Маковая росинка

Вадим Втюрин 2
               
               
                Вместо предисловия........

    " Дай мне рецептик твоего салатика"."Ой,нет.Я хозяйка на три,мне такое не сделать"...Мне иногда доводилось слышать подобные просьбы в разных кaмпаниях..Я не подслушивал специально,просто ,наверное, везло.Кухня привлекала меня всегда.Видимо потому,что моя мама совершенно не умела готовить.Начиная c семи лет ужин на нашу небольшую семью был моей обязанностью.Нет, кулинарных изысков от меня никто не ждал.Просто: отвари картошку.В моей памяти навсегда отпечатался тетрадный , в косую линеечку листок , приклеенный отварной картошиной на крашенную стенку в первой дмитровской пятиэтажке.Листок с годами пожелтел от пара и масленых пятен,но сохранял мамино напоминание: "Когда варишь картошку,не забудь посолить".    

        -Бабушка,а почему говорят: "У меня с утра во рту маковой росинки не было?"
 
    Бабка  серьезно смотрит на меня ,поверх сползших на кончик носа очков, и  говорит с неизжившим за всю её долгую жизнь  норвежским акцентом:-"Эх внучек,это как у нас с тобой.До пенсии еще целая уюка,а денег на "деликатесы" у нас харь икке."

    Это означает,что до пенсии еще неделя,а денег нет...

    -"Сейчас пойдем в магазин , купим полкило икры мойвы , нажарим с последней луковицей,вот и будет у нас "маковая росинка".

  Моя бабуля,дочка норвежского колониста,осваивавшего рыбный промысел на Кольском побережье,друга Отто Свердрупа-капитана норвежского "Фрама",жившего у него со всей командой и Фритьефом Нансеном два года. Жена первого капитана на Мурмане,получившего Орден Трудового Красного Знамени из рук самого Иосифа Виссарионовича , и отвоевавшего два года на Рыбачьем в штрафбате за то,что женат на норвежке.Мать четверых детей,двое из которых  жизнь отдали морю.Вот, кто научил меня любить рыбные блюда ...
   
   -"Сын,ты должен фарш на кружок из теста закладывать аккуратно- вилочкой,чтобы края не намочить,иначе пельмени при варке "развалятся".

    Это отец учит меня,пятилетнего, готовить пельмени,раскатывая тесто бутылкой из под растительного масла,предварительно заполнив , для веса,  ее водой и, заткнув "пыжом"из плотно скрученного газетного листка.Я еще познакомлю вас с различной "кухОнной" утварью,которую мне приходилось видеть в умелых руках.    
   
   -"Племяшь,ты что там так увлеченно читаешь?"..."ДОМОВОДСТВО"?!!"Братец, у тебя что, сын с третьего класса мечтает стать поваром?"
   
      Тетка моя- Аля,младшая сестра отца.Вернее,Валерия Михайловна-гроза начальников хакасских леспромхозов,приехавшая в столицу на семинар и забежавшая на "минуточку",повидаться с родней.Я еще расскажу про её "kухню"на таежной поляне. 

       "-Ты опять будешь на затрак пшеничные шарики с майским мёдом?"
 
   Бабуля,мама отца.Из муки она могла испечь всё,что моя душа  могла пожелать...
 В детстве мне казалось,что чугунная сковорода с углублениями для выпечки этих шариков,порхала в бабушкиных руках,словно бабочка.Я НИКОГДА не встречал подобной сковороды.  Eще бы-это мой дед-потомок казаков,ушедших с Eрмаком покорять Сибирь,сделал её, стройной черноволосой красавице, в подарок.Деда я никогда не видел,безотцовщиной рос мой отец с сетрёнкой.Не выдержало сердце казака "ласкового разговора" в тридцать восьмом...

      -"Утром- рис,в обед-рис,на ужин-рис...Блин,на День Рождение-рисовая водка.Вам Грек,кто...птичка что-ли?"
 
  Это мой братка по жизни -Вовка "Грек",учивший меня готовить шашлык.Погиб за рулём на дороге-инфаркт.

        Я читал кулинарные книги,постигал эту вкусно пахнущую науку с помощью моих друзей...Я благодарен  им за это.А еще я благодарен погранцу, поэту,моему учителю ,цензору,который подбил меня на написание этого опуса...Он читает всё,что я пишу,критикует,предлагает выкинуть то,что нечитаемое....Он имеет на это право,он мой поводырь,но мне жалко каждую букву "нарисованную" по-русски на латинской клавиатуре.Спасибо тебе ,Сeня!

