Эдит Рассел. Счастливая история спасения

Тамара Сароян
Как известно, катастрофа «Титаника» - одна из самых ужасных морских катастроф, унесшая жизни около 1500 человек. Из 2225 человек спаслось лишь 712 - надо было действительно родиться в рубашке, чтобы оказаться в их числе.

В шлюпки сажали в первую очередь женшин и детей, но постоянно растущий левобортный крен усложнял эвакуацию - при спуске «правосторонние» шлюпки бились о борт судна, а те, что еще были закреплены на талях левого борта, отдалялись от лайнера настолько, что пассажирам приходилось преодолевать расстояние между палубой и шлюпкой не менее метра. Делалось это самыми разнообразными способами - детей попросту бросали в лодки, а для женшин члены экипажа делали импровизированные мостики в виде палубных шезлонгов, по которым они переходили в шлюпки. Иногда пассажирок передавали в шлюпки на руках. Несмотря на все неудобства, эти способы помогали если не решить, то хотя бы облегчить проблему эвакуации. Однако было несколько случаев, когда особо стеснительные женщины не позволяли матросам взять себя на руки, а особо боязливые наотрез отказывались пройти по шезлонгу, положенному между бортом лайнера и шлюпкой. Времени на уговоры и переубеждения попросту не было, поэтому тем, кто не сел в шлюпку сразу, позднее приходилось это делать с еще большими усилиями, а в худшем случае - расстаться с жизнью. В числе таких несчастных могла оказаться и пассажирка первого класса, журналистка Эдит Рассел. Ей повезло - она выжила в катастрофе. Но что же её спасло? Вы не поверите - музыкальная шкатулка в виде свинки! Об этой удивительной истории мы и поговорим сегодня.

Эдит Луиза Розенбаум (известная как Эдит Рассел) родилась 12 июня 1879 года в богатой еврейской семье в Цинциннати, штат Огайо.

В 1912 году она служила корреспонденткой в журнале о женской одежде. Рассел прибыла в Париж по работе, чтобы 7 апреля 1912 (в этот день католики отмечали Пасху) сделать репортаж с какого-то мероприятия. Вернуться в Америку она решила на «Титанике» - крупнейшем и "непотопляемом" лайнере.

На борт «Титаника» она поднялась в Шербуре. Позднее Рассел вспомнинала в своих мемуарах:

«Мы ждали тендер около 2-х часов. Я сидела рядом с полковником Астором, с которым мы уже встречались этой весной. Наконец, над тендером пронесся шепот: «Видно «Титаник»!» Мне показалось, что я увидела шестиэтажный дом! Я очень хорошо помню один момент – когда мы приблизились к судну, тендер стал ужасно раскачиваться, сбивая пассажиров с ног, хотя море было совершенно спокойно. Помню, что я подумала: «Опасно, если судно, на котором я поплыву, будет так же раскачиваться в таком спокойном море. Наверное, лучше не садиться на него». Я часто задавалась вопросом, возможно, глупым, что если такое судно, как «Титаник», может своей массой притягивать другие суда, о чем свидетельствует инцидент с «Нью-Йорком» в гавани Саутгемптона, да и если учесть еще ту жуткую качку в Шербуре, то не этот ли эффект смог притянуть айсберг какой-то магнетической силой? Мы подплыли к «Титанику», и тендер ударился о его борт так сильно, что я испугалась, что он разломится пополам.

Трап спускали по десять человек с каждой стороны, так как он трясся и качался во все стороны. Я была последней, кто покинул тендер, ненавидя идею перехода по этому трапу. Как только я попала на судно, то спустилась вниз, чтобы узнать о возможности возврата на тендер моего багажа, так как я хотела вернуться обратно. Мне сказали, что я могу вернуться, если так хочу, но мой багаж придется отправить в Нью-Йорк. Я разбудила мистера Николаса из «Уайт Стар Лайн» и рассказала ему о своих опасениях. Он сказал: «Все нормально. Поплывете на другом корабле, но ваш багаж останется». Когда я спросила его о том, нужно ли страховать багаж, он ответил: «Смешно, этот корабль непотопляем»

Однако дурные предчувствия не покидали Рассел. Пока пассажиры наслаждались путешествием в роскоши и комфорте, Рассел написала письмо своему секретарю, в котором поделилась своими страхами. Письмо было отправлено в Куинстауне, во время последней стрянки «Титаника».

«Дорогой мистер Шоу,
Это самый прекрасный корабль, о котором можно только подумать. В длину он протянется от угла Рю де ла Пэ до Рю де Риволи. Все, что можно представить, здесь есть: бассейн, турецкие бани, гимнастический зал, корт для сквоша, кафе, курительные комнаты, а гостиная больше, чем гостиная в «Гранд Отель»; огромные гардеробные и спальные комнаты, больше, чем в среднем отеле Парижа. Это чудовище, я не могу сказать, что «Титаник» мне нравится. Меня не покидает ощущение, будто я нахожусь в огромном отеле, а не на борту уютного лайнера. Всё настолько формально и официально: в любое время можно получить помощь, всюду мельтешат мальчики-лифтеры, проносятся стюарды и стюардессы и ещё эти лифты. Нельзя сказать, что он не роскошный, либо не элегантный - в нем не чувствуется корабельный комфорт прошлых лет. Хочу как следует отдохнуть во время путешествия, но постоянное предчувствие беды и легкая депрессия меня по-прежнему не покидают. На этом всё, с уважением, Эдит»

К сожалению, интуиция не обманула журналистку - как известно, «Титаник» затонул, унеся полторы тысячи человеческих жизней. «Но никто не хочет и думать о том, пока "Титаник" плывет», как поётся в известной песне группы «Наутилус Помпилиус», поэтому несколько дней короткого рейса пассажиры наслаждались роскошью и комфортом огромного лайнера - как мы знаем, Эдит не могла разделить это мнение.

14 апреля все, кто находился на борту лайнера, ощутили холод. Рассел поинтересовалась у стюарда, в чем дело, и тот пояснил, что «Титаник» приблизился к ледовым полям - отсюда и резкое понижение температуры. Спасаясь от холода, Эдит весь день пробыла в кровати под одеялом до четырех часов. И только в семь часов вечера она покинула свою каюту, чтобы принять участие в праздничном ужине, организованном супругами Уайденер в честь капитана Смита. В 21.30 она вернулась в гостиную и принялась писать письма до тех пор, пока в 23.30 не протрубили отбой. Рассел отдала письма стюарду и взяла из библиотеки несколько книг, чтобы почитать перед сном. Что произошло далее, расскажет она сама:

«...Все мы покинули гостиную и разошлись по каютам. Я направилась в конец палубы А, зашла в каюту, включила свет, и уже было приготовилась ко сну, когда почувствовала легкий толчок. Потом сразу второй, немного сильнее, а затем третий, настолько сильный, что мне пришлось уцепиться за кровать. Сердце бешено стучало, и я заметила, что пол моей каюты сразу наклонился. Корабль остановился. Высунув голову из окна моей каюты (моя каюта, как я уже упоминала раньше, была на верхней палубе), я заметила большую белую глыбу, проплывающую мимо. Завернувшись в свое меховое пальто, я зашла в каюту к другу, говоря: «Пошли, посмотрим, что произошло». Когда мы вышли на палубу, там было всего человек пять. К нам быстро присоединились еще несколько человек, и все мы смотрели на эту дрейфующую глыбу. Кто-то сказал: «Это айсберг». Честно говоря, я была вне себя от радости. Я хотела увидеть айсберг со времени уроков географии. Я не понимала опасности столкновения. Помню, как один мужчина сказал, что две трети айсберга находятся под водой, а одна – над ней. Все мы побежали к передней части палубы, поднимая куски льда, разбросанные вокруг. Кто-то предложил бой снежками...»

Но, к сожалению, это счастливое неведение надвигающейся катастрофы не продлилось долго - через некоторое время капитан отдал приказ к началу эвакуации. И тут члены экипажа столкнулись с одной весьма серьезной проблемой - пассажиры отказывались садиться в шлюпки! В первое время после столкновения видимых повреждений не ощущалось, люди были уверены, что «Титаник» не может затонуть, поэтому покидать борт надежного лайнера и пересаживаться в хрупкую шлюпку никто не торопился. Тем более, ночь была очень холодной, и многие предпочли вернуться в теплые каюты. То же самое сделала и Эдит Рассел. Но только она собралась лечь спать, как в дверь раздался стук:

- Срочно наденьте спасательный жилет! - сказал человек за дверью.

- Зачем?

- Это приказ.

Тогда Эдит надела платье, зачем-то привела в порядок свою каюту и выскочила на палубу А. Спасательный жилет она почему-то не смогла найти, и какой-то молодой парень уступил ей свой. Там, на палубе, она встретила своего стюарда, вот, как она вспомнинала этот момент:

«...Затем мы пошли на палубу А, где я встретила своего стюарда, Вэрема, полностью одетого, в пальто и котелке. Я спросила: «Вэрем, как Вы думаете, есть ли какая-то опасность, или это просто правило, что все пассажиры должны надеть спасательные жилеты?» Он ответил: «Это правило Министерства Торговли, что все пассажиры должны надеть спасательные жилеты, и что женщины и дети должны быть помещены в шлюпки. Сейчас я не думаю, что корабль может затонуть. По всей вероятности, мы должны отбуксировать его в Галифакс». Тогда я ответила: «Если мы действительно отправляемся в Галифакс, то вот мои ключи от чемоданов, и лучше Вам привести их в порядок до таможни». Его ответ я помню как сейчас, но тогда не придала значения его ответу: «Ну, если бы я был на Вашем месте, то попрощался бы с чемоданами». «В таком случае, Вэрем, как Вы думаете, корабль затонет?» - спросила я его, на что он ответил: «Надеемся, никто не думает».

