Подарок для Деда Мороза

Ти Аль
"Дорога в неизвестность и обратно". Или "Подарок для Деда Мороза".

Сценарий написан на бесплатном семидневном и семиночном онлайн-тренинге Александра Молчанова «Сценарий за неделю» (http://www.shichenga.ru)


1. НАТ. ВЫХОД ИЗ ПОДЪЕЗДА ДЕВЯТИЭТАЖКИ - ДВОР. УТРО

МАРИНА (30), МИЛОВИДНАЯ ЖЕНЩИНА С ОПУЩЕННЫМИ ПЛЕЧАМИ И УГОЛКАМИ ГУБ. АРЧИ - МОЛОДОЙ БЕС, ОТПУЩЕННЫЙ ИЗ АДА ЗА ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ. ЖИВЁТ НА ПРАВОМ ПЛЕЧЕ МАРИНЫ. ОБЫЧНО НЕВИДИМ. ПРОЯВЛЯЕТСЯ В МОМЕНТЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ МАРИНЫ. ЧЕМ ЯРЧЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ.

МАРИНА стоит на выходе из подъезда и подозрительно осматривает двор, поворачивая голову последовательно - влево - центр - вправо. Мы видим запущенный двор с чахлыми берёзами, орехами, каштанами и небольшими палисадниками у соседних домов, два мусорных контейнера, стоящих косо, под тупым углом друг к другу, детскую площадку, овощной киоск.

МАРИНА
(под нос)

Слава богу, никого нет!

МАРИНА, пытаясь распутать узор ручек полиэтиленовых пакетов и пальцев, запутывается ещё больше. В левой руке прозрачный пакет с ярким бытовым мусором, пакет с отростками растений, пакет с кашей для птиц. В правой руке - пакет с ношенной одеждой. В каждой руке по связке ключей - одна от дома, другая от работы. На спине - городской рюкзак.

МАРИНА
(громко)

Чёрт побери!

АРЧИ
(возмущённо)

Ну, сколько раз мне об этом говорить: не чёрт я - бес. И зовут меня Арчи.

Марина пожимает плечами и спускается во двор.

2. НАТ. ДВОР - ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА. УТРО

МАРИНА, АРЧИ, ПЕНСИОНЕР - БОДРЫЙ СТАРИКАШКА, ПОХОЖИЙ НА ЗАСОХШИЙ ОПЁНОК.
МАРИНА осторожно кладёт пакет с отростками растений на железную клетку с полиэтиленовыми бутылками, высыпает кашу голубям. Смотрит, как дерутся за еду слетевшиеся птицы, наклонив голову к правому плечу, прислушивается.

АРЧИ
(рассерженно)

Ну, сколько ты будешь ещё заниматься этой лабудой! Никому твоя помощь не нужна. И не надейся!

МАРИНА дёргает плечом, как буд-то ей что-то мешает. Вешает пакет с ношенной одеждой, поднимает голову и видит ПЕНСИОНЕРА, ковыряющего палкой мусор.

МАРИНА
(тихо)
А я Вас не заметила.

ПЕНСИОНЕР продолжает ковырять палкой в мусорном контейнере.

ПЕНСИОНЕР
Уэхмг.

МАРИНА не подходя к другому мусорному баку, слёту выбрасывает пакет с мусором, поворачивается спиной к ПЕНСИОНЕРУ, стремительно уходит. Резко останавливается. Смотрит на свою левую руку. Замирает.

МАРИНА
(громко)

Ключи! Это были ключи от работы! Это твои проказы?

За кадром слышен смех АРЧИ.

АРЧИ
Ты же знаешь, я люблю играть с ключами.

ПЕНСИОНЕР
(шамкая)

Можи?

МАРИНА
Да нет, не Ваши! Дадите крючок?

ПЕНСИОНЕР
Мож? Какож?

МАРИНА
Ваш! Вон, на тележке с водой. С резинкой который.

ПЕНСИОНЕР
Не дам! Дам - вода ражвалится. Другый раж не жберу.

ПЕНСИОНЕР мелкими шажками, перебежкой, оглядываясь, сбегает.

3. НАТ. ДВОР - ОВОЩНОЙ КИОСК. УТРО

МАРИНА, ПРОДАВЩИЦА, СТАРИЧОК В ПЕНСНЕ И ПАЛОЧКОЙ.
МАРИНА, улыбаясь, танцующей походкой подходит к ОВОЩНОМУ КИОСКУ.

