Переписка Мухаммада и историка ал-Алкадари

Али Албанви
Переписка Мухаммада ад-Джули и историка ал-Алкадари

В 30-х годах ХIХ в. в Южном Дагестане, в табасаранском селении Джули родился никому неизвестный Мухаммад, отца которого звали ‘Абд Аллах. Со временем Мухаммаду суждено было стать одним из самых известных джулинцев — выходцев села.

Известно, что Мухаммад б. ‘Абд Аллах получил традиционное мусульманское образование сначала у своего отца, а затем он продолжил обучение в сел. Куркли (ныне Лакский р-он Дагестана) у А. Омарова.  В 70-х г. ХIХ в. Мухаммад ад-Джули (ум. 1904) уже в качестве местного ’алима переселился в сел. Сиртич (ныне село в Табасаранском р-оне Дагестана) и стал известен как Мухаммад «Сиртичский».

Мухаммад ад-Джули становится кадием трех магалов Кюринского округа. Местопребывание его находилось в сел. Зазак Южно-Табасаранского участка. Наибом Южного Табасарана в это время был известный учёный-богослов Мирза ал-Хасан-Эфенди ал-Алкадари (1834–1910). В это время между Мухаммад ад-Джули и ал-Хасаном ал-Алкадари установились разносторонние, дружеские связи, в том числе духовные сношения. Историк ал-Хасан ал-Алкадари в свою очередь высоко отзывался о Мухаммаде ад-Джули как о высокообразованной личности.

В религиозно-философском труде «Джираб ал-Мамнун», изданном в 1912 г., приводится переписка Мухаммада ад-Джули с ал-Хасаном ал-Алкадари по вопросам мусульманского правоведения наследства. Вопросы Мухаммада ад-Джули, заданные ал-Алкадари, с арабского языка на русский перевел дагестанский учёный-арабист М.Г. Нурмагомедов (1909–2004). Из вопросов Мухаммада ад-Джули вытекает, что он был разносторонне мыслящей личностью. Его взгляды по ряду вопросов отражены в заданных ал-Хасану ал-Алкадари вопросах. Так, Мухаммад ад-Джули спрашивает:

«Книга преданий говорит, что милостыня и молитва могут изменить судьбу (предопределение) в пользу того, кто их исполняет, а в Коране сказано, что предписание Бога непредотвратимо. Чему верить?» В своем ответе ал-Алкадари признает наличие такого противоречия в названных источниках мусульманской религий.  Следующий вопрос Мухаммада ад-Джули:

«В одном месте Корана сказано, что Бог — это тот, кто желает добра и зла, а в другом месте говорится, что Бог никогда не бывает доволен злом. Почему бог, желая зла, не остается доволен им?» На этот вопрос ал-Алкадари даёт пояснения, что Бог дает возможность каждому творить добро или зло — и лишь затем, т. е. в загробном мире, поощряет или наказывает человека в соответствии с его деяниями. Мухаммад ад-Джули затрагивает и вопросы познавательного характера. Он выясняет у ал-Хасана ал-Алкадари:

«Некоторые учёные доказывают, что наши представления, наши знания о вещах и сами вещи совершенно несходны. Тогда как можно утверждать, что Бог Един, что нет бесчисленного количества богов. Если мы не можем познать Бога, его атрибутов, то как можно утверждать, что Он существует? А может быть, Бога нет?»

Анализируя содержание всех вопросов Мухаммада ад-Джули, заданных ал-Хасану ал-Алкадари, дагестанский профессор М.А. Абдуллаев (род. 1930) пишет: «Мулла Магомед широко эрудирован в философских вопросах и мыслит, как вольнодумец».
Мухаммад ад-Джули задает ал-Хасану ал-Алкадари и другие вопросы, связанные с Богом. Кроме того, Мухаммада ад-Джули интересовали вопросы сущности и явления. Отвечая на его вопросы, ал-Алкадари писал: «Сущность и явления проявляются в двух видах: 1) как объективная (внешняя) реальность, которая может быть познана, и 2) как субъективная (умственная) реальность».

Будучи верующим, Мухаммад ад-Джули не сумел понять антинаучную сущность религиозных представлений, считая их одним из видов знаний. Как вытекает из вопросов, по мнению Мухаммада, наука и религия не исключают, а дополняют друг друга, могут сосуществовать параллельно. Ал-Хасана ал-Алкадари выражает свое согласие с Мухаммадом в том, что наши знания о предмете и сам предмет более или менее тождественны. Таковыми были взгляды южнодагестанского богослова Мухаммада б. ‘Абд Аллаха ад-Джули в вопросах религии.



Автор: ‘Али Албанви



На фото: Мечеть в селении Джули // Источник: Мечеть ХIХ века планируют реконструировать в Дагестане [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9ugxVn, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2019). — Яз. рус.




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АБДУЛЛАЕВ, МАГОМЕД АБДУЛЛАЕВИЧ (род. 1930) — советский и российский философ, специалист по истории философии и общественной мысли Востока; доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР и Дагестана, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Заведующий кафедрой философии Дагестанского медицинского института.

АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана). Энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) пишет, что во время отбывания своей ссылки в г. Астрахани (Хадж-Тархан) ал-Хасан ал-Алкадари посетил мазар шайха Махмуда, и мазар шайха, известного как Шайх (аз-заман, букв. «времени»). С ним был в это время и его товарищ, подвижник Хаджи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани. Знаменитое историческое сочинение ученого ал-Хасана ал-Алкадари «Следы прошлого Дагестана» («Китаб-и Асари Да;ыстан». Баку, 1903 г. 225 с.), написанное автором в 1891–1892 годах на азербайджанском языке, увидело свет в 1-й Бакинской типографии «Ширк;т» [Азербайджанская книга, 1963, с. 43; Историко-литературное, 1988], благодаря спонсорской поддержке азербайджанского миллионера З. Тагиева. Творческое наследие ал- Алкадари плохо изучено. На русский язык переведено только одно его крупное сочинение — «Асар-и Дагистан». Рукописное наследие еще не систематизировано и полностью не выявлено. Сочинения: «Китаб асари Дагистан та’лиф ал-‘алламат Мирза Хасан-афанди б. ал-Хаджж-‘Абд Аллах-афанди ал-Алкадари ад-Дагиста- ни». Петербург, 1312 [1894/95]; «ал-‘Урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа ли-л-фади-лайн ад-Дагистанийайн». «Сахиб ал-асл... ‘Абд ал-Латиф-афанди ал-Хузи... ва-л-мухаммас... Мирза Хасан-афанди ал-Алкадари». Петровск [б./г., дозволено цензурой в 1905 г.]; «Джираб ал-Мамнун та’лиф... Хасан-афанди ад-Дагистани ал-Алкадари. Туби‘а би-л-матба‘ а ал-исламийа». Темир-Хан-Шура, 1912; «Диван ал-Мамнун. Ат-Табака ал-ула». Темир-Хан- Шура, 1913. В семье ал-Алкадари и его жены Салихат (1843–1908) (была дочерью ‘Абд ал-Гани из сел. Яраг, брак состоялся в 1860 г.) воспитывалось 7 сыновей и 5 дочерей: старший сын от первой жены Эрзи — (Ахмед) Ахмад (1853–1929), (Муслим) Абу Муслим (1861–1911), Хафсат, отданная замуж в 1878/79 г. за касумкентца Аслана, сына Султана — или Афисат (1865–1916), (Убейдуллах) ‘Абд Аллах (1865–1916), (Абдуали) ‘Абдал-Али (1868–1928), ‘Абд ар-Рахман (1869–1892), Зайнаб (1871–1872), Рейханат (1873–1953), ‘Абд ал-Латиф (1871–1935), Абидат (1877–1923), Секинат (1881–1882), ‘Абд ал-Хаким (1883–1888).

АД-ДЖУЛИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Джули (ныне Табасаранский р-он Дагестана).

АД-ДЖУЛИ, МУХАММАД Б. ‘АБД АЛЛАХ (ок. 1830–1904) — южнодагестанский кадий, учёный-арабист из сел. Джули (сел. Жвулли, ныне Табасаранский р-он Дагестана). Магомед получил традиционное мусульманское образование у своего отца. Затем он учился в сел. Куркли (ныне Лакский р-он Дагестана) у А. Омарова. В 70-х г. ХIХ в. Мухаммад ад-Джули в качестве местного ’алима переселился в сел. Сиртич (ныне Табасаранский р-он) и стал известен как Мухаммад Сиртичский. Он становится кадием трех магалов Кюринского округа. Местопребывание его находилось в сел. Зазак Южно-Табасаранского участка.

НУРМАГОМЕДОВ, МАГОМЕД ГАДЖИЕВИЧ (1909–2004) – учёный-арабист. В 1941 г. Магомед Гаджиевич окончил медицинский техникум в Махачкале и сразу его отправили на фронт. До конца войны он был командиром санитарного взвода. В 60-х гг. Магомед Нурмагомедов был приглашен на работу в Отдел восточных рукописей Института истории, языка и литературы Дагфилиала АН СССР. За годы работы в Институте ИЯЛ он ездил в экспедиции по районам Дагестана и описал несколько сот рукописей на арабском языке, собрал и перевел тысячи арабских писем. В последние годы Нурмагомедов работал над темой «Биографии дагестанских ученых». Им собран материал о сотне дагестанских ученых-арабистах. Магомедом Нурмагомедовым обнаружены и обобщены тысячи рукописных книг, редких документов о событиях, происшедших в различные периоды в Дагестане и на Кавказе. Большую ценность представляют памятные записи по истории Табасарана, хранящиеся в фонде М.Г. Нурмагомедова.



ЛИТЕРАТУРА


1. Гасанов М. Алим Магомед из Джули (Сыртича) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9ufSVJ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2019). — Яз. рус.


2. Ученый-арабист из Аракани [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9ug4gr, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2019). — Яз. рус.