Летопись на кинопленке

Алексей Фоминых
(опыт краеведческого исследования кинохроники.)
Очень ценным источником информации о прошлом Кировской области являются кадры кинохроники снятые в областном центре и районах области. Подробного исследования этой темы еще не проводилось, поэтому здесь можно ожидать множество интересных и неожиданных открытий. Основатель советского государства Владимир Ильич Ленин (Ульянов) в одном из своих выступлений отметил что «Из всех искусств, для нас главнейшим является кино» - кино стало в СССР мощнейшим инструментом пропаганды и средством консолидации общества. Поэтому в развитие кинопроизводства вкладывались большие средства, и именно в это время начинает в больших количествах сниматься кинохроника. В кадрах кинохроники находят отражение все значимые события государства и регионов.

Наиболее ранняя известная на сегодня киносъемка города Вятки датируется 1919 годом. Это фильм «Гражданская война» 1919 года выпуска, на кадрах из этого фильма можно увидеть улицы Вятки и шеренги красноармейцев. Эпизод называется «Восточный фронт, Вятка».Фильм «Закладка памятника Хартурину в Вятке» 1923 года содержит панорамы по городу из-за реки , что особенно ценно, так как в то время облик города еще сохранял свои первозданные черты и храмы Вятки еще не были разрушены. Фильм «Празднование «1 Мая в Вятке» 1923 года содержит кадры демонстрации и венного парада в Вятке, на праздничном митинге снято выступление Л.Д. Троцкого. Все эти документы по имеющимся сведениям находятся в фондах Российского Государственного архива кинофото документов (г. Красногорск, ул. Речная, д. 1) в настоящий момент они хранятся на кинопленке в фондах архива – их оцифровку нужно заказывать и для этого требуются финансовые средства. Наиболее ранний фрагмент кинохроники сегодня доступный для просмотра появился у нас в городе благодаря кинорежиссеру Марине Валентиновне Дохматской. Работая над кинотрилогией «Тайна беззакония» (2004 г.) Марина Валентиновна использовала кадры из фондов РГАКФД 1923 года из фильма «Открытие памятника Степану Халтурину в Вятке» - на кадрах кинохроники запечатлен митинг у памятника Халтурину, за которым виден Кафедральный Троицкий собор Вятки. Среди выступающих на митинге старший брат Халтурина (это следует из титра) и множество пока не идентифицированных лиц. В 2016 году на монтаже фильма «Первомай» (реж. А.Фоминых) на кадрах этой пленки был обнаружен «микроплан» менее 1 секунды. В объектив камеры попал известный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Кадр удалось замедлить – справа рядом с скульптором Н. И. Шильниковым , автором монумента стоит Иван Аполлонович Чарушин - он проектировал постамент для памятника Халтурину. На сегодня это единственная киносъемка известного вятского зодчего. Почему этот кадр был вырезан из фильма, остается пока загадкой. Могу предположить, что создатели ленты убрали этот эпизод сознательно – Чарушин был известен как автор более 500 проектов православных храмов. При этом камера беспристрастно передает утомленное лицо архитектора, его самую простую одежду – тулуп и валенки. Семья Чарушиных в то время переживала непростые времена.

Большой объем кинохроники содержится в киноархиве телекомпании ГТРК «Вятка» в основном это съемки, сделанные после 1958 года и до 1993 года. Когда видеоформат полностью вытеснил кинопленку в технологии телевидения. Сейчас завершена оцифровка

этих кинодокументов –часть из наиболее интересных и ценных пленок переданы на хранение в Государственный архив Кировской области. Среди тем кинопленок –строительство Октябрьского проспекта, возведение первого капитального моста через Вятку, работа Вятского речного пароходства 1961 год –эта пленка интересна тем, что на ней изображены колесные пароходы «Салтыков-Щедрин», «Фридрих Энгельс», «Вятка» -ходившие еще до революции и принадлежавшие «Товариществу Вятско-Волжского пароходства». Много среди сюжетов кировской кинохроники запечатлено кировских промышленных предприятий и выдающихся земляков от руководителей области до художников, ученых, историков и космонавтов.