МАРИНА
(весело)

А у Вас крючок есть? Такой, на палке?

ПРОДАВЩИЦА
(недовольно)

Есть! Только без палки. Смотрите не унесите! Мне ещё закрываться.

МАРИНА
Не бойтесь! Я рядом!

ПРОДАВЩИЦА выносит толстый тяжёлый железный прут в 1,5 метра, загнутый на конце крючком. МАРИНА пробует его на вес, возвращается к своему подъезду.

4. НАТ. ДВОР - ПОДЪЕЗД. УТРО

МАРИНА, АРЧИ

МАРИНА с первого раза зацепляет связку ключей и вытаскивает её, надёжно прячет в карман джинсов.

МАРИНА
Ура! Получилось!

АРЧИ на плече (слегка виднеется) потирает передние копытца.

5. НАТ. ДВОР - ОВОЩНОЙ КИОСК. УТРО

МАРИНА, ПРОДАВЩИЦА, СТАРИЧОК.

МАРИНА отдаёт железный прут ПРОДАВЩИЦЕ.

МАРИНА
Теперь я точно попаду на работу!

СТАРИЧОК
(философски)

Нечаянная радость?

МАРИНА
Не! Постоянная!

6. НАТ. УГОЛ ДОМА - ВЫХОД ИЗ ДВОРА. УТРО

МАРИНА, АРЧИ

Мы видим, что МАРИНА переходит через дорогу в сторону частных старых домов. Справа от линии домов строительные рабочие полностью вскрыли асфальт. Всюду стоит немецкая строительная техника. МАРИНА говорит по телефону.

МАРИНА

Представляешь, я снова потеряла ключи! Скорее уронила, в мусорник. Не! Не переворачивала, крючком достала. Да, уже четвёртый раз. Два раза в туалете забывала, уборщица находила их, а я её. Пришлось конфетами расплачиваться. А потом ещё и украли. Как украли? А, в сумке унесла коллега. Новую секретку вставляла и всем рассказывала детективную историю, которой не было. Коллега то вернула - но было уже поздно. Секретку никто не захотел менять обратно.

АРЧИ светится от удовольствия.

7. НАТ. ПЕРЕКРЁСТОК. СТАРЫЙ ОБВЕТШАЛЫЙ ДОМ. УТРО

МАРИНА, ПЬЯНЧУЖКА 1, ПЬЯНЧУЖКА 2, АРЧИ

МАРИНА идёт по тропинке возле частных дворов, глядя на пьянчужек, ожидающих выдачи шкалика самогона - у них очередь в два человека. Оба нетерпеливо сучат ногами, руки дрожат.

МАРИНА
(участливо)

Стоите? Долго ждать! А ещё чужие ходят. А скажите, самогон качественный? Стоит купить? Всё хотела попробовать. М?

ПЬЯНЧУЖКА 1 дотягивается до кисти руки с шкаликом мутной жидкости, появившейся из узкой форточки и быстро исчезнувшей. Он разворачивается всем корпусом к МАРИНЕ и застывает как статуя. ПЬЯНЧУЖКА 2, уступая МАРИНЕ дорогу, делает шаг назад и, оступаясь, садится на землю. Немая сцена. МАРИНА пожимает плечами и идёт дальше.

МАРИНА
Арчи! Зачем ты так со мной? Не хватало мне ещё и таких друзей!

АРЧИ
Ну, весело же было?

8. НАТ. РАЗРЫТАЯ ДОРОГА. УТРО

МАРИНА, ПРОРАБ - МОЛОДЯЩИЙСЯ СУХОЙ МУЖЧИНА В ФИРМЕННЫХ ТРЕНИКАХ И КОЖАНОЙ ПАРЕ
ОБУВИ, КОРЕШ, АРЧИ

МАРИНА перебирается по развалам из разобранного асфальта и песка с одной стороны дороги к другой. Ноги в кроссовках разъехались, но она не упала. Недалеко от разобранной дороги у заброшенного особняка, лестницы и стены которого отделаны мрамором, мы видим ПРОРАБА и КОРЕША.