   "  -Привет,просьба как к кулинару (кстати, многие труженики пера - хорошие кулинары). В морозилке валяется филе зубатки. Жарить нельзя - расплывается в ... В духовке со сметаной делал. Больше не хочу. Есть ли какой-нить рецепт, чтоб при готовке филе не превратилось в желе? Если есть - скинь как-нить на досуге, пожалуйста."
   
      Сeнька -мой учитель (хоть и моложе  меня).Такая у нас переписка...
   
     "-... вот ежели твои рецепты нафантазировать в  миксе с интересными историями - офигенная книга получится. Это как коллекция - у каждого экспоната своя история. Одному бабка саамка научила, другому старый норг, с которым познакомился на рыбалке, и т.д. и т.п. Эдакие литературные гарниры. Что не рецепт - то литературно-художественная миниатюра. "
 
   Вот с него-то всё и началось... Читайте,может кому и пригодится в жизни."Чем .... не шутит,пока Бог спит"

   
               
                ЛАГМАН ШАБАШНИКОВ.

      -Вот тебе пара мальчиков.Взял?Вот парочка девочек и третья-"бубновая",вдогонку.Взял?-Грек хитро улыбнулся и добавил,-нет бубей,хоть ...ладошкой бей.А вот шестерочки- на погоны.Бугор,а ты у нас теперь генерал.
   
     -Да ну тебя,Грек,-рассмеялся бригадир шабашников,бросая карты на стол,-шулер ты, и этим всё сказано...Зараза,жрать охота,а деньги за работу нам только завтра заплатят.Абдулла,чё  молчишь?Скажи всё хорошо будет,а то сидишь тут, молчишь,всякую фигню о друзьях думаешь.
 
    -Всё будет хорошо,-сказал сухощавый человек,потирая двухнедельную небритость на смуглых щеках,-всё будет хорошо.Я тут вспомнил старую восточную легенду.Встретились однажды в пустыне три голодных путника.
 
   -Слышь,Абдулла,-перебил рассказчика Вовчик,-бугор же сказал- "жрать охота,да нечего".Ты спецом,нам голодные байки на ночь глядя решил рассказать?
   
   -Слушай , Вовчик, и не перебивай,-спокойно поизнёс Абдулла,-бригадир спросил, о чём думаю,вот я и отвечаю.Так вот встретились они и начали друг другу жаловаться,что голодны.Первый говорит:-"У меня только  муки горсточка и засохший кусок вяляной баранины,но есть их без воды, нет сил".Второй отвечает:-"Есть у меня вода в курдюке и еще пучок трав сухих,да только горечь от них во рту".
Третий же достал из запазухи мешочек кожанный и сказал:-"Есть у меня соли щепотка да масла хлопкового три капли.Доставайте свои припасы,всё смешаем и приготовим еду.
 
    -Абдулла,так это винегрет какой-то получился,-снова перебил Вовчик.
 
    -Неее,Вовчик,получился лагман,-сказал поднимаясь Абдулла,-я вас сегодня лагманом накормлю.Убирайте карты со стола,готовить буду.
   
  Дверца кухонного шкафчика жалобно скрипнула,распахнутая решительной рукой "шеф-повора", и  склонилась в кривом поклоне в сторону плиты.Она,словно  пытаясь пожаловаться соседке по кухне,скрипнула еще пару раз и застыла.
 
     -Так,посмотрим, что у нас в наличии,-негромко сказал Абдулла,-как я и предполагал, муки примерно полкило,маслице растительное на дне бутылки,но с граненый стаканчик наскребем.
 
     -Бугор,глянь в холодильнике,-обратился он к бригадиру,- я утром в нём пару яиц видел ,если Вовчик не схомячил втихoря.
 
    -А чего сразу я,-отозвался обиженно Вовчик,-я сальманелу больше жены боюсь,запросто можно подхватить,если яица сырыми потреблять,там они и валяются,а еще там кусок бездомного гуся лежит ,которого бугор с Греком  неделю назад на улице оприходовали.Сами говорили:-"Любая птица,отошедшая на три метра от забора,считается дикой или бездомной".
 
 С этими словами Вовчик открыл старенький "ЗИЛ",который утробно хрюкнув, пoстоянно тарахтящим компрессором,смолк.
 
    -Вот,всё цело: и яйца и гусятина.Фу,жирно-тощая какая-то.Такую и с голодухи сoбака жрать не будет.
     -Абдулла,-обратился старший бригады кровeльщиков,шабашившей в свободное от основной работы, по подмосковным колхозам,-а что еще для твоего лагмана надо,кроме того,чё у нас есть?
 
    -Овощи нужны.Морковки пару штук,картошки чуток,лучок,чесночок...хорошо бы перчик сладкий,который "болгарский",помидорчиков свеженьких,штук пять,ну и травки разной-укропчику,щавельку,мяты...тащите всё,что из овощей найдете.
 
    -Понятно,-сказал бригадир,приняв мгновенно решение,-"внуками Мишки Квакина "на сегодня назначаются Грек и Вовчик.Промчитесь по окресным огородам и аккуратненько соберёте урожай овощей.Но,смотрите,чтобы деревенские не заметили вашей помощи.Давай ,Абдулла, говори,чё мне делать...
 
    -Тебе, бугор, ответственное задание,-отозвался Абдулла,-надо пойти и "занять" где-нибудь лопату.Мне от нее черенок необходим.
 
     -Ха,-хохотнул Вовчик,-как в сказке "каша из топора",а тут "лагман из лопаты".
 
     -Иди давай,"внук Мишки Квакина",-подтолкнув Вовчика к дверям, сказал бригадир,-и смотри "тимуровцам"не попадитесь.А я пойду лопату стырю."Мы не воруем,тырить- тырим,но не воруем..."Через полчаса все тут, с трофеями и без синяков....
   
  Тихонько, прикрыв дверь строительного вагончика,члены голодной бригады скрылись в темноте.Абдулла вздохнул и принялся замешивать тесто,ему еще вылежаться надо,отдохнуть. К тому времени и добытчики вернуться...

                »»»»»
         -Тьфу,гадость какая,-сердито ворчал Вовчик,сплевывая разжеванную травинку,-Грек, всё -таки ,гад.Сказал:-"Ползи между картофельными рядами,а то луна не только пугало на огороде освещает,но и твой зад тоже.В конце упрешься  в грядку с укропом,но прежде чем нарвать,на зуб попробуй,мол можно его метелку с фенхелем перепутать." Накаркал,да и ползти между грядок с набитыми картошкой карманами и с головкой чеснока за пазухой неудобно.Стебли у чеснока хозяева уже в узел завязали,вот и царапает чесночный сухостой голый живот.Однозначно-гад,хоть и друг.
 
        -Эх,вспомню молодость-молодцевато просипел себе под нос кучерявый Грек,обхватив двумя руками начинающий созревать кочан капусты,-как у нас в десантном полку говаривали:-"Никто кроме нас".Мы  тебе башку-то голыми руками свернем.

        Кочан молча сопротивлялся.

       -Эй,бугор,-негромко позвал бригадира бывший десантник,-ты лопату нашел?
 
       -Нашел,а зачем она тебе?

       -Сруби-ка эту "ёлочку",под самый корешок.Не поддается, зараза."Резат нада".
 
        -Держи оружие,убивец,-прошептал бригадир,-я пока до теплички добегу может помидорками с перчиком разживемся.Ты тут парочку луковок сорви.Грек,ты не знаешь,чё там  Вовчик отплевывается?Спалит нас ...

       -Да он ,точно перепутал фенхель с укропом ,вот и палит нас,-отозвался Грек,-мне бы в глаза его училке по ботанике взглянуть.Хорошо еще  деревенские кабыздохи  голоса не подают.Привыкли ,что мы огородами заполночь с работы ползём.

      -Ладно,помоги Вовчику ,а я до теплицы....лопату не забудь и дуйте до Абдуллы,заждался наш поварёнок, наверное.
 
  Через двадцать минут,когда банда голодаев,отяжеленная добычей , уже подходила к своей бытовке, на дальних огородах  запоздало тявкнула  дворняга, и всё затихло.Приснились воры , наверное, или просто блоха грызнула...

                »»»»»
       -Ну,наконец-то явились,-поприветствовал команду добытчиков Абдулла,-тесто уже готово ,а вас всё нет и нет.Показывайте,что принесли,"мишкины внуки"...
   
