Ещё рабы древнего Рима

Владимир Тунгусов
    Ещё рабы Рима не желая работать, ломали орудия своего труда, делали они это специально, но «втихую», чтобы избежать наказания. Аналогичный случай, пришлось мне наблюдать в конце 70-х годов, на родном мне заводе Измерительной аппаратуры. На этом заводе, я начинал свою деятельность 16-и летним парнишкой, а закончил 33-х летним инженером конструктором, технологического отдела.


    Работа конструктора мне очень нравилась, я очень старался, и многое у меня получалось, особенно это было заметно, когда приходилась разрешать проблемные ситуации производства. Жаль, что вспомнить в настоящее время я смогу только некоторые из них, особенно запомнившиеся своим неожиданным окончанием, которое разрешением-то проблемы назвать нельзя. Одну такую ситуацию можно назвать неразрешённой проблемой со времён древнего Рима, до наших, теперь уже недавно, прошедших дней.


    В комнату технологов, «группы сборки», вошла ведущий технолог нашего отдела, по одному из сборочных цехов завода. Она в словах обрисовала выявленную проблему. В связи с тем, что один рабочий, отправившийся в отпуск, регулярно выполнял одну операцию, сборки элементов ручки приборов. Другие рабочие цеха, эту операцию выполнить просто не могли без брака, причём брак был окончательным и исправлению не подлежал. Измерительную аппаратуру без ручек, было трудно себе представить и особенно перенести.


   Представляете себе, пришлось вызывать из отпуска слесаря сборщика, который справлялся с этой операцией один. После этого «специалист», вообще загордился, стал лишний раз напоминать начальству, о том, что его, без того высокая зарплата, не так уж и высока. Вот так, обнаружилось узкое место в технологии сборки ручки прибора, узкое место породили создатели, такой замечательной конструкции.


   По своему горькому опыту, могу лишь заявить, что создатели почти никогда не задумываются над вопросом: «А как, это можно будет сделать?». Мало того, этих – «горе создателей» этому специально обучают, мне не верилось, до тех пор, пока моя дочь не стала учиться в университете, по специальности, - архитектор. Преподаватели, напрямую объясняли будущим архитекторам: «Не ваше дело, как потом это можно будет создать из стекла, металла и бетона!???».


   Лет так, через тридцать, читая технологическую карту, я спросил у начальника технологического бюро цеха авиационного завода: «Почему так, как написано в технологии, сделать не возможно?». На мой вопрос, был и ответ: «Я встречал людей, которые могли это выполнить». Начальник, конечно, обманывал, в технологии операция значилась как шлифовальная, а вот уже 30 лет её выполняли токари, затрачивая гораздо больше положенного времени. Порочный круг замкнулся, нежелание работать головой, приводит к работе языком, благо язык является частью, всё той же головы.


   Тогда, много лет назад, мне поручили, разрешить проблему со сборкой ручки нового прибора, и правильно сделали. Производственный процесс не должен зависеть от даже очень хорошего специалиста, мой взгляд в корне отличается от взгляда начальника технологического бюро, авиационного завода. То, что произошло дальше, заставило меня о многом задуматься, и даже вспомнить рабов древнего Рима.


   Конструкция ручки нового прибора, предусматривала её фиксирование в двух положениях. Полностью прижатая ручка в своём собственном углублении, и отомкнутая ручка, на 90 градусов к  положению прижатой ручки.  Обеспечивалась  такая работа, наличием двух «лысок» на поверхностях осей, которые позволяли останавливать и фиксировать заданный поворот. Эти две оси запрессовывались с двух сторон каждая, необходимо было только, правильно сориентировать расположение «лысок» при запрессовке.


    Вся беда в том, что сделать это надо было на глазок, да ещё и зеркально, то есть, с каждой стороны не одинаково, а наоборот. Если кто не знает, что такое, - «лыска», объясняю, - это часть цилиндрической поверхности, превращённая в плоскую поверхность, путём механической обработки, или другом способом изготовления. Зачастую механическая обработка, упрощает способ получения плоскости на круглых поверхностях, она не нарушает размеров самих цилиндрических поверхностей, их чистоты и точности, что очень важно, для деталей выполняющих,  даже частичное вращение. Именно так работали оси в ручке прибора.


   На первый взгляд, ничего особенно сложного в этой проблеме нет, поставил как надо и прессуй, но в реальности оказалось не так просто. Человеку, выполняющему эту операцию, надо было обладать особой оперативной памятью, что уже им сделано, а что ещё предстоит ему сделать. Если представить, что такая оперативная память, каждый раз должна оканчиваться в конце операции, после запрессовки двух осей в одну ручку, а на работе с другой ручкой возобновляться снова, забыв про всё. Получится довольно сложная игра с человеческой памятью.


   Необходимо было исключить фактор человеческой оперативной памяти вообще. Звучит страшно, но на самом деле, всё очень просто, достаточно каждый раз сделать невозможным не правильную установку осей, в проектируемом мной приспособлении. То, что одно приспособление должно было служить, для запрессовки двух осей сразу, было понятно с самого начала, тогда и не надо память напрягать.


   Такое решение, кроме исключения брака, увеличивало производительность труда как минимум в два раза. Проектирование приспособление не отняло у меня много времени, оно получилось очень простое. По своему виду приспособление само напоминало чем-то ручку, только толстую и угловатую, мне казалось, что выполненное в металле оно будет ещё, и тяжеловатым. В конце, концов, предназначалось оно для труда мужчины, а легкое приспособление могло быть просто сжатым или раздавленным, даже на небольшом прессе. Нельзя было металл подвергать закалке, так мог лопнуть и повредить руки рабочего.


   Чертежи отдали на изготовление в инструментальный цех, у которого был огромный объём работы, только через несколько месяцев, приспособление было готово к испытанию. Меня пригласили в цех, где я встретился со слесарем, который раньше без брака запрессовывал оси в ручки новых приборов. Молодой мужчина, сразу стал строить козни, то у него пресс не работает, то на прессе что-то установлено, и это что-то нельзя снимать, но всё это оказалось только с его слов.


    После преодоления всех мнимых причин, мы с этим слесарем испытали разработанное мной приспособление. Специалист был очень удивлён эффективности такого нововведения, и предложил мне пойти на лестничную площадку перекурить. Четвёртый этаж производственного корпуса, это немного выше, чем восьмой этаж жилого дома. В основном женский коллектив цеха, был почти некурящим, на площадке чисто и не пыльно.


    Мой новый знакомый слесарь, курил, и разговаривал со мной, не выпуская приспособления из своих рук. Зря мне казалось, что оно ему понравилось, так, что он сроднился с ним. Окончив перекур и разговор словами: «У меня семья, её ещё и кормить надо, а тут появляется умник, который хочет лишить меня зарплаты, ради какого-то призрачного технического прогресса». Со словами: «Прости меня, ты не глупый человек, и должен меня понять», этот специалист, открыл форточку и выбросил приспособление с большой высоты прямо в снег. Это произошло в начале февраля, технический прогресс, был похоронен в глубоком сугробе между заводским корпусом и забором предприятия.


   Не понимая, как я буду объяснять результаты испытания, своему начальству, молча я побрёл на своё рабочее место, вспоминая: то анекдот, про китайца которого не пустили в разведку, потому что у него семья; то про рабов древнего Рима, ломающих свои орудия труда, больше похожие на обыкновенное кайло. «Кайлом», - прозвали, мои друзья, девушку Татьяну, из-за чрезмерной стройности её фигуры. Решил, что ничего я не буду говорить об испытании приспособлении, будто его и не было, наверное, потерялось, это больше всего походило на правду.


    Продвигать технический прогресс, занятие очень не благородное, особенно по отношению к рабочему классу, который в свою очередь является, - авангардом коммунистического движения. Мне стало казаться, что это движение сильно притормаживается, возможно, скоро, совсем остановится, благодаря стараниям своего авангарда.


    Примерно так оно и случилось, буквально через 5 или 10 лет, движение к коммунизму замерло. Можно обвинять предателей – руководящих государством в те времена, или вспоминать деятельность империалистических разведок. Я не могу забыть, полёта моего приспособления с большой высоты прямо в снег, это как-то охладило мой воспалённый разум, желавший всё время облегчить труд своих товарищей, которые в этом не нуждались. Мало того, они были против прогресса, и ничем не отличались от рабов древнего Рима. Необходимо не только совершенствовать технологии, но и изменять отношения к этому усовершенствованию, желательно экономически, а не пустыми призывами и лозунгами.