ПРОРАБ
(значительно)
Я тебя вот чего из офиса то вытащил: ты мне снимешь вот этот мрамор. Всё - равно, уже на х*р никому не нужен! Снимешь и мне домой на стройку и привезёшь.
ПРОРАБ повелительно хлопает КОРЕША по спине. КОРЕШ кивает головой.

МАРИНА
(смеясь)
Что, денег на облицовку не хватает? Так, сэкономьте! Купите новый.

ПРОРАБ
(разозлясь)

Что за способность попадать в ненужное время, в ненужное место и влезать в чужие разговоры?

ПРОРАБ с силой сжимает непочатую пачку сигарет и бросает её на землю.

МАРИНА
Арчи! И это было весело? Теперь на работу стоит по другому пути ходить – прибьёт ещё, как ненужного свидетеля!

АРЧИ уже полностью проявился и стал темнеть.

9. ИНТ. МАГАЗИН ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ. УТРО

МАРИНА, МЕНЕДЖЕР 1 И МЕНЕДЖЕР 2, ОДЕТЫЕ В ПЛАТЬЯ ИЗ МАГАЗИНА, АРЧИ

Мы видим вход магазина изнутри помещения с высокими потолками и лепниной. МАРИНА ворвалась в магазин, закрыла дверь и осталась у двери. Она смотрит сквозь стекло. Видя, что за ней никто не гонится, повернулась и видит двух менеджеров магазина, одна из них ей кажется знакомой.

МАРИНА
Не к Вам ли я на улице приставала, решив, что Вы - коллега - психолог из фирмы поблизости, а Вы ещё потом пригласили заходить. Ну, вот - я и зашла. В гости.

АРЧИ
Не приставай к людям! Хватит разговоров - пора на работу!

МАРИНА
Отстань!

МЕНЕДЖЕР 1
Может, посмотрите платья? Померите? Вот это Вам очень подходит, лёгкое, хлопковое, летящее.

МАРИНА, кивая головой, подходит к выбранному МЕНЕДЖЕРОМ 1 платью, пробует его на ощупь, гладит. Вздохнула.

МАРИНА
Хорошо быть женщиной! Пойду я! На работу так не хочется, но надо, ДИРЕКТОР из загранкомандировки возвращается. Влетит.

МАРИНА с предосторожностью, глядя по сторонам, вышла из помещения.

10. НАТ. ДОРОГА, ВЕДУЩАЯ К МЕТРО. УТРО

МАРИНА, ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ, АРЧИ

МАРИНА быстрыми шагами идёт по дороге к метро, её неожиданно догоняет и останавливает ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ.

ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ
(радостно)

Привет!

МАРИНА
(удивлённо)

Привет! Ты откуда здесь? Ты же не здесь живёшь? Ты, что на работу из дома пешком ходишь? Вот ты, какой молодец. И я. Но, я только до метро, а с работы - обязательно пешком. Так - полезней.
(пауза)
А ты хорошо выглядишь!

ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

А я вот за мамой смотрю, лежачая она. И, вот, снова развёлся. Уже пять детей и три бывших жены. И ничего ж не держит. Уеду!

МАРИНА
Куда?

ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ
В Европу! В Париж! А ты? Едь и ты! Что тут делать? Нечего! Никакой перспективы! Ничего, что уже не так молод, попробую. Стоит. Не получится - вернуться всегда успею.

МАРИНА
Не. Я не поеду. Там выбора никакого нет - только посудомойкой работать или няней у стариков - детей не доверят. Так я и сломаюсь, себя потеряю и своё "психологическое".

АРЧИ, свесившись с плеча, внимательно слушает.

МАРИНА
Пошли на работу пешком вместе? Опаздывать, так - опаздывать.

МАРИНА и ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ спускаются по лестнице и собираются идти напрямик сквозь старые городские постройки. ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ останавливается и внимательно смотрит на МАРИНУ.

ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ
Подожди? Вот тут стой и подожди.

МАРИНА кивнула головой. ОНА, увидев перед собой двери подземного гаража, сняла рюкзак и уже готова сесть в машину.

11. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ УТРО

МАРИНА, ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ, АРЧИ

Сидя в салоне дорогой машины, МАРИНА внимательно разглядывает пожелтевшую белую кожаную обивку, АРЧИ довольно бегает и прыгает с кресла на кресло. МАРИНА, АРЧИ и ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ едут к центру города. И МАРИНА и ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ молчат, думая каждый о своём. Машина паркуется у здания, где находится офис МАРИНЫ. ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ резко прерывает глубокое молчание.