       -Абдулла,а ты хоть знаешь,кто такой был Мишка Квакин?-ехидно спросил Вовчик,-в детстве,небось, "тысячными ночами" увлекался.
   
      -Вовчик,ты наверное забыл,что я по образованию учитель русского языка и литературы,-огрызнулся Абдулла,-так,что творчество Аркадия Голикова и его Тимур мне знакомы.Выкладывай давай, "гроза садов и огородов", добычу.
   
     -Вот,тебе картоха,вот чеснок,-миролюбиво бубня и опустошая карманы, начал Вовчик,-лучок,как ты просил,капуста и ...лопата.
    -А вот и помидорки с перчиком "братским"-сказал бригадир входя в бытовку,-достаточно для твоего лагмана?
    -Это не для лагмана,-ответил кулинар,придирчиво осмотрев продукты,-из этого получится кайла.
   
     -Какое нафиг кайлО,-возмутился Грек,-то лопата,то кайлО-стройбат какой-то.Ты лагман обещал.
   
     -Не кайлО,а кайлА,-поправил Абдулла,-это основа лагмана,У меня на родине,в Бухаре, её еще называют-ваджа.Cостоит она из овощей:картошки,моркови,сладкого перца,капусты,лука,чеснока.Это вы принесли.A еще  баранину можно заменить мясом птицы.У нас имеется остаток гусятины.
   
     -Молоток,лекцию из курса "Кухня народов мира",мы прослушали,-вмешался бригадир,-говори ,чё делать надо?С голоду помирать неохота.
   
     -Слушайте дети,-учительским тоном начал Абдулла,-вот вам задание.Бугор,ты, как человек ответственный,отделишь жир от мяса.В чугуне перекалишь растительное масло,потом в него добавишь гусиный жир.А вот потом опустишь в эту адскую смесь мяско ,быстренько его обжаришь и сразу вытащишь.Грек,тебе, как менее ответственному в "классе"-тонко нашинковать половинку кочана,все четыре помидорины нарубить дольками,из двух болгарских перчиков-колечек наделать ,а  пару зубчиков чеснока,просто измельчить.Ну,а тебе, "вечный камчадал",задание по силам.Ты,Вовчик, помоешь и почистишь картошку с морковкой.Картошку порежешь кубиками,а морковку настрогаешь соломкой.Всё должно быть готово через четверть часа.Вперёд!
 
     -Абдулла,а ты,что будешь делать?-обидившись на прозвище "камчадал",спросил Вовчик.
     -Вовчик,ты,как репейник,-рассмеялся Абдулла,-прицепился,не отцепишь.Быстро убрали всё со стола,я специальную лапшу готовить буду.Для этого мне и нужна была лопата,вернее, черенок.Черенком я,как скалкой ,тесто раскатаю.Погнали,братцы...
               
                »»»»»
     -Мужики,вы когда последний раз в цирке были?-спросил бригадир,увидев шоу Абдуллы,-клоун вертящий тарелочку на пальце- просто шарлатан.Вы смотрите,что стервец вытворяет.

  Абдулла,стоя посреди комнаты,раскручивал над головой огромный блин.Блин,вращаясь медленно, увеличивался в диаметре,периодически перекрывая тусклый свет "лампочки Ильича",что подвешена была под потолком бытовки.Еще одно ловкое движение умелых рук, и блин плавно "пристолился".Раз,два,три...и огромный блин сложен конвертиком.Черенок от лопаты лихо начал кататься по тесту,словно молодой щенок,на свежевыпавшем снегу, и конверт снова стал блином...Полёты и падения всё ускорялись и ускорялись,а блин под потолком рос "как на дрожжах".

     -Абдулла,-смотря на друга с восхищением спросил Вовчик,-ты точно учитель,а не цирковой?Ты где так научился?Еще скажи ,что кроме полкило муки и двух куриных яиц в тесто волшебного порошка не сыпанул,пока мы местные огороды изучали.

     -Вовчик,ты неисправим,-усмехнулся Абдулла,-сказано мука и яйца,значит так оно и есть.У нас, у мамы с папой, было всего пятеро детей.Вот мы по-очереди и готовили обед на всю семью.Родители вечером,после обеда, ставили оценки дежурному по кухне,вот и пришлось научится кухарить.
 
