Светский секулярный гуманизм

Евгений Френкель
Гуманизм, будь он гуманизмом Возрождения, Просвещения, коммунистическим или секулярным, всегда был антропоцентрическим, ставящим в центр всего человека, провозглашал идеал свободной, гармонической, всесторонне развитой творческой личности и веру в безграничные возможности человеческих труда, воли и разума. Программа теистического (религиозного) гуманизма – опубликованный в 1933 году, Первый гуманистический манифест в своих тезисах утверждал идею несотворимости вселенной, эволюцию мира, версию о социальных корнях религии и т.п. Современный гуманизм определился как светский (секулярный) гуманизм с опубликованием в 1980 г. Декларации светского гуманизма. Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) в своём уставе, принятом в июле 1991 г. определил гуманизм как нетеистический и не принимающий «сверхъестественное» видение реального мира. Сегдня МГЭС координирует деятельность национальных и региональных гуманистических групп, обладает консультативным статусом при ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Совете Европы. Гуманизм на протяжении столетий воспитывал умы к атеизму. В наш мудрый, светский, гуманистический век в теоретическом и обыденном сознании общества гуманизм определился именно как секулярный, безбожный, атеистический. Научный метод признан наиболее достоверным способом понимания мира. Восхитительный, удостоенный в 1964 году Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время» Жан-Поль Сартр сказал, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели и только акт нашего выбора нами нашего собственного «Я» придаёт миру значение и ценность. Неужели после этого эпохального открытия мы вновь обратимся к полуистлевшим кожаным свиткам Мёртвого моря?