Творчество Киры Муратовой

Лев Вишня
(слабонервными женщинам просьба не читать)

Творчество Киры Муратовой.

Кира Муратова один из наиболее сильных режиссеров советской эпохи, мастер диалогов и виртуозный психолог. Все ее фильмы построены на диалогах персонажей и немного игрой камерой. Она словно завлекает зрителя непрерывным колебанием диалогового противостояния персонажей и игры камерой на заднем или ближнем плане. В этом плане она просто учебник по тому, как нужно делать качественные фильмы, с простым сюжетом, качественные независимо от их содержания. Ее «музыка» пьянит, поглощает и обволакивает. И во всем этом дикий цинизм, возведенный в художественный культ! Она гениальный мастер чернухи, лучший в этом жанре, можно сказать «богиня чернухи». Потому что почти все ее персонажи либо злодеи, либо подонки, либо конченые мрази. И она подает их так прекрасно, что с какого-то момента отключаешься от содержания ее фильмов и просто наслаждаешься всей мерзостью, что демонстрируется на экране, как каким-то изуверским волшебством.
Отлично во все ее фильмы вписалась актриса Рината Литвинова, как культовая звезда цинизма и непринужденной жестокости. Ее манерность, гламурность, беспощадный цинизм, пренебрежение к жизни, к совести, к состраданию, к чему угодно… Все это Рината Литвинова делает безукоризненно на уровне волшебства, как будто все исходит прямо из ее собственного нутра, а не по воле режиссера. Рината просто звезда «естественного ужаса», такого, который не связан ни с вурдалаками, ни с зомби, а только с самой человеческой натурой. Ужаса внутри человеческой психики и ее падения в ад.

Я посмотрел три фильма Киры Муратовой, это «Три истории», «Настройщик» и «Перемена участи». На большее пока не хватило. Я смотрел «120 дней Содома», «Ад каннибалов», все серии «Пилы», все творчество Питера Гринуэя, что угодно. Скажу честно, Пауло Пазолини, и Питер Гринуэй конечно рисуют ужас иногда предельно тошнотворный, а иногда по-настоящему страшный. Но они не умеют подать ужас так изысканно и так элитарно и так гламурно, как это делала замечательный советский кинорежиссер. Тут им как марвеловским Тору и Локи нужно учиться у королевы Хилл.

1. «Три истории»
Три небольших новеллы об ужасе каждый день.

Первая история:
Человек притаскивает в котельную большой продолговатый ящик и начинает беседовать со своим другом котельщиком. Друг до поры до времени ничего не понимает, пока гость не объясняет ему:
«Я убил свою соседку. Сделай доброе дело, сожги на фиг ее труп!»
В ужасе котельщик, который только что смеялся, поясничал и хохмил на тему жизни и смерти кричит:
«Я не могу! Я не могу взять на себя великую тайну!»
На что гость отвечает
«Да просто сожги ее на фиг и все! Она просто сдохла, я ей перерезал горло»
«А зачем ты ее раздел?»
«Да не раздевал я ее, эта тварь каждый день так ходила! Голая ходила! А у меня жена и дети! И орала на меня каждый день, и скандалы и ужас… Просто сожги ее и все»
На что котельщик отвечает:
«Я не могу, скоро сменщик придет и это уже физически невозможно. Топка остыла!»
«Ну ты же друг. Ты же поклялся помогать своему другу. Я же надеялся на тебя»
Внутри ящика труп красивой обнаженной женщины с перерезанным горлом.

(я не чего не придумываю, просто такой сюжет фильма! Ничего подобного у Гринуэя я не видел хотя его считают типа культовым «кинобезумцем»)

Вторая новелла.
Красивая циничная девушка Оффа (Рината Литвинова) работает медсестрой… нет, не угадали, не в морге, а в роддоме. Там она беседует с девушкой, которая после родов думает отказаться от ребенка. Оффа убеждает девушку не делать этого (она сама в прошлом была отказанным ребенком), но девушка, роженица все равно отказывается от своего ребенка и танцуя-припевая уходит из роддома.
Оффа потом начинает преследовать эту девушку и душит ее своими чулками в подъезде дома. Убив человека Оффа мочиться на труп.
После этого она встречается со своим другом, который пытается завести с ней роман, на что Оффа отвечает: «я не хочу, чтобы ты засунул в меня своего младенца»
«Но ты же любишь детей?»
«Нет, я не люблю детей, не люблю мужчин, не люблю женщин».
«Так кого ты тогда любишь Оффа?»
«Я люблю животных!»

Затем Оффа по картотеке находит свою мать, что отказалась от нее 25 лет назад и убивает тут на пристани, сталкивая пожилую, не умеющую плавать женщину в воду. Она говорит своей матери:
«Мама, это же прекрасная смерть, ты всегда  о такой мечтала. Всегда! Давай прощаться мама. Я прощаю тебя и ты больше не виновна! Я прощаю тебя, мама!»
Мать захлебывается в воде, а Оффа берет ее палочку и уходит, напевая веселую песню. Она отомстила своей матери, которая бросила ее 25 лет назад.

Посмотрев это, я понял, что «120 Содома» - хороший фильм. И в принципе не такой уж и «страшный».
Третью новеллу не буду разбирать, с меня и первых двух хватило.


2. «Перемена участи», по мотивам новеллы Киплинга.

В этом фильме показана история женщины, которая убила своего любовника. Ну сначала по фильму конечно не любовника, а просто человека, который приставал к ней с сексуальными домогательствами. Он пытался ее изнасиловать, а она его застрелила, защищаясь от посягательства. Потом, начинается расследование. В начале расследования главная героиня довольна собой и наслаждается совершенным поступком. Она поет, закатив глаза. И весь мир, наверное, должен петь вместе с нею. Ее муж полностью поддерживает свою супругу.
Адвокат ведет дело и выясняется множество интересных вещей, например, «насильник» появлялся часто в доме жертвы, потом у них вполне могли быть любовные отношен, потому что есть свидетели этих «странностей». А затем выясняется, что мотивом для убийства была не попытка изнасилования со стороны мужчины, а как раз неистовая и бешенная ревность обманутой самки, точнее главной героини. Она не просто была влюблена в своего якобы «насильника», а более того, она ревновала его к другой женщине, «примитивной» и «простой» как ей казалось. Она убила его не как жертва покушения на честь, а как голодная и бешенная самка, теряющая своего самца. Убила как «предателя и подлеца» с ее точки зрения.
Есть доказательство этого - ее письмо к якобы «насильнику». Адвокат и муж нашей героини едут и выкупают это проклятое письмо. Муж благородно отдает за это письмо все свое состояние. Он беззаветно любит свою… вот такую жену, на фиг… Это письмо может отправить нашу героиню на висельницу, как преднамеренного и расчетливого убийцу. Выкупив письмо и спася жизнь, своей жене, муж вешается. Он висит, качается в петле, а его шнурками играют маленькие урчащие киски.

Второй фильм…

Я соглашусь с тем, что не все фильмы замечательного советского кинорежиссера Киры Муратовой такие страшные и не все ее персонажи такие страшные как в вышеперечисленных примерах. Я даже согласен с тем, что тут есть и другой, какой-то иной двоякий смысл, что должен якобы подстегнуть нас к пониманию некоторых простых вещей, которые мы по-другому просто не понимаем. Но хочу заметить, что то, как ужас подавала Кира Муратова ни один советский или постсоветский, ни даже зарубежный режиссер нам не подавали. Ее ужас без зомби, маньяков и вурдалаков, а построен на ужасе внутри сущности самого человека. И это она делала виртуозно.