   Бригада шабашников сгрудилась вокруг стола,с интересом наблюдая,как в умелых руках Абдуллы тестяной блин стал превращаться в тонкие шнурочки.Его руки мелькали перед глазами изумленных друзей.Зрелище было завораживающе-непонятное.Так пацанам было непонятно,каким образом девчонки на переменках, играя у окна, плели пальцами различные узоры из шнурка и ни разу не запутывались.
 
       -Всё,лапша для лагмана готова,-возвестил Абдулла,-полежит чуток,а потом отварим.Начнем священнодействовать,теперь кайла.Кайла-это основа лагмана!
Важно,чтобы каждый продукт соблюдал очередь,сначала морковная соломка пару минут в масле поплавает.Вот,теперь на три минутки кубики картофельные нырнут.Смотрите,как "румянцем" они покрываются.Теперь опустим капусту нашинкованную,лучок и осторожно всё перемешаем.

  Аромат будущего шедевра узбекской кухни,наполнивший комнатуху бытовки ,был восторженно встречен дружным урчанием голодных желудков...

       -Ну ,а теперь очередь "болгарина" и помидорных долек,-констатировал Абдулла,-добавим стакан кипяточка ,и пусть кайла тушится.Вовчик,тебе периодически помешивать,чтоб не пригорело,я пока лапшу отварю...   
   
      -Абдулла,а ты про соль с перчиком не забыл?-попытался напомнить Грек,-или лагман не солят?А еще, вон чеснок с укропом и петрушкой скучают.
 
     -Грек,когда ты будешь кашеварить,можешь солить когда хочешь,-отмахнулся "повар",-солят и перчат,когда почти всё готово,а перед этим чеснок закладывают.
Готовь тарелки,вилки, ложки.Сервировать ужин будем.

                »»»»»
    Первой невысокой горкой на тарелках легла лапша,следом последовала овощная заправка с кусочками гусятины,а  сверху Абдулла усадил,похожий на" кок" стиляги времен московского молодежного фестиваля,небольшой завиток оставшейся лапши. 
    
        -"Лагман умеет согреть душу и растопить лед недоговоренности" - говорят у нас в Бухаре,-поучительно сказал Абдулла,-когда у друзей появляются непонятки,они идут в ближайшую чайхaну ,чтобы, откушав это блюдо вместе,решить все проблемы.А вот и "ваша зелень",сЭр Грек.Ты должен сам посыпать лагман селенью петрушки и укропа...по- вкусу. Садитесь, ребята,кушайте и не обляпайтесь....   

      -Надо будет завтра бабке Настасье крышу починить на сараюшке,-засыпая подумал бригадир,-права она была, гусь еще тощий, к Новому году на продажу рOстила .Hо лагман не испортил...Обещал, гуся отработать... и лопату, не забыть бы, вернуть на место.

               
               

                НОВОГОДНИЙ ГУСЬ С ГРЕЧКОЙ.
      

       -Пап,а что мы будем готовить к новогоднему столу?
   
       -Традиции в семье не нами придуманы, не нам их менять.Конечно же пельмени.
   
       -Пап,а мама говорила,что вы однажды нарушили эту семейную традицию и приготовили гуся.Расскажи...
   
       -Расскажи,расскажи дочерям,-рассмеялась мама,-поведай,как ты, соблюдая традицию каждый год, ходил перед Новым годом в баню , и к столу возвращалась только твоя улыбка. Чеширский кот  ты наш.
   
       -Ну, во-первых не только перед новым годом я ходил в баню,а каждую субботу,-откликнулся отец,-но в тот год  случилось это так...

 
                Банька в бывшем селе Богородскoе.

