Правда о расколе

Евгений Френкель
Вследствие легализации христианства Константином Великим в 313 году значительно увеличилось число христиан в Римской империи. При этом обнаружились различия в вероисповелании и в отправлении культа в разных её частях. В Церкви стали созываться Вселенские соборы, на которых, с одной стороны, выявлялись расхождения позиций и, с другой стороны, принимались меры для установления единообразия в Церкви. Так, на прошедшем с 20 мая по 25 августа 325 г. Первом Никейском соборе был принят Никейский символ веры, осуждены ряд ересей и в первую очередь арианская. При Константине же произошло возвышение древнегреческого города Византий, который Константин в 330 году объявил своей столицей, назвав её «Новый Рим», получившей неофициальное название «Константинополь». В 379 г. император западной части Римской империи Флавий Грациан назначил военачальника Феодосия императором восточной части Римской империи. В 394-395 гг. Феодосий (Феодосий I Великий) в течение нескольких месяцев был императором единой Римской империи и перед своей смертью, происшедшей 17 января 395 года осуществил раздел империи на Западную со столицей в Риме и на Восточную (получившую название Византия) со столицей в Константинополе. Феодосий Великий сделал христианство государственной религией.

В результате нарастания культурных и политических различий между востоком и западом стали усиливаться и религиозные конфликты. С 863 по 867 гг. происходил раскол между константинопольской патриархией и папством, внутренней причиной которого было желание папства распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова. Разногласия между Западной и Восточной церквами в XI веке были связаны с проникновением Запада на территории, прежде находившиеся под контролем Восточной Римской империи. Происшедший в 1053 г. т.н. «спор об опресноках» был связан с борьбой за влияние в Южной Италии. В этом же году произошло закрытие латинских церквей в Константинополе. Считается, что окончательное разделение Церкви на римско-католичскую церковь на Западе и православную – на Востоке произошло, когда 16 июля 1054 года церкви взаимно предали друг друга анафеме. Эта и последующая история противостояния обеих церквей друг другу, привязанность к миру, плотской (1Кор.3;3) характер церквей и их взаимоотношений свидетельствовали о том, что, обольщённые богатством, привелегиями и властью, утратившие чистоту первохристианства, они никогда первохристианскою Церковью не были и напрасно выдают историю своей матери за свою собственную историю. Они с самого начала были Пергамской церковью, живущей там, где престол сатаны, в которой есть держащиеся учения Валаама, научившего Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (Отк.2;13.14) и церковью Фиатирской, попускающей жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Господних, любодействовать и есть идоложертвенное (Отк.2;20).

Если история средневековой Римско-католической церкви - это история претензий папства на власть и на управление всеми сторонами жизни общества, то восточная Православная церковь позиционировала себя в качестве только духовного института общества, но на деле всегда была верной идеологической служанкой власти.

В Русском государстве, начиная с правления Иоанна III, стала складываться религиозная и политическая концепция, утверждавшая, что вследствие падения Константинополя и уничтожения Восточной Римской империи в 1453 г. единственным государственным оплотом вселенского православия стала  Москва,   получившая  достоинство  Третьего  Рима. В.Г. Белинский в «Письме к Гоголю» написал, что Русская православная церковь «всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма... поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем и продолжает быть до сих пор». Напоминая о первохристианском прошлом католицизма, Белинский пишет Гоголю о православном и католическом духовенстве: «Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти».