Деревенские страшилки 2. Приезд содай. Терный А

Александр Терный
ДЕРЕВЕНСКИЕ СТРАШИЛКИ 2. ПРИЕЗД СОДАЙ. ТЕРНЫЙ АЛЕКСАНДР.


Село Есинеевку основали в 1725 году, выходцы из Верхнего и Нижнего Ломова, а также из Синевки, что близ Темникова. Вначале все жители были вольными людьми – в основном татары и казаки. Потом в село стали завозить крепостных. Так и повелось – половина села были вольными, половина крепостными. Бари жили в деревне наездами.

Первые поселенцы строили по высокому берегу реки  землянки. Они   представляли собой прямоугольную яму, выложенную изнутри тесом( бревнами). Покрыты они были в виде шалаша, стыки бревен конопатились. Сверху все засыпалось землей. В строение было одно маленькое оконце, на противоположной двери стенке. Печь делалась из камня и кирпича сырца. В печи имелась труба. Там можно было зимовать. Нехватки бревен не ощущалось. И люди сразу же начали строить новые дома. В них были сени и одна комната. Крыши крыли досками, соломой и землей. Из сеней выходило две двери – на улицу и на скотный, огороженный от хищников, двор. Тогда в есинеевских лесах водились медведи, рыси, кабаны и волки.

Николаевы построили свой дом 5 лет назад. Он был крупным для села. И стоял в самом его центре. Они привезли из Ломова саженцы фруктовых деревьев, да повадился их грызть заяц. Саньку сажали у окна. И он должен был следить за посадками, звать отца, как появится заяц-злодей. Санька понимал важность поручения, сидел, не смыкая глаз.

-Тятя, тятя, заяц, - закричал Санька уже за полночь.

Соскочила вся семья.

Но во дворе творилось что-то необычное. Над зайцем в воздухе плавал огненный шар. Шаровая молния зимой не плавала.

-Жена, ну-ка всех на печку. Колдун-шар это. Сколько содай из Темникова приехало- одному черту известно. А у мокшан любая баба содай. Лишь бы летающих не было. Они самые злобные и сильные. Я выйду, отпугну шар от дома. Не нужен он во дворе, может,  зайца подстрелю.

-Не ходи, не к добру все это, - попросила жена.

-Пусть они нас боятся, а не мы их, честные христиане, - ответил ей муж Федор.

Он взял лук. Была у него и берданка, но он не хотел поднимать шум, будить соседей. За ним выскочил лишь Санька.

Отец выстрелил сразу же. И точно попал в колдун-шар. Шар взвился в небо и понесся по улице. Санька точно видел, что он нырнул в трубу пятого дома. Там жили мокшанцы Лылины. И привезли они с собой старую хромую бабку Симку.

-Симка, - сказал отец. – Я давно ее подозревал, что она содай. Праздников она не блюдет.

А на другой день Санька увидел, как старуха Симка шла по селу с перевязанной рукой. Встала она у Саньки и сказала: - Зачем отец так сделал? Не прощу я вам этого. Сживу ваш род.

Санька пересказал разговор отцу. И тот сам пошел к Симке, понес ей меда, рыбы сушеной, сала.

Вернулся он через час. –Говорит, что простила, -с казал он жене, и заплакал.

В зиму мама слегла и умерла от жару. А отец взял в жены рыжую старую деву из дома Лылиных. Мачехой она была хорошей, не злобной, работящей. Дети не страдали от нее.

И лишь перед смертью признался отец Саньке, что сговорился с содай Симкой. Она взяла за жизнь детей жизнь матери и всучила отцу старую деву в жены. Новых детей у Федора и рыжухи не было. Так что и вырастила рыжуха чужих детей. Вот так начиналась жизнь мокшанских содай на границе Дикого поля.