У меня была музыкальная игрушка, свинка, талисман от моей матери. Свинья – это символ удачи во Франции. Только что избежав смертельной автомобильной катастрофы, моя мать велела мне держать этот талисман всегда при себе. Так что я сказала: «Вэрем, как вы думаете, стоит ли мне забрать свой талисман?» Он ответил: «Конечно». Когда он побежал по коридору, я заметила, что коридор определенно перекосился. Моя каюта находилась в передней части корабля. Впоследствии я узнала, что прямо под моей каютой, А-11, корабль получил пробоину. Когда Вэрем принес мне свинку, люди вокруг заулыбались. Я говорю вам это только потому, чтобы показать, как слабо мы ощущали опасность. Я помню, позднее Вэрем сказал: «Надеюсь, все будет в порядке, а то у меня жена и пятеро детишек дома».

Примерно через десять минут появился один из офицеров и приказал:

- Женщины, пройдите на шлюпочную палубу, только женщины!

Расселл вместе с остальными пассажирками поднялась на шлюпочную палубу, и тут оказалось, что на шлюпочной палубе образовалась толпа. В таких условиях было тяжело организовать эвакуацию, поэтому офицеры приняли решение вернуть часть женщин на палубу А с целью либо вызвать их позже, либо посадить в шлюпки прямо с променада нижней палубы. Рассел окончательно запуталась в том, что происходит вокруг неё, и спустилась в гостиную, чтобы немного восстановить силы. Откровенно говоря, ей уже совершенно не хотелось покидать корабль. Через некоторое время она снова вышла на палубу, и тут её увидел Брюс Исмей,  председатель компании «White Star Line», которой принадлежал «Титаник».

- Почему вы еще здесь? Я думал, все женщины уже покинули лайнер!

Исмей лично сопроводил Эдит до шлюпки # 11, посадка в которую осуществлялась с променада на палубе А.

«Два здоровенных матроса схватили меня и попытались опустить в спасательную шлюпку, - вспоминала Рассел. - Но когда я увидела, насколько далеко она висит от палубы, то ужасно испугалась. Мои ноги, казалось, онемели, а туфли спали и остались на палубе. Я закричала: «Не толкайте меня, вы меня пугаете!» На что они ответили: «Не хотите идти – оставайтесь». Я около пяти минут разыскивала свою обувь, затем снова вернулась, чтобы взглянуть за борт на спасательную шлюпку, которая была полностью заполнена. Один из матросов выхватил игрушечную свинку из моих рук и, бросив в шлюпку, сказал: "По крайней мере, мы спасем вашего ребенка», приняв мою свинку, завернутую в одеяло, за ребенка. Я почувствовала, что мне нужно следовать за талисманом, я беспомощно повернулась к человеку, стоящему рядом со мной. Он сказал: «Мадам, если вы поставите одну ногу на мое колено, и ухватитесь руками за мою шею, я подниму вас на фальшборт, и оттуда вы можете спрыгнуть в шлюпку с меньшей опасностью». Тот мужчина помог мне, последовав за мной; мы вместе упали на дно спасательной шлюпки. Я помню, как на ощупь искала свою свинку, которую, к счастью, нашла»

Шлюпка рывками опустилась на воду и, кажется, теперь можно было расслабиться. Но нет - начались долгие часы ожидания прихода спасительной «Карпатии». Было страшно холодно, многие страдали морской болезнью, а дети, находившиеся в шлюпке, постоянного плакали. Эдит крутила хвостик своей музыкальной свинки, чтобы успокоить малышей.

В конце концов шлюпка # 11 добралась до «Карпатии», и для Эдит Рассел все закончилось относительно благополучно. История её спасения благодаря игрушечной свинке стала знаменитой, и сейчас этот музыкальный талисман хранится в одном из музеев, посвященном истории «Титаника»

Автор благодарит Историко-Исследовательское сообщество Титаника и группу ВКонтакте «Лайнер-легенда "Титаник"» за помощь в подборе исторического материала.

В статье использованы отрывки из мемуаров Эдит Рассел, любезно предоставленные ИИСТ и группой ВКонтакте «Лайнер-легенда "Титаник"»