Рецензия на фильм Зеркальная маска 2005

Лев Вишня
«Зеркальная маска» (англ. MirrorMask) — художественный фильм 2005 года американских студий Jim Henson Company и Destination films по сценарию Нила Геймана и Дэйва Маккина. Сценарий фильма послужил основой новеллы Нила Геймана «Mirrormask» и концепции журнала «A Really Useful Book».
В главных ролях: Хелена, АнтиХелена (Стефани Леонидас), Мать, Белая королева, Черная королева (Джина Макки), Отец, Распорядитель (Роб Брайдон) и Валентайн (Джейсон Барри).

Фильм о маленькой капризной девочке, которая упорно не хотела взрослеть и оставалась в своем мире грез, в небольшой, выдуманной и только ей одной известной, Вселенной.
Вообще фильм меня заставил задуматься над вопросом, «что есть Бог?». В показанном фильме «Бог» - это капризная девчонка, лет тринадцати, которая создала целую вселенную из своих рисунков, и которую так не понимают взрослые. Хелена. Кто тогда «Дьявол»? Это «Бог» со знаком «минус», АнтиХелена, точно такая же девчонка, но уже с противоположным характером. Хелена добрая, инфантильная, любящая своих созданий. АнтиХелена – злая, быстро взрослеющая, нервная и ненавидящая мир, построенный Хеленой. АнтиХелена обитает как скрытое зло внутри галактики, построенной самой Хеленой. Это ее подсознательные желания, ее неудовлетворенные амбиции и эгоизм.
Родители: Мать и Отец и там и там просто сопровождающие Хелену и АнтиХелену. В созданном Хеленой мире из картинок Мать разделилась на два образа: Черной и Белой королев, Отец остался единичным блюстителем равновесия. Распорядителем.
Вселенная Хелены - это гигантский мир картинок, созданных ее воображением и фломастерами, в котором рыбы летают по небу, книги живут своей жизнью, бегают коты с человеческими головами, которых зовут Сфинксы, а все люди носят маски, которые заменяют им лица. Там есть и гиганты и демоны и бесчисленное множество всяких ипостасей сюрреалистического мира, причем «Город добра» и «Королевство зла» существуют одновременно в равновесии, как свет и тень.
Равновесие нарушилось, когда Хелена оскорбила свою мать в реальном мире, пожелав той смерти, и маму хватил удар (инсульт). В реальном мире все повисло в неопределенности, а Хелена почувствовала вину. Тогда АнтиХелена воспользовалась этим и… прогнала настающую Хелену в «сон», а сама захватила реальный мир.
Оказавшись внутри своего же собственного мира, Хелена открыла для себя, что совершенно не знает его законов и правил, хотя сама же его создала, к ней никто не испытывает уважения, как к Создателю и более того… ее воспринимают скорее как странное недоразумение, чем как полноценного представителя этой Вселенной. Она чужая и нелепая с точки зрения обитателей «Города добра». Люди не узнали своего творца.
Однако проблем на этом не исчерпываются. Худшее то, что АнтиХелена обитает в реальном мире и продолжает нести зло. Кроме того АнтиХелена украла талисман, поддерживающий равновесие миров (реального и фантастического) и без этого талисмана Хелена настоящая неспособна вернуться в реальный мир, а вынуждена пребывать в своих фантазиях.
Убедившись, что ее враг заперт, АнтиХелена начинает уничтожать фантастический мир, срывая со стены рисунки Хелены, которые комкает рвет и выкидывает в мусор. Уничтожением фантастического мира АнтиХелена надеется избавиться от настоящей Хелены и тем самым обезопасить себя в реальном мире. 
Пока еще что-то можно спасти, Хелена бросается на поиски талисмана и переживает массу опасных и интересных приключений в мире фантазий.
На этом пути ее сопровождает некто Валентайн, который в фантастической реальности является «важной персоной». К слову он так и не понимает до конца сюжета, кого именно сопровождает и насколько этот человек (Хелена) важен для его мира. Ведет он себя нагло, глупо, высокомерно и крайне недальновидно. В итоге Валентайн сдает Хелену Черной королеве в обмен на рубины, а потом, когда понимает, что все равно погибнет с этими рубинами, сколько бы их не взял, так как мир рушиться, спасает Хелену и помогает ей найти талисман.
Этим талисманом оказывается Зеркальная маска – лик настоящей Хелены, прошедший сквозь зеркало и ставший мостом между двумя мирами – фантастическим и реальным.
Используя Зеркальную маску, Хелена побеждает АнтиХелену и возвращает ее в Королевство тьмы, восстанавливая тем самым нарушенное равновесие.
Мать Хелены выздоравливает, отец извиняется перед девочкой за свою черствость и грубость. Сама Хелена взрослеет и понимает всю сложность мира. А потом на вечеринке она находит и Валентайна, который переместившись в реальный мир, забыл все, что с ним было в фантастическом, но сохранил свой скверный характер.

Фильм некоммерческий, а высокохудожественный, культовый. Необычайно красочный и эффектный, несмотря на малюсенький бюджет (4 млн. дол.).
Актерская игра в общем-то средняя, невыдающаяся, но прекрасная прорисовка фантастической реальности компенсирует эту проблему.
У меня после просмотра остался все-таки вопрос: узнаем ли мы Бога, если он придет в наш мир? Не отнесемся ли мы к нему, как отнесся Валентайн и другие обитатели Города добра к Хелене? Жители фантастического мира не узнали своего Создателя и не поняли, кто их может спасти. Хотя они знали о существовании «Её» и у них была даже целая Библия, в которой описывалось, как Хелена сотворила их мир.
Этот вопрос пока без ответа, поскольку для жителей «Города добра» Хелена была просто странным существом, а не тем, кто их создал.