                За старой церквью, на холме,
                Где круг трамвай свой завершает,
                Стояла банька в тишине,
                Об этом мало нынче знают.
                В Москве ее прозвали "Сталинград",
                За  рухновшие в  половину стены,
                Но печка,лучше всех наград
                A в "мыльной" мрамор, цвета пены.
                С окрестных, бывших деревень
                Преображенки,Алексеевской,Ростока,
                Манила мужиков в свободный день,
                Лишь свет забрежится с востока.
                Субботним утром,душ презрев,
                Зимою сквозь метель,весною через лужи,
                Они спешили в баньку на "прогрев",
                Не замечая лета зной,и зимней стужи.
                Давным,давно.Еще совсем юнцом
                Дорогу к этой баньке я узнал.
                Мёл пол,а стать мечтал "спецом",
                Как дед Иван, "парильщик -экстримал"
                В парилке "поддающий" царь и бог,
                Он точно "ложит" воду в уголок,
                Чтоб вызвать наслажденья вздох,
                У всех,залезших на полок.
                Бежало время ,дед увы ”устал”
                И мне передоверил главный"пост",
                Я гордый влез на "пьедистал",
                Труд у печи, совсем не прост
                Моих друзей, по бане побратимов,
                В предбаннике "почетный караул”
                В парилку я протискиваюсь мимo
                И банщик мне приветливо кивнул.
                Валерка-банщик,парень славный
                Из тех ,кто "в принципе не пьет"
                Он лишь на "вход"сегодня главный,
                А дальше тот, кто ПОДДАЕТ!
                В парилке полумрак,лишь печка светит,
                И "встречный марш" свистит сверчок,
                Как выживает здесь,мне кто ответит,
                Не покидая свой насиженный шесток?
                Натёртый свежей мятою старый полок,
                Воды горячей шайка под ногами,
                Всего два ковшичка и следует хлопок,
                А пар ударив в потолок"течет"между телами.
                Но вот однажды"рухнул бастион"
                Оплот здоровья,чистоты и веры,
                Из баньки сделали "притон"
                Торговой мафии функционеры.
                Осиротели вдруг,но гордость сохранив,
                К "единоверцам"двинулись толпою,
                С собою банный веник прихватив,
                Такие только в бане спину моют.
                В мытарствах годы пролетели,
                Но стены у "родни" не грели,
                То "пар сырой",то "стынут ноги".
                Судьба сирот-чужие обивать пороги.
                По правде говоря,но нас терпели,
                За то,что в "кадашах","Варяг" не пели,
                На "соколинке" "крематорий"не приняли,
                С трудом терпели,но не выгоняли.
                Махнем к "татарам" в "Астрахани"
                Мы слышали,что не плохие вроде бани,
                Но там парилкой ведает Ахмед,
                Эй, "молодой",забыл, чему тебя учил наш дед?
                Ударив по рукам,сошлись на том,
                Что в "Астраханских" будет "новый дом".
                Пусть стены новые,но прежний дух
                Что мы "погибли" ,это только слух.
                "Братанье" у парильщиков в чести,
                "Стаканом" спор в парилке не загладишь,
                Стой на ногах с шести и до шести,
                "Горишь",но стой иначе все "изгадишь".
                И снова "богородские" в почете,
                "Убивец" дали имя мне, в "расчете",
                И "тает" в мягком мареве "вражда",
                Ведь "Сталинград" не победим -победа на всегда!      

     -Любимый,сегодня наступает Новый год,-сказала в темноту молодая женщина , пытаясь удобнее лечь на узеньком диванчике,-а ты,как всегда ,  вскочил "ни свет не заря", чтобы отправится в баню.

     -Родная,ты же знаешь,что ребята ждут,-ответил шепотом,чтобы не разбудить спящую дочку , мужчина,-в том то всё и дело-тридцать первое декабря , а поддающий опоздает или вообще не придет. Я не только хочу , но еще и должен.Ты же знаешь , как у Эльдара в фильме....

     -Да,да."...каждый год , тридцать первого декабря , мы с друзьями ходим..." Конечно иди, разве я против, но прошу тебя, вернись хоть чуть-чуть пораньше.В доме,"шаром покати", может удастся немного занять денег у соседки , чтобы купить еды на вечер.

     -Не надо ничего занимать, сами выкрутимся, я что нибудь придумаю,-сказал муж, прикрывая за собой дверь,-спите мои дорогие спокойно, я вернусь скоро...обещаю.

    -Мам , а папа уже ушел?-спросила девочка , разбуженная скрежетом старого лифта,-можно я к  тебе переберусь?

    -Конечно иди,-ответила женщина,-папа скоро вернется.Спи спокойно,всё у нас будет хорошо.

   "Дай бог, что бы всё повернулось в лучшею сторону в следующем году."-подумала она, прижимая к себе худенькое тельце дочурки."Что мы будем есть сегодня?"
 
    Внезапно комната осветилась синей вспышкой, которая сразу же исчезла.Это троллейбус чиркнул своими "усами" по промерзшим за ночь проводам, поворачивая с Королева на Проспект Мира, увозя "главного поддавальщика"в астраханские бани. Москва встретила предновогоднее утро...

