Скрещивание культур

Александр Витязев
         Культурная гибридизация  - составная часть социальной гибридизации. Социальная гибридизация это скрещивание разных социальных – экономических, политических, культурных генотипов в теории и на практике. Культурная гибридизация осуществляется путём скрещивания культурных кодов, имеющих религиозный, национальный, языковой аспекты.

1.Языковая гибридизация.
К культурному скрещиванию относится языковое скрещивание.
         Языковое скрещивание - это когда из двух и более разных языков образуется новый язык. При этом исходные языки исчезают. Скрещиванию может предшествовать многовековое активное двуязычие, или многоязычие.   
         Примером двуязычного скрещивания может служить формирование англо-саксонского языка из английского языка и старо-франкского языка.
         Скрещивание может захватывать несколько языков через образование языкового союза. Языковые союзы возникают в результате длительных, многовековых контактов народов, имеющих общую историческую судьбу. Пример: балканский языковой союз включает 5(6) языков: болгарский и македонский (родств.), ново-греческий, албанский, румынский, сербо-хорватский (?). Балканский языковой союз насчитывает тысячелетние контакты этих народов, что было связано с турецким игом. [1]

2.Религиозная гибридизация
         Думается, плодом религиозного скрещивания является такой религиозный гибрид монотеизма и политеизма, как новозаветное христианство. По сравнению с политеизмом и монотеизмом иудеев это новая религия.
         Всё дело заключается в триединстве, Святой троице. Её нет в иудаизме.
         Первый и древнейший монотеизм - иудаизм, религия древних евреев. Энгельс, оценивая монотеизм евреев, в одном случае писал, что в этой системе на одного всемогущего бога - национального бога иудеев Яхве - была перенесена «...вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов...». [2] В другом случае Энгельс писал, что «единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота». [3] Из этих высказываний Энгельса может следовать предположение, что появление монотеизма связано с появлением монархии.
         Однако нельзя исключить и влияние своеобразия типа мышления основателей новозаветного христианства на их учение. То есть, если политеизм это плюрализм, а монотеизм это монизм, то новозаветное христианство – это не то и не другое, нечто новое. Хотя можно сказать, что это и то и другое: в новозаветном христианстве скрестились политеизм и монотеизм.

3. Национальная гибридизация
         Думается, плодом национальной гибридизации может служить такой национальный гибрид, как украинцы. Здесь скрещивание захватило несколько наций через длительный, многовековой контакт народов, имеющих общую историческую судьбу. И то, что украинцы строят не федерацию, а унитарное государство это является косвенным подтверждением идущего процесса национальной гибридизации. При этом одни украинцы позиционируют себя европейцами, другие – русскими. И это может означать, что процесс национальной гибридизации ещё не закончился.

Источник
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 329.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 56