Чехия. Прага. Мост Нусле. Ч. 4

Борис Готман
   Окончание (предыдущая часть http://www.proza.ru/2019/05/30/805)
 
   Очерк о замечательном мосте Нусле будет не полным, если не приведу некоторые связанные с ним истории, подлинные и выдуманные, забавные и печальные.
 
 1.История "аэродрома".
 
   Читатель помнит, что на определённом этапе строительства моста Нусле власти решили сменить концепцию подземного трамвая на метро, а поезда метро приобрести в Советском Союзе.
 
   В то время как первоначально запланированные трамваи T3 или прототипы легких чешских вагонов метрополитена R1 имели осевое давление 10,5 тонн, у советских поездов Eсs давление составляло 16 тонн.

   Мост не был рассчитан на такую нагрузку, поэтому в нижней части тоннеля пришлось установить  мощные стальные балки общим весом 822 тонны в форме решетки, которая должна была передать нагрузку на стенки тоннеля, конструктивно являющегося главной балкой моста.
 
   Монтаж внутри тоннеля таких габаритных и непонятных стальных конструкций привёл к распространению  среди рабочих, а потом и среди других пражан слухов о том, что мост предназначен для посадки и взлёта истребителей, подземные ангары для которых якобы построены под станцией метро Павлова.

   Тут ещё начались динамические испытания моста ракетными двигателями, которые проводились, как правило, по ночам. Почему по ночам, читатель скоро узнает. Пока что тысячи жителей видели над мостом струи пламени и слышали рёв этих двигателей. 

   Слухи эти ещё более усилились в первое время после открытия моста, пока не были смонтированы стальные профили, разделяющие проезжую часть для движения в противоположных направлениях, и столбы освещения между ними.
 
   До установки этих профилей и столбов освещения  лампы были только в поручнях моста, что делало его похожим на взлётно-посадочную полосу.

 2.История антенны.
 
   Эта история связана с  предыдущей той же самой решеткой из стальных балок, но, в отличие от неё, является подлинной.

   Длина распределительной решетки равна длине моста - 485 м, что близко к длине волны, на которой вещает пражская радиостанция (639 кГц ~ 469 м).

   Из-за  этого решетка "работала" как высококачественная антенна, и принятые  ею радиосигналы  глушили  данные измерительных приборов.

   Поэтому нагрузочные испытания и связанные с ними измерения пришлось проводить ночью, когда пражская радиостанция не работала.

   Вот и видели пражане ночами струи пламени  и слышали рёв ракетных двигателей над мостом.

 3.История самоубийств.

   Это по-настоящему трагическая история.

   Вначале отмечу, что во многих странах почему-то не выполняются международные нормы установки предусмотренных законом типов ограждений в местах, где есть опасность падения людей с высоты.

   Чехия, к сожалению, тоже относится к таким странам, в чём неоднократно убеждался в поездках по ней.
 
   Вот и на мосту Нусле были первоначально установлены только простые вертикальные ограждения  высотой 100 см вместо требуемых законом ограждений высотой 130 см  с верхней наклонной частью, не позволяющей влезать на неё.

   Как пишет на сайте  "Чешская позиция" в своей статье от 10 июня 2019 года Cоilin O’Connor, независимый автор из Праги, авторы проекта не учли, что подобные сооружения  становятся не только неотъемлемой частью городского пейзажа,  но и некой "меткой" на психике города, подобно мосту Золотые Ворота в Сан-Франциско, превратившегося в магнит для прыгунов-самоубийц.

   По словам заместителя мэра Праги Вацлава Вондрасека, никто не знает, сколько людей покончили с жизнью, спрыгнув с моста, так как никакой статистики по этому вопросу найти не удалось. Вероятно, это связано с тем, что "…до 90-х годов все такие дела были закрытыми".

   Тем не менее считается, что от 250 до 350 человек погибли, прыгнув с моста Нусле.
"И число тех, кто хотел прыгнуть,  но передумал в последнюю минуту, намного больше, чем тех, кто закончил там свою жизнь", - добавляет заместитель мэра.

   Я хочу добавить, что если бы ограждения моста Нусле с самого начала физически  препятствовали бы людям, решившим покончить с собой, пересечь последнюю черту, погибших там было бы гораздо меньше.

   В 1990 году к перилам, высота которых составляла один метр, добавили сетку высотой в полтора метра, но это не помогло.

   В 1997 году на Нусельском мосту возвели новые ограждения, выглядевшие очень внушительно. Их установка обошлась в более чем  15 миллионов крон, но и они не остановили самоубийц.

   В 2003 году мост оборудовали дополнительными ограждениями и решетками, которые тоже не изменили ситуацию.

   Наконец в 2007 году наклонная часть ограждений была изготовлена из тонкой листовой стали, на которую влезть стало невозможно, что было подтверждено специальными проверками, проведенными опытными альпинистами.

   Успех пражских властей по пресечению самоубийств на мосту вдохновил известного художника и скульптора  Криштофа Кинтеру на создание памятника погибшим.

   В "Чешской позиции"  Cоilin O’Connor  приводит слова художника: "Однажды, когда я шел под мостом со своими детьми, я поднял глаза и подумал, что никто не прыгал с него уже в течение долгого времени. Я решил, надо бы как-то отметить тот факт, что здесь погибло так много людей".

   Кинтеру понадобилось некоторое время, прежде чем он смог осуществить свой замысел.

   Прорыв произошёл, когда он занимался другим проектом общественного освещения, вдохновившим его на разработку уличного фонаря, свет которого направлен вверх к мосту, а не вниз к земле.

   У него много символических значений, но главное – "…это единственный уличный фонарь в мире, который не светит вниз, его собственный выбор – небо", - говорит Кинтера.

   Художник стремится подчеркнуть фразу «свой выбор», включенную в чешскую надпись, которая будет официально представлена вместе со скульптурой 16 июня в парке Фолиманка под мостом Нусле.
   
  "Свой выбор" не должен быть самоубийством", - говорит он.