ЮНОШЕСКАЯ ЛЮБОВЬ
Марин! Скажи! ЭТО закончится?

МАРИНА
(торжественно)
ЭТО точно закончится!

12. НАТ.  МАШИНА - У ОФИСНОГО ЗДАНИЯ. УТРО

МАРИНА, АРЧИ, ДИРЕКТОР - РАФИНИРОВАННЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ - ЖЕНЩИНА В ВОЗРАСТЕ, НО В ХОРОШЕЙ ФОРМЕ, В ОЧКАХ.

Мы видим МАРИНУ, выходящую из салона машины. Она аккуратно закрывает дверь, поворачивается спиной к ЮНОШЕСКОЙ ЛЮБВИ и не оборачиваясь и не прощаясь идёт к зданию. АРЧИ яростно тянет МАРИНУ назад за джинсы, футболку, рюкзак, пытаясь её остановить.

АРЧИ
А соблазнить? Он же готов! Он же хочет! И у тебя - устроенная жизнь. В Европе. В Париже! Ну, давай! Вернись же, дура!

Мы видим, что левая рука МАРИНЫ пытается поймать АРЧИ и придушить его, заставив этим замолчать. Машина уезжает. В этот момент звенит телефон МАРИНЫ.

ДИРЕКТОР
(волнуясь, скороговоркой. Голос за кадром)

Марина, срочно! Нужно подготовить встречу украинского канадца, который стал американцем. Пластмассовый, канечно. Тёртый калач. На хвост сел нобелевскому лауреату по экономике, теперь и на него сыпятся всякие премии и рисёчи. И какие их связывают отношения? Воду найдите. Кофе я принесу. Чашки же фарфоровые есть?

МАРИНА
Нет! Вы же их ещё в прошлом году домой забрали! Есть бумажные стаканчики. Хорошо, едьте, я должна успеть. А воду с прошлого года можно взять?

ДИРЕКТОР
Ни в коем случае! Только свежую!

13. ИНТ. ОФИС МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА. ДЕНЬ

МАРИНА, АРЧИ

МАРИНИН взгляд ограничен овальным конференц столом. За пределами стола - темнота, в которой что-то живёт, шевелится. Мы видим изящные женские руки без украшений, они, перебирают красные и белые салфетки, складывая их одну за другой - веером. Руки собирают веер и ставят его в стаканчик - получаются маленькие фейерверки красно-белого цвета.

МАРИНА
(сонно и устало)

Красный. Белый. Красный. Белый. Красный. Хорошо, что канадский клён не заставила вырезать! Где вода? А, вот она. Раз, два, шесть - хватит! На три человека точно хватит!

АРЧИ
(назидательно, бегая по конференц столу)

Ты ж там ему улыбнись! И директору не перечь! И её заму! А то станешь свой характер показывать - мне за тебя будет неудобно.

МАРИНА кружит вокруг конференц стола. Старается поймать или сбросить АРЧИ.

14. ИНТ. ОФИС МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА - ПОЛ ЧАСА СПУСТЯ. ДЕНЬ

МАРИНА, АРЧИ, ДИРЕКТОР, ЗАМДИРЕКТОРА - ВИДНАЯ ЖЕНЩИНА (60) В ЯРКОМ ПЛАТЬЕ И ЖЁЛТОМ ПАЛАНТИНЕ, КАНАДОУКРАИНЕЦ - НАКАЧЕННЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (30) С ПЛАСТМАССОВЫМИ ЗАСТЫВАЮЩИМИ ДВИЖЕНИЯМИ, В СОСТОЯНИИ ВЕЧНОГО ЛЮБОВАНИЯ СОБОЙ

Теперь МАРИНИН взгляд ограничен окном, заполненным ярким солнечным светом. В нём, в контрастном свете, виден абрис КАНАДОУКРАИНЦА. Он вещает терминами из социальной экономики, легко переходя с украинского на русский, а потом на английский, и так - по кругу. Рядом сидят болванчики - ДИРЕКТОР и ЗАМДИРЕКТОРА. Они на каждую фразу КАНАДОУКРАИНЦА сонно кивают головой и подобострастно записывают. АРЧИ, снова, дёргает МАРИНУ за одежду, пытаясь привести в чувства.

