Правда о философии

Евгений Френкель
Торговля, ремёсла, численный и имущественный рост городской буржуазии, гений Николая Коперника, наблюдательное естествознание Галилео Галилея и Иоганна Кеплера привели к возникновению теории всемирного тяготения Исаака Ньютона - первой великой космологической революции. Оказалось, из того что Солнце всходит на востоке не следует, что оно вращается вокруг Земли. Мы неверно понимаем Писание и устройство вселенной, потому что невнимательно читаем и Библию и книгу природы. Согласно новой картине мира Солнце - одна из звёзд в евклидовом пространстве бесконечной вселенной, снабжённой бесконечной же, идущей из прошлого в будущее, прямой лентой времён. Наука создала абстрактную, ограниченную, механистическую и с современной точки зрения ложную систему мира, но общественная мысль превознесла разум и поклонилась ему. Немецкие философы XVIII-XIX вв. исследовали логику как теорию познания.

Уже Иммануил Кант отмечал принципиальную непознаваемость «вещи в себе» и неизбежное возникновение в мышлении, оторванном от опыта, антиномий -  противоречивых утверждений, каждое из которых одинаково обосновано. Кант был верующим человеком. Из мышления, из логики. из чистой мысли невозможно вывести идеи бесконечности пространства и времени, невозможно доказать существование Бога. Радужные кантовские перспективы исторического развития оказались ошибочными, что объяснимо: Кант находился в самом начале тех исторических процессов, свидетелями которых мы уже были. Он не мог предположить, что мрак Средневековья в Европе сменится мраком национализма, нацизма и экономического порабощения одних народов другими в цивилизованном Западном мире.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) обратил внимание на то, что если мир «вещей в себе» объективно и существует, то в познании его нет. Существует бессознательная природа и осваивающее её сознание. Природа едина. Её части состоят во взаимодействии – в действии и противодействии, стремящимися к равновесию, к примирению, к синтезу, что находит своё выражение в полярности. Границы вещей суть границы действия сил притяжения и отталкивания. Двойственность и полярность – универсальные принципы природы. Магнетизм, электричество, противоположность кислот и щелочей в химии – этому подтверждение. Идеи Шеллинга –  идеи единства, внутреннего родстви и связи сил природы, её развития оказали влияние на естествоиспытателей, в частности на открытие электромагнетизма Эрстедом в 1820 г. Сегодня они подтверждаются разработкой Единой стандартной модели в физике элементарных частиц.

Шеллинг был верующим человеком. Бог проявляется в жизни в виде рока, в виде закономерности и в виде провидения. Поэт созерцает, упорядочивает и творит мир. Он человек, наделённый даром, который позволяет ему изображать и высказывать то, о чём он сам не отдаёт себе полного отчёта. Поэзия есть откровение. Откровение суть связь человека с Богом. Если искусство свободно, оно свято и чисто. Поэтому поэзию Шеллинг ставит выше логики. Первочеловек представлял собой теоантропокосмическое единство. При этом он был свободен как по отношению к Богу, так и по отношению к космосу. Поэтому актом свободной воли человек отпал от Бога, породил внебожественный мир, существующий вне Бога, мир, которго Бог не хотел, но возникновению которого не препятствовал. Человек расторг единство мира. Это сделало необходимым восстановление единства мира.

Природа – сфера бессознательного проявления Бога. История понимается как история обнаружения Бога в человеке и в человеческом обществе. Бог – абсолютное начало. Он не имеет иной причины Своего существования и Своего творения. Творение - свободный Божественный акт. Если мы искренни, мы выводим мир из Бога, как первоначала всякого опыта. Это последнее утверждение великого философа оказалось ошибочным теологически и исторически. Мир происходит из Бога, но выводим мы Бога из мира – из наблюдения и исторического опыта, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим.1;20), и Божие провидение становится яным.
 
Для Фихте философия – это наука о разуме.  Гегель сводит Бога к Абсолютной идее и разрабатывает философию как диалектику, логику и теорию познания. Поэтому для Гегеля логика выше поэзии. Гегелевское мышление в философских категориях от чистого абстрактного бытия к необходимости и к Абсолютной идее – это человеческое мышление. Поэтому гегелевская философия – идеалистически перевёрнутый материализм и поэтому её естественным историческим продолжением стали Людвиг Фейербах и Карл Маркс. Дальнейшее развите науки происходило в попытке изгнать из неё сначала Бога, а затем и логику. Основатель критического рационализма Карл Поппер считал, что научное знание не нуждается в обосновании, и требовать обоснования от научного знания иррационально. Идеи Карла Поппера, несомненно ценные и революционные, критиковалась как слева, так и справа. Например, Марио Бунге утверждал, что кроме эмпирической проверки научные теории нуждаются в проверке их внутренней логической непротиворечивости, наличия следствий, их согласованности или несогласованности с другими теориями и т.п.

ХХ век стал веком новой космологической революции. Бесконечным и вечным ньютоновским пространству и времени пришёл конец. Оказалось, что вселенная имела начало. За ничтожно малое по сравнению с продолжительностью её существования время в ней возник свет, излучаемый каждой точкой вселенной. Затем на Земле, возникшей в среде туманности, состоящей в основном из воды, образовалась, также состоящая в основном из воды, атмосфера. Затем на Земле возникли море, суша и растительность на суше. Затем Солнце, Луна и планеты обрели тот вид, в котором они существуют ныне. Затем море произвело рыб, птиц и пресмыкающихся, а земля  – земных зверей и человека. Совпадение  этапов  происхождения мира по содержанию этапов, и по их последовательности с библейской картиной сотворения мира, сложность, гармоничность, целесообразность мироздания в целом и его отдельных форм в частности – веский аргумент в пользу Бога Творца.

Новая и новейшая история мира была историей несбывшихся социальных прогнозов и в то же время подтверждением древних библейских пророчеств от завершения тысячи двухсот шестидесятилетнего господства средневекового папства; трёх с половиною лет, с мая 1792 года по сентябрь 1795 года, якобинской диктатуры; исполнения срока существования Османской империи, окончательного исцеления раны нанесённой библейскому зверю с семью головами и десятью рогами, с богохульными именами на головах (Отк.13;1) в 1929 г.; развития разделённого северного царства экономической и военной мощи в последнее время до его войны в странах арабского мира (Дан.11;38-40). Исполнение Библейских пророчеств, как подтверждение Божественного провидения в истории - доказательство бытия Бога и истины Его слова. Апостол Павел оказался прав: знание о Боге извлекается из рассматривания творений: из научного познания и исторического опыта.