Рецензия на роман Кровные

Лев
Метафизика истории.
(о романе Павла Мацкевича «Кровные»)

   Есть сотни загадок истории, загадок, что передаются буквально как легенды из поколения в поколение. Есть мифы, которые рождаются на основании этих загадок, мифы, что упорно закрепляются в сознании людей. Эти загадки путают мысли историка, если он решает вести исследование, опираясь на мифы. Но они могут расширить сознание и историка и читателей, если историк решается развенчать мифы и исправить искривленное понимание истории, которое было навязано и осознанно поколениям теми, для кого мифы есть спасение от человеческого, пусть и исторического суда.
   Один из наиболее популярных мифов, это «святость». Что есть святость политика? Как может политик, человек, существующий в своем собственном, практически абстрагированным от морали, измерении, стать вдруг «святым»? Никогда не верил ни в «святых» Царевичей Дмитриев, ни в «святых» Бориса и Глеба ни тем более в «святого» или по-другому в «божественного» Августа.
   Политик может быть «великим», «грозным», «мудрым», но не святым, все его поведение будет всегда опровергать религиозный канон. Однако, как разобраться во всех этих чудовищных хитросплетениях, как увидеть истину за потоками накопившейся лжи и напластований тех исследователей, которые использовали именно те источники, которые давала им власть?

   Я хочу поговорить с вами о романе Павла Мацкевича «Кровные».

   Роман вышел в печать в 1997 году и является первой частью трилогии «Тризна» Содержание романа описывает события прихода к власти путем братоубийства Ярославом Мудрым. А содержание всей трилогии показывает нам дальнейшие события, точнее сам процесс превращения бывшего удельного князя, безродного сына «потаскухи» в великого государя, последнего единого правителя феодальной Руси.
   Самая главная загадка романа заложена в одном из наиболее стойких исторических мифов, а именно убийством Святополком «окаянным» двух своих младших братьев, претендентов на престол, близнецов Бориса и Глеба.
   История начинается с момента подписания великим киевским князем Владимиром завещания, в котором он передает власть своему любимейшему сыну Борису. Святополк в этот момент находится там же в Киеве, под домашним арестом, а ненавистный Владимиру Ярослав, «сын шлюхи» оскорбивший отца и проклятый им далеко - в Великом Новгороде.
   Теперь о мифе: по легенде Святополк убил обоих братьев – Бориса и Глеба, опасаясь их возможного покушения на узурпированную им вопреки воле отца власть. Ярослав Мудрый получив, таким образом, повод для «благородной мести» вступает на войну с братом Святополком и, победив его, становится великим киевским князем. После этого через митрополита он канонизирует убитых Святополком Бориса и Глеба. Обоих «невинноубиенных» князей причисляют к числу святых мучеников.
Это все миф.

  Что же случилось на самом деле, в этом и пытается разобраться Павел Мацкевич.
Сам князь Владимир пришел к власти так же через братоубийство, более того, он убил своего брата Ярополка также обвинив того изначально в братоубийстве. Что же тогда могло помешать Ярославу повторить путь своего отца? Пример сына Святослава у него перед глазами, но… Из всех братьев «Владимировичей», именно у Ярослава наименьшие шансы стать великим князем. И Ярослав в этой ситуации начинает адскую игру, в которой он может выйти только победителем, иначе его постигнет судьба «изверга» Ярополка, а его имя навеки будет проклятым. В этой игре, Ярослав имеет шансы на победу, только в том случае, если будут убраны со сцены Борис и его брат Глеб. Но Ярослав не имеет права сам убрать стоящих на пути к власти братьев. В этом случае у его главного противника, Святополка, появляется шанс «законной мести» за пролитую родственную кровь и более того, в этой ситуации Ярослав теряет все, начиная от поддержки народа и заканчивая историческим именем. Таким образом, единственный шанс для Ярослава, получить повод для войны, это если Святополк сам уберет младших братьев, но… Святополк не спешит. Для Святополка убийство Бориса, которому отцом завещана высшая в стране государственная власть слишком опасное мероприятие.  Святополк прекрасно понимает, что сие станет поводом для гражданской войны. И тогда «проклятый» своим отцом Ярослав САМ УБИВАЕТ ОБОИХ БРАТЬЕВ (Бориса и Глеба), но делает это так, что вся вина ложиться на его злейшего врага Святополка. И получив повод (братоубийство) Ярослав начинает гражданскую войну и, победив в ней своего противника Святополка, становится Великим киевским князем. Таким образом, полностью повторив путь своего отца (Владимира) Ярослав только подтверждает общую идею метафизики истории, которая заключается в том, что нет и не может быть «святых» правителей, не может быть оправданных преступлений или дороги к власти покрытой лепестками роз, а не вымощенной кровью. Любая власть внутри себя аморальна, а любая кровь - логична.
   А потом рождается миф. Красивая, но по-своему нелепая сказка о двух безгрешных князьях, Борисе и Глебе, проклятым «окаянным» Святополке, и «справедливым мудром» Ярославе. В этом и заключено метафизическое содержание истории, любая легенда оказывается имеет самое простое объяснение, а за каждой прекрасной сказкой стоит дьявольская игра которая назевается ИСТОРИЕЙ.
   Много раз сказано, что история не терпит сослагательного наклонения (что было бы, а если бы и т. д.). Ничего не было бы, потому что за каждым историческим событием, будь-то смерть Бориса Годунова или нападение на Перл Харбол стоит предшествующее событие, которое предопределило это.

Роман Павла Мацкевича «Кровные».
Приятного прочтения!

Лев Вишня.