                »»»»»   


       -Хозяйка,а сколько ты хочешь за своего карасавца?-спросил мужчина у торговки , что с утра пыталась продать свою "синию птицу"на Ярославском рынке,-уж больно он  у тебя хорош.
   
       -За сто рублей отдам,-ответила бабка,оживившись,-всё лето кормила.

       -Чем кормила-то?

       -Так свежей травкой и кормила, комбикорму-то нынче не достать, председатель запретил,мол всё для колхозного стада.А какое там стадо, курям на смех, всё под нож пришлось пустить.Денег в колхозе нет, чтобы трактора заправить , вот по весне и не пахали толком.Плохо нынче в деревне.

      -Слушай, мать,-попросил мужчина, кивая головой соглашаясь с торговкой,-отложи этого красавца для нас, мы его обязательно у тебя сегодня купим.Мы только за деньгами до дома сгоняем.

      -Так что ж вы без денег по рынку шлындрaете, "глаза продаете".

      -Спрячь птицу-то,-попросил мужчина ,  подхватывая под руку свою спутницу,-мы сейчас,"одна нога там, другая тоже там..."

     -Вы только ни кому его не продавайте,-крикнула обернувшись молодая женщина, покидая пустой павильон под вывеской "Мясо".

    "Да кому его я продам?"-подумала торговка:-"Надо было на "Тишинке" оставаться, а не переться на "Ярославку" и к Белорусскому вокзалу ближе...Вот только торговое место там намного дороже, себе у убыток торговать"
   
    -Мой любимый, а где нам взять эти сто рублей?-спросила женщина,-я говорила с соседкой, на счёт "перехватить", какой там...
   
     -Родная, я же сказал утром,всё решу,-сказал муж, направляясь уверенным шагом к припаркованному у входа видавшему виды жигуленку.Наш конь накормит, а я его уже покормил.
   
      -На какие шиши ты его покормил?
   
       -На "деревянные"конечно, я после бани успел "клиента" в Медведково забросить, вот он и покушал.Поехали, родная, предновогоднюю Москву "бомбить".Мы с тобой сегодня везучие ,хоть твой муж  и "бульварный шлаповоз".Будем "от бордюра" работать.Вон, девица голосует.Прыгай скорее в машину.

    Старенький жигулёнок радостно помчался к остановке троллейбуса, разбрызгивая по сторонам кашу из воды, снега и реагента.Ничего, что буду ржавым, зато хозяин выполнит свое обещание.   
   
        -С наступающим новым годом девушка,  вам куда?
   
        -К трём вокзалам,  но у меня только пять рублей.Вы наверное не повезете,  уже три машины умчались без меня.
   
       -Садитесь, мы с женой,  как Дед Мороз и Снегурочка сегодня добрые....

                »»»»»
               
          Прокуренный за день салон жигулёнка,  радосно осветившись лампочкой,  встретил своих хозяев, смешанным запахом табака с цитрусовыми.Намотались по предпразднечной Москве,наколесили, подхватывая спешащих в гости пассажиров.Последний заезд был на "Красносёлку" к Греку.Хозяин долго благодарил  друга, принимая бутылку домашнего вина и небольшой пакетик абхазских мандаринов  ,  из солнечного Ткварчели.Договoрились,  второго встретиться вновь."Интересно...одни поедут или меня с собой возьмут?"

        -Послушай меня,родная,-продолжил прерваный, размещением покупoк в багажник, разговор мужчина,-план действий должен быть такой.Ты спрячeшь куклу, купленную в подарок от Деда Мороза, а я в это время начну готовить  нашего гуся.Его надо выпотрошить и помыть.
   
        -Хорошо любимый,-согласилась женщина,- только не забудь опалить это волосатое чудо.Гузку отрежешь и жир удалишь, потроха обжарeш на масле и замочи пару горстей сухих боровичков.
       
        -Ага,как в старой, оскароносной комедии «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир»-"я пилот, штурман и радист",а ты кем будешь- стюардессой?"
       
        -А я первой пойду в душ... Поехали любимый.
      
        -Подожди, дай машину завести.
       
        -Потом заведешь, поехали.
   
    Жигуёнок,устало рыкнул прогоревшим глушителем и помчался в гараж, еще немного и отдохну...
               
                »»»»»
       -Мам, а Дед Мороз ко всем детям приходит?-спросила девчушка, ныряя в мыльную пену.
   
       -К чумазым не приходит,-ответила мама,-он ходит только ночью,  а в темноте грязнуль не видно.
   
       -Мам, а почему он ходит только ночью?
   
       -Любознайка, ты моя...просто днём слишком много людей на улице, и трудно будет пройти.Мы с папой его видели у Даниловского рынка, застрял в пробке.Давай я тебе помогу головушку помыть.Нам нужно торопиться- скоро Новый год наступит, а нам еще нужно приготовить праздничное блюдо.
   
      -Мам, а вот если у Маши папа грек, то она гречка?
   
      -Нет,дочка.Она гречанка, а гречка это такая крупа.Принюхайся, чувствуешь запах из кухни?Это папа обжаривает гречку для начинки в гусь.
   
     -Любимый,-крикнула женщина,-смотри не пережарь гречку.Не дольше, чем пять минут держи на сковородке и помешивай.
   
     -Мам, а зачем гречку папа жарит?
    
     -Всё -то тебе нужно знать.Если гречку сначала обжарить, а потом сварит , то каждая гречневая ядринка будет отдельно,-улыбаясь сказала мама,- вставай , давай под душ, а то мне еще себя  в порядок надо приводить.
   
        -Мам, а можно я мандаринку после ванной съем?
    
        -Не можно, а нужно,-пропел за дверью папа,-я уже три штучки тебе почистил.
    
        -Зачем почистил?,-спросила мама,-ребенок сам хотел их почистить...
   
       -Родная, чтобы замариновать гуся в вине , мне нужны были мандариновые корочки.
    
      -Успел бы, но ладно раз сделал, то сделал.Лук , морковку и грибы пошинкуй, а обжарю я.Мне этот запах очень нравится.
    
     -Так я уже и косточки из гуся удалил, посолил , поперчил, а вы всё намываетесь.Вообще-то я тебе посоветую поторопиться, скоро Мягков к Брыльской из бани в Ленинград поедет.

                »»»»»
    В кухню, наполненную ароматом обжариваемых овощей и отварной гречки,  ворвалось сетование Павлика,голосом Александра Ширвинда:-"А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета»,  в котором можно посмотреть типовой художественный фильм...."
   
        -Ну, вот,-сказал папа,-"С лёгким паром" началось.
   
        -Любимый, иди покури,-прервала "нытье" мужа женщина,-все успеем.Мне осталось обжарить потроха, смешать их с грибами,морковью, луком и гречкой.Делов-то,  на десять минут.А потом, когда ты вернешься с перекура, поможешь мне начинить гуся этим "фаршем".Вон я уже плиту на двести градусов поставила прогреваться.Иди спокойно и не мешай... 
     Услышав, как закрылась за мужем входная дверь, женщина тяжело вздохнула и тихо произнесла:-"Курилка мой любимый, беспокоится, суетится, без него весь мир рухнет...весь в отца." Но обычная "Прима"сгорает также быстро, как и благородный "Кэмел".Отец вернулся быстрее, чем начинка в гусинное пузо была готова.
 
        -Помой руки, а то табаком гусь будет пахнуть и найди нитку с толстой иголкой, брюхо надо зашить будет.
 
       -Есть,найти нитку с иголкой, но шить буду не я...
 
   Через два часа гусь, набитый на две третьи,чтобы не разорвало тушку, начинкой из гречневой крупы,морковки, лука,потрохов и белых грибов, неоднократно политый собственным жиром и дважды перевернутый с боку на бок, чтобы равномерно покрыться золотистой корочкой, лёг на теплое блюдо.В рюмки простого стекла было налито терпкое вино , изготовленное собственными руками отца Грека., бывшего шахтёра из абхазского Акармара .Обычная семья москвичей была готова встреть очередной Новый год из последнего десятилетия уходящего века.
         "...какая гадасть эта ваша ...."

                »»»»» 
       -Жесть,-тихо произнесла дочка, выслушав рассказ отца,-и чего, вкусный гусь получился?А я где была, почему не помню?
 
      -Тебя еще даже не заказывали,-рассмеялся отец,-твоя старшая сестра еще в школу не ходила.
        -Кошмар, вы носились весь день по Москве, что бы купить какого-то гуся?Ну и девяностые...ужас.

 
      -Лепи пельмени, смотри один не склеился.Сейчас мама последнюю порцию теста замешает и,  мы весело долепим последнюю сотню.Как обычно, на Hовый год четыре сотни....

Фото из архива автора