Многие женские анкеты украшает парой строчек выдержка из очень глубокого стихотворения Э. Асадова:

      Как много тех, с кем можно лечь в постель,
      Как мало тех, с кем хочется проснуться.

      Без цельного текста звучит как констатация факта, или некий приговор самой себе. Эпиграф, взятый в руки как лозунг, не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, имея следствием торжествующую неопределённость в переписке. Даже если виртуальность выбьется посредством нового знакомства в реальность жизни, то удовлетворения не принесёт. В лозунге нет конкретности.
      Вообще, надо помнить о том, какие слова следует выбирать и писать на тот транспарант, плакат, флаг, с которым человек собирается идти через поле жизни. Идея, вложенная в слово, может стать убеждённостью, как ведущей к цели, так и уводящей от неё в глухие дебри непоняток.
      Женщина под этим лозунгом будет ждать своего «единственного» без перебора «многих», надеясь на подарок бытия в лице того, с кем будет хотеться проснуться весь остаток жизни. Не скучного, не жадного, и верного. Шанс ничтожно мал, особенно на просторах Мамбы, но он есть.

      Другие строки, часто встречающиеся, мне нравятся больше:

      Я живу, как могу, никому не мешаю,
      За ошибки свои – себя осуждаю,
      Да и то – не всегда, и не очень глобально,
      Невозможно прожить свою жизнь идеально!

      Эта категория женщин более легко-мысленна, и мудра одновременно. Они не ждут подарков от судьбы – они ищут. Через «много лечь в постель». Чем чёрт не шутит, а вдруг те пресловутые вибрации совпадут в какой-то день, с каким-то мужиком в едином ритме; а если и не совпадут, то для здоровья «это дело» точно уж не помешает. Такие заполняют лист лото каждую неделю, увеличивая шанс на выигрыш.

      По настоящему поэтических анкет совсем немного. Почти всегда сухие данные, подказанные модераторами: рост, вес, одна, немецкий, русский, пью иногда, жду принца. Единственным украшением профайла может быть дописка: не принцам не писать, мою мечту не извращать, спокойствие не кантовать.
      Люблю, когда встречается анкета, где женщины выставляют собственное творчество в стихах. В ритмике слов, в рифмах становится видна душа домашней поэтессы. Шедевров мало, да это и неважно. Как иногда рисунок ребёнка может восхитить своей наивностью, так и стихи любительницы могут покорить глаза, с возникшей на губах улыбкой.
      Люблю читать стихи. Просто читать. Наизусть не знаю ни одного - если только отрывки, укоренившиеся со школы. В стихах Есенина тону. Это не слова - это музыка! Охотно слушаю, умеющих читать стихи, артистов профессионалов.
Василий Лановой, Максим Аверин. О, Аверин шедеврален!

      В последние годы читаю поэзию случайно: что на глаза попадётся.
Очень понравилась любовная лирика Петра Давыдова – обалдеть просто, какие красивые некоторые его стихи. Заглядываю иногда на сайт Стихи.ру, листаю выборочно. Интересно, чем люди дышат.
      Сам стихов никогда не писал, но переделывал. На Пушкинского «Узника» написал однажды стих о себе и отношению к интернету, но он остался в старом компе, который выбросился ввиду древности модели.
      Если переделываю что-то, то стараюсь или дополнить, как лично понимаю суть, или поменять по смыслу содержание. Бывает, цепляет или слово, к которому есть предрасположенность души, или пессимистичнось чьего-то произведения.
Бывало, переделывал, чтобы понравиться кому-то.
      Конечно, никуда своих «творений» не выставляю. Боюсь быть обвинённым в плагиате. Тема плагиата для меня большой вопрос. Ещё вернусь к нему, а пока хочу вынести на ваш суд мою дилемму. В виде наглядности, сравню оригинал с той переделкой, родившейся с подсказки автора в продутой ветром голове Гоши.
Может быть кто-то успокоит меня тем, что стих имеет собственный характер.

      Вы уже знаете моё отношение к понятию «легкомысленный». Попалось на глаза стихотворение Цветаевой на эту тему.

      М. Цветаетва. Легкомыслие.

      Легкомыслие! - Милый грех,
      Милый спутник и враг мой милый!
      Ты в глаза мне вбрызнул смех,
      И мазурку мне вбрызнул в жилы.

      Научив не хранить кольца,
      С кем бы Жизнь меня ни венчала!
      Начинать наугад с конца,
      И кончать ещё до начала.

      Быть как стебель и быть как сталь
      В жизни, где мы так мало можем...
      Шоколадом лечить печаль,
      И смеяться в лицо прохожим!


      В общем красиво, конечно, ведь это сама Цветаетва! Но дёрнулась рука.
      Мой вариант:

      Легкомыслие! Какой милый грех!
      Не заметить хладных глаз окружения.
      Внутри ощутить хрустальный смех,
      Эйфорию чувств, любовь, возвышение.

      Условностей не сохранить кольца,
      С кем бы страсть в пути ни венчала,
      Замирая сердцем, кончать много раз,
      В предвкушении другого начала.

      Быть травинкой, не быть как сталь,
      Не идти напролом, где не можем,
      Поцелуем лечить печаль,
      И быть в клуб счастливых вхожим.

      На Мамбе, в одном из дневников встретилась однажды  некая Че. Любительница стихов, как оказалось. Я прикололся, написав ей что-то по поводу её «ника», типа: ты что, поклонница Че Гевары? Оказалось, она назвалась так в честь поэтессы, жившей давным давно, творящей под псевдонимом Черубины.
      О Черубине, честно сказать, не слышал даже. Я не большой знаток поэзии, если не сказать - полный дилетатант. Нашел её стихи, почитал. Музыки не увидел и восприятие оказалось скорее спотыкающимся, и даже больше - обдало мраком безысходности и пессимизма. Даже настроение испортилось. Когда меня что-то «задевает», в любом аспекте жизни, то появляется светлая злость. Если это обман – хочется удовлетворения: возникает ответное действие, приносящее равновесие. На хамство шефа могу ответить по русски, без боязни потерять работу. За строптивость несколько раз удостаивался титула «дикий русский».
      Вот и здесь: Черубина вылила на меня ушат помоев: захотелось уравновеситься, высказавшись по своему. Написал Черубине «ответ», на стих, где она играет своим псевдонимом:

      Замкнули дверь в мою обитель
      Навек утерянным ключом;
      И Чёрный Ангел, мой хранитель,
      Стоит с пылающим мечом.

      Но блеск венца и пурпур трона
      Не увидать моей тоске,
      И на девической руке —
      Ненужный перстень Соломона.

      Но осветят мой тёмный мрак
      Великой гордости рубины...
      Я приняла наш древний знак —
      Святое имя Черубины.


      Это еще более или менее приемлемое стихотворение из числа всех других, за счет слов «осветят мрак» и возникшей шальной картинки «гордых рубинов».

      Мой вариант:

      Открыта дверь в мою обитель,
      Небесной радуги ключами,
      И светлый ангел, мой хранитель,
      Несёт надежду за плечами.

      Ни серость туч, ни глянец ложный,
      Не растворят меня в тоске,
      И крепко я держу в своей руке
      Судьбы-повозки чувства-вожжи.

      Мне высь дана, и право быть воздушным,
      Сметать и возвышать, нести приветы,
      Лететь наперекор глупцам бездушным,
      И имя мне простое. Гоша Ветер.


      Есть и другие, но их писать не стану, а эти хотел вам показать в качестве примера, как наиболее подходящие по смыслу к моему сомнению.
      Иногда бывает так: увиденная в каком-нибудь тексте строчка, или пара предложений, могут послужить импульсом к написанию целого комментария, который в свою очередь, может оказаться небольшим рассказом. Порой встречаются фразы из категории «лучше не скажешь» – настолько они полновесны, красивы или всеобъемлющи.

      Вопрос, который меня немного вводит в заблуждение:
      Уместно ли использование понравившегося у других в своих текстах? Не целого куска, разумеется, не скопировав отдельную главу, а только фразу? Без ломающих глаза и восприятие скобок, со ссылкой на автора. Ведь полностью чужой труд я не использую, а только выдернув красивую жемчужину оттуда?

      Завершить главу хотелось бы чем-нибудь таким, которое по житейски обыкновенно-мудро.

      Рассвет приходит к тем, кто видел тьму
      Во всём её убийственном величии...
      Кто плакал от людского безразличия,
      Но безразличным не был ни к кому!

      Рассвет приходит к тем, кто был в пути,
      Не зная ни усталости, ни лени.
      Кто, обессилев, падал на колени,
      Но поднимался, продолжал идти...

      И, зажимая волю в кулаки,
      Вдруг находил ромашковое поле,
      И, задыхаясь от щемящей боли,
      Свои ладони прятал в лепестки!

      К тем, кто, похоронив свои мечты,
      И, помянув их, устремлялся дальше.
      Кто смог среди предательства и фальши,
      Не растерять душевной чистоты!

      Нечаянно в небесной синеве,
      Вдруг распахнутся солнечные двери.
      Рассвет приходит к тем, кто верил в свет.
      Абсурдно, до последнего. Но — верил!..

      Иван Андреев.