Не положено

Валентина Телухова
 
Так сложились обстоятельства, что внучка Людмилы Ивановны оказалась под опекой государственной. Она выросла со своей родной тетей. Осиротела девочка в возрасте четырех лет. Тетя взяла её с любовью и первые годы все было хорошо. Потом опекунша стала пить. Напившись, она выла страшным голосом, звала сестру Катю.

- Катя! Почему я должна растить твою девочку, а ты там лежишь в сырой земле. А я тут маюсь с твоей доченькой. Ы-ы-ы-и-и-и-и!

Докричалась тетя, своего добилась. Инспектор застала её именно в таком состоянии. Юлечку забрали в приют, потом её взяла старшая родная сестра, которой едва исполнилось восемнадцать. Девочки стали ссориться, Юля отстаивала свою независимость. Она уходила гулять по ночам и говорила, что не обязана ни перед кем отчитываться.

Сестра от обязанностей опекунских отказалась. Никто из родственников взять опеку над непослушной Юлей не мог. И тогда Юля поступила в колледж на полное государственное обеспечение. Она теперь живет в общежитии. Воли никакой никто ей не дал. В десять часов вечера она должна быть на месте. Контроль за ней строгий. А уж как ей не хочется подчиняться таким правилам. А на лето ей предоставили место в приюте. И вот она стала подлизываться к бабушке своей, чтобы она взяла внучку на все каникулы к себе.

Моя сестра Людочка согласилась. Ей разрешили взять внучку, но сколько нужно было собрать бумаг! В поликлинике справку о состоянии здоровья ей дали незамедлительно. Она недавно выписалась из стационара. Ей даже не пришлось сдавать анализы. Акт о жилищных условиях тоже написали быстро. Огромный коттедж на берегу Амура с большим садом, огромным огородом не вызвал никаких замечаний. Условия для проживания - хорошие. Такой вывод сделала комиссия.

Осталось только взять справку об отсутствии судимостей у бабушки.

Вот тут-то и началось. Ей объяснила чиновница, что она обязана проверить – не имела ли Людмила Ивановна судимостей во всех местах её проживания. Для этого был составлен список этих самых мест проживания. И первым местом было село Агул Ирбейского района Красноярского края, где Людмила Ивановна родилась. В базе данных такое село не значилось. Значит нужно делать письменный запрос в архив Красноярского Края.

- Помилуй Бог, - говорила Людмила Ивановна, - зачем делать запрос? Мама на войне была, вышла замуж за папу. Они зарегистрировали свой брак. Мама долго скрывала беременность, потому что не хотела с отцом расставаться. Но потом все-таки её комиссовали, и отправилась она в это самое село. Там она и родила меня. Но к ней все плохо относились. В деревне её унижали. И тогда папа отправил её к своим родителям на Дальний Восток. И вот с трехмесячной мной она отправилась в долгую дорогу. Три месяца я всего прожила в этом селе в бессознательном возрасте. Могла я быть судимой в таком нежном возрасте?

Чиновница в погонах тупо смотрела перед собой.

- Не положено нам давать справку без проверки. Мы обязаны проверить все места вашего проживания.

- Но это же долго очень. А мне нужно внучку забрать через две недели. Войдите в положение.

- Не положено. У меня - инструкция. Мы обязаны проверить все места вашего проживания.

- Да не была я нигде и никогда судимой. Всю жизнь в школе проработала. Положительный я человек.

- Но справку без проверки я дать не могу. Сделаю запрос, примерно через месяц будет ответ.

- Через месяц? А месяц целый моя внучка будет жить в приюте среди обездоленных детей? Думаю, что там условия и не плохие. Но она может жить со мной, рядом, чувствовать мою ласку и заботу. У меня уже редиска наросла. У меня картошка в подполье сохранилась, как молодая, у меня курочки яйца несут, я молоко парное у соседки беру. Юлечка у меня худенькая. Может быть окрепнет у меня. Она год назад перенесла тяжелую операцию. Она хочет ко мне.

- Ну, мало ли кто чего хочет. Не положено. Я действую по инструкции. Ну, поживет девочка недельки две в приюте. Ничего страшного.

Чиновница в погонах смотрела сквозь Людмилу Ивановну. И как только они умеют так смотреть? Смотреть и не видеть.

- Женщина, я Вам все объяснила. Вы меня задерживаете.

Повернулась старая женщина и пошла прочь. Тяжело опираясь на палочку, она шла, покачиваясь, по улице и не видела света. Слезы застилали взгляд. Не достучаться. Непробиваемо.

Выход нашла я. У меня сохранилась старая домовая книга нашего дома в городе. Он был снесен, нам дали квартиру коммунальную, а домовую книгу я сохранила. И в этой книге была страница с пропиской мамы. В далеком тысяча девятьсот сорок пятом году она была прописана в доме родителей своего мужа и вместе с ней  моя старшая сестра. "Дочь Людмила" значилось в книге и стояла дата рождения.

Прямо с книгой в руках пошла моя дочь к высокому начальству у нас в областном центре. Высокое начальство вошло в положение. Сняли копию с домовой книги. Заверили её нотариально. Высокое начальство само дало разрешение на выдачу справки об отсутствии судимости.

Юля проведет лето в бабушкином доме.