Последние, школьные, летние каникулы

Ольга Степановна Мокрова 2
 Моя непредсказуемая личность всегда предоставляла мне шанс.
 Могла ли я тогда осознавать что  в логических поступках для решения идей, возникающих вдруг по каким-то только мне понятным сценариям, таится открытие - познания своих способностей.
 Так было для испытания силы воли. Одна из всей группы решилась первой прыгнуть с десятиметровой вышки в бассейне.
Чтобы закрепить свой навык, повторила тут же еще один прыжок, тем самым подала пример остальным.

 В двадцатиградусный мороз голышом нырнуть в сугроб, натираясь снегом, почувствовать отклик радости организма, заставить свое тело выдерживать физические нагрузки, плавать, мчаться на велосипеде без отдыха по десять километров, кроссы и лыжные гонки, спортивные игры.

 Проверять что может еще выдержать мой организм, начала с семи месяцев как родилась и не пошла осторожно, а бегом побежала.

 Наблюдая за своими сверстниками на  разных  жизненных этапах, не перестаю удивляться.
Как с возрастом менялись наши тела и лица, мечты, возможности и планы.

 Какими качествами обладаем в современном мире. Какими знаниями о прошедшей юности можем поделиться.
 Вспомнила свои последние школьные каникулы.

 Закончив девятый класс, от школы выезжали на колхозные поля, пропалывали сорняки с длинных грядок, в рядки посаженных овощных культур.
Возвращаясь к месту временного проживания, в классах местной школы, шли мимо кладбища и только в одном месте на нем видели красивые цветы. Таких не было во всей деревне.
 Пошла на спор, ночью, одна на это кладбище и в доказательство собрала букет из этих цветов.
 Когда шла туда, слышала что кто-то идет рядом, останавливалась и звук шаркающих движений было не слышно, а до кладбища идти два километра. Раза три я останавливалась и поняла,  это же я сама произвожу эти звуки. Когда шагаю, штанина брюк одной ноги касается штанины другой и кажется что ты не один. Следом за тобой кто-то идет. Причина ясна и страха нет.
 Ярко луна светит, звездочки ведут свой хоровод вокруг нее, на темно-синем бархате неба.
 Середина июня, ночи теплые, светлячки высвечивают в траве свои спинки. Кузнечики пиликают на  невидимых скрипочках, цикады им вторят. Слаженным хором с речки доносится кваканье лягушек.
Комары зуммером напоминают о себе, перед тем как прикоснуться хоботком к открытой кожи лица и рук.
 Легкий ветерок пытается меня защитить и унести комаринную стаю подальше в поле. А им к жилью поближе надо, там можно насытиться.
 Запах, сорванных мной цветов, привлек ночных бабочек и они пьют нектар, поочередно взлетая с букета и в реверансах благодарят за доставленное удовольствие.

 Светлана Степанова, моя одноклассница и подруга, вместе за одной партой сидели, знала про мои способности преодолевать трудности и сразу согласилась на мое предложение заработать деньги.

Мы нанялись подсобниками на стройку нового ангара в автохозяйстве.
Там шофером работал мой папа.
 Июль месяц в тот год был жарким, тополиный пух падал снежинками и превращался в сугробы вдоль бордюров на газонах и цветы на клумбах города выглядели подснежниками среди легкого пуха.
 Наша бригада в составе семьи из Армении, в количестве пяти человек и нас, двух бывших девятиклассниц за три недели возвели стены ангара.
Анвар, бригадир строителей, его родной брат Рубен, их дядя Армен и два его сына Степан и Виталий были опытными строителями. Каждый год они выезжали на заработки с апреля до октября, путешествуя по стране, выполняя договора, подписанные Анваром зимой, а дома, в деревни оставались  семьи.
 Строители нас научили класть правильно по отвесу кирпичи, замешивать раствор, словам вира и майна, движениям стропальщика, как держать мастерок в руках и согласованным действиям бригады, где у каждого свои обязанности.

 А вот в августе мы помогали убирать урожай пшеницы. Расквартировали нас, тридцать человек, будующих выпускников школы, у деревенских жителей по шесть человек.
 И работали мы на току, страда в самом разгаре круглые сутки, поэтому бригады были дневные, ночные и подменные. От комбайнов машины привозили на ток пшеницу. Сгружали и подгребали ее деревянными лопатами на транспортер, ведущий к веялкам, потом сортировали. Пыль, словно мука на мельнице, окутывала всех одинаково.  Не спасали платки, завязанные так, что только глаза были видны.
 После смены отмывались в речке.
В будние дни, вечерами пели песни у костра под гитару.
Это те, кто не работал в ночную смену.
 Проникали в душу песни Петра Дубинина из параллельного класса. Читали стихи Асадова, Высоцкого, Гумилева, Ахмадулиной.
 По субботним вечерам, на бортовых машинах, вся молодежь, всех окрестных деревень, с'ьезжалась на центральную усадьбу, где были танцы и кино.
 Две недели были мы в среде хлеборобов.
 Овощи, хлеб с молоком, яйца, масло, мясо нам выписывали в колхозе.
 Готовили сами. Да, взрослыми себя считали. Все умели, или всему быстро учились.
 Вот такими были  последние школьные каникулы у меня.
Да и у многих моих современников в 1968 году.