Правда о Просвещении

Евгений Френкель
Согласно Френсису Бэкону (1561-1626) в основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полная, как неизменная повторяемость какого-либо свойства предмета в данном опыте, и неполная, когда обобщение делается на основе не всех, а только некоторых случаев. Бэкон искал факты, не только подтверждающие данный вывод, но и опровергающие его. Первое он назвал перечислением, второе – исключением. Исключениям он придавал решающее значение в научном познании. Карл Раймунд Поппер (1902-1994) в 1935 г. ввёл принцип фальсифицируемости – принципиальной опровержимости утверждений. Теория является фальсифицируемой и, следовательно, научной, если существует возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не поставлен. Все научные теории, в том числе и неопровержимые, должны обладать свойством опровержимости. Бог есть, если все библейские пророчества сбываются, и Бога нет, если хотя бы одно библейское пророчество не сбудется. Библия научна, потому что фальсифицируема.

Эпоха Просвещения началась выходом в свет в 1543 г. книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер» и книги Андреаса Везалия «О строении человеческого тела». Она породила плеяду великих мыслителей: Галилео Галилея (1564-1642), Пьера Гассенди (1592-1655), Рене Декарта (1596-1650), Томаса Гоббса (1588-1679), Иоганна Кеплера (1571-1630), Исаака Ньютона (1643-1727), Джона Локка (1632-1704); французских энциклопедистов: Шарля Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1784), основателя «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751), Жана Лерона Д Аламбера (1717-1783), Клода Адриана Гельвеция, Барона Гольбаха (1723-1789), Вольтера (1694-1778), Жан-Жака Руссо (1712-1778). В концепции Просвещения противоположность между разумом и откровением разрешалась в пользу разума. Разум побеждал откровение, наука – религию.