МАРИНА
(про себя)

И это эксперимент международного уровня? Обязательная чёрная футболка и ЧЁРНЫЕ джинсы у актёра? Проверка на лояльность? Гостеприимство? Сравнивать реакции на язык реципиентов до обеда и после? Доверие проверяется готовностью отдать свой телефон? Что за чушь! ЭТО уже закончилось.

15. ИНТ. ОФИС МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА - ПОЛТОРА ЧАСА СПУСТЯ. ДЕНЬ

МАРИНА, ДИРЕКТОР, АРЧИ

Теперь МАРИНИН взгляд ограничен овалами глаз. Рядом с ними, контрастирующе, сгущается живая темнота. В овалах глаз мы видим попеременно: то губы ДИРЕКТОРА, то её глаза за очками. Губы шевелятся. МАРИНА слышит слова ДИРЕКТОРА, словно сквозь прибойную волну - то рядом, то глухо и далеко.

ДИРЕКТОР
(упрямо)

Оставайтесь! Будем у Вас, как у психолога,  консультироваться по бизнес процессам. Поедете на стажировку, какую выберете. Я от Вас ничего не требую - только слушаться и сторожить. То есть, беречь офис.

МАРИНА совсем не слушает ДИРЕКТОРА. Она глазами следит за АРЧИ. Когда АРЧИ, тихонько подобрался и спрятался за полу пиджака ДИРЕКТОРА, МАРИНА громко хлопает по столу. АРЧИ, снова, выскользнул. ДИРЕКТОР вздрагивает, поправляет сдвинувшиеся по носу очки. Хлопок ладонью МАРИНЫ совпал с её словами.

МАРИНА
(яростно)
Хватит! Достаточно! МНЕ достаточно.

Маринины глаза закрылись. Темнота.

16. НАТ. СКВЕР У СЛИЯНИЯ ДВУХ РЕК. ВЕЧЕР

МАРИНА, АРЧИ

Вспышка. Свет красного закатного солнца, отражается на воде. Мы видим место слияния двух рек. Сквер. Памятник Святому апостолу Андрею Первозванному. Вдалеке спиной к памятнику, лицом к воде стоит МАРИНА. Блики света на поверхности воды.

МАРИНА
(спокойно)

Арчи, ты же любишь играть с ключами? Держи. Они – твои. Был бесом сухопутным - стал водяным.

МАРИНА выбрасывает ключи от офиса в воду. Поворачивается спиной к рекам. Идёт к Святому апостолу Андрею Первозванному. Становится под его ладонь и смело смотрит ему в глаза. Улыбается и подмигивает.

17. НАТ.  ВХОД В ПОДЪЕЗД ДЕВЯТИЭТАЖКИ - СКАМЕЙКА У ВХОДА. ВЕЧЕР

МАРИНА, САША, МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК

Мы видим МАРИНУ, идущую по внутридомовой дороге. Она разговаривает по телефону. Она останавливается. Мы видим обувную коробку. МАРИНА открывает коробку.
Там лежат сапоги.

МАРИНА
Слышь, Саш, тут, снова, сапоги. Как и прошлые - хорошего качества, кожаные. Ну, да. Я, Дедом Морозом работаю. Как - не нужны? Взрослеешь!

МАРИНА закрывает коробку. Идёт к подъезду. Возле скамейки останавливается и рассматривает новую находку, продолжая телефонный разговор с САШЕЙ.

МАРИНА
Ой. Смотри. А тут букет цветов лежит и звезда серебряная - шар гелиевый! Как подарок!

МАРИНА опустила руку с телефоном. Другой рукой гладит слегка увядший букет цветов и уже начинающую сдуваться гелиевую серебряно - розовую звезду. Ленточка звезды постепенно развязывается и шар тихо поднимается в небо. Он хорошо виден на фоне темнеющего неба. МАРИНА глазами следит за ним. И, когда, шар оказывается на уровне второго этажа дома, МАРИНА видит в окне МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА, внимательно смотрящего на неё. МАРИНА улыбнулась, опустила вниз глаза и смахнула несуществующую пылинку с правого плеча.

ТИТР:
Конец.