Уровни достоверности

Вячеслав Абрамов
До-сто-верность – весомое слово. Но если разобраться…
Ведь «до-сто». Если «до ста», и в процентах, а это может быть и один, и десять, — какая же тут «верность»? Вот пятьдесят – это уже как везде и как всегда, 50 на 50. А если выше – тогда можно бы и поверить…
Более научный этимологический разбор слова говорит, что оно образовано методом «словообразовательной кальки» с греческого axiopistos, где axio — «достойный», pistos — «верный». Но что такое «достойный»?
Этимологические словари почему-то напрочь забывают про греческое axio и отсылают к общеславянскому слову, образованному от достой, достояти — «приличие», в настоящее время известному лишь в диалектах. Есть ещё и «пристойный», с таким же значением. И совсем противоположное – «отстойный».
И где же тут достоверность этимологии? Куда спряталась?
Если смотреть по-простому, то «до-стойный» – тоже ДО, то есть до того, как что-то уже стоит!
Вот так, с чего начали, к тому вернулись. Недаром говорят «будьте проще – и к вам всё потянется». Если не потянется, то вернётся.
И мы вернёмся к достоверности. Для удовлетворения той самой простоты возьмём самый рядовой случай, когда человек о чём-то говорит, рассказывает, что-то сообщает. Верить ему или нет? Как оценить и определить?
Оценивайте как хотите, а однозначно определить не получится. Даже если использовать детектор лжи. Прошу заметить: не детектор правды, а лжи. Это означает, что ложь – важнее, она «во главе угла». И угол этот никак не выпрямится. И ещё на всякий случай прошу не забывать, что этот детектор кто-то настраивает. Настраивает исходя из правды? Ну-ну… А что это такое – правда, где она и главное – у кого, не подскажете?   
Раз однозначности не получается, то наверное будет целесообразно рассмотреть уровни достоверности. Начнём, конечно, снизу, потому что до верху можем и не дотянуться.
Итак, уровень первый. Человек что-то рассказывает на публику. Для чего он это делает? Вариантов много.
Для того, чтобы заработать, что-то кому-то впарить. Зарабатывать можно не только деньги, но и рейтинги, а впаривать выгодные идеи. 
Или для того, чтобы кого-то убедить. Тут надо быть не только убедительным, но и стать популярным. Надо ли обсуждать происхождение слова «попу-лизм»? Всем же понятно, что лижут и зачем.
Ещё можно вещать для того, чтобы самому оправдаться или что-то оправдать. Чаще оправдываются. Кого-то оправдывают реже, разве что когда хорошо заплатят.
Когда оправдывают, то это совсем не значит, что используется правда. Что правда, что ложь, сейчас уже и не разберёшь. Даже в документах, заверенных печатью.
Рассказывают и для того, чтобы от кого-то что-то получить. Не заработать, а просто получить, не утруждаясь. Но это уже относится к области, обзываемой «искусством». Конечно, если не связано с криминалом.
На этом, первом уровне, достоверность, как правило, отдыхает. Да она тут и не нужна. Ну, разве что иногда, или чуть-чуть, для демонстрации принадлежности к «весьма осведомлённым» или «вполне компетентным».
Второй уровень – это вещание в обстановке, где тебя немного знают. И могут усомниться, а то и разоблачить. Это могут быть родственники, друзья, коллеги или квалифицированные оппоненты.
Тут хоть как изголяйся, а если все уже знают, что ты – один из них, и знают про то, когда и где ты вместе с ними обкакался – не пролезет никакое убедительное красноречие! Разве не поэтому «нет пророков в своём отечестве»?
Достоверность на этом уровне может подниматься до традиционных, привычных для нас 50 процентов. Но надо отметить, что редко.
Частный случай второго уровня бывает после пары-тройки стакашек, принятых на грудь в кругу друзей или знакомых. Но здесь уровень достоверности менее определённый. Он зависит как от количества развязывающей язык жидкости, так и от особенностей поведения конкретного человека в таком холотропном состоянии. Кто-то начинает «резать правду-матку», а другой такого напридумывает – мама не горюй…
Третий уровень наступает, когда человека прижали к стенке и что-то ему зажали (упоминаем мужчин и их болтающиеся в свободном состоянии части тела). На этом уровне появляется процент достоверности выше пятидесяти.
Почему так мало? Всё просто: даже когда человек искренне считает, что говорит правду, это вовсе не значит, что из его уст звучит правда.
Тут мы выходим на следующий, четвёртый уровень достоверности – перед самим собой. Тут процент всяко больше пятидесяти, но… Со временем он меняется, этот процент.
У тебя не было так, что сначала свою вину целиком осознавал, а потом бац – и находил себе оправдание? И за раз всё дивно изменялось. Самооправдание полностью сменяло самообвинение. До полной амнистии.
К тому же человек подвержен влиянию, человек бывает по уши зависим… Но никогда в этом не признается, даже перед собой. Иначе перестанет быть сам себе важным.
Ещё более высокий – пятый уровень. Его характеризует выражение «как на духу». Такое бывает редко, в отдельные моменты жизни. И наверное не у всех. Это когда пробивает на реальную самооценку. Это «момент истины», но не тот, что описан «В августе сорок четвёртого» или показан в одноимённом кинофильме. 
На этом уровне можно прийти к откровению, к открытию, к прозрению. Можно найти свою истинную сущность, завёрнутую в пыльные тряпки или одетую в богатые одежды.    
А есть такой уровень, который есть не ДО-сто-верность, а СТО-ВЕРНОСТЬ? На котором – точно она, верность – правильность, без примесей и чуждых вкраплений?
Есть, только нашему пониманию он недоступен. Мы только можем полагать, что он есть, его не наблюдая. Это уровень не «КАК перед Богом», а именно перед Богом. Перед Духом, который всё пронизывает, всё определяет, и по этому определению всё ведает. Всё, всегда и везде, в прошлом и будущем, которые для нас есть, а для Него – нет. Ничего не скроешь, как ни маскируйся.
Это и есть Высший суд. Судей нет, а суд есть. Самый справедливый, то бишь и с правдой, и с веданием, суд в мире.
Его действие кто-то может и испытывал. В некоем дальнем приближении.
Случаются моменты, когда тянет исповедоваться. Не перед священником и не по обязанности, а по какому-то зову души. Хотя бы перед самым что ни на есть случайным человеком. На худой конец – перед самим собой. Сумеешь написать – на бумаге.
Раз это зов души, то значит и эта потребность – души. Её потребность быть понятой. Быть понятой не этим как бы случайным человеком, а быть понятой самим собой как образом и подобием Божьим. Раскрыть в себе этот образ и подобие, потому что без него она пуста, а наполниться может только им! Ненаполненность души для неё есть адская мука, а наполненность – райское наслаждение.
А находясь между двумя этими состояниями никак не слукавишь. Это – стопроцентный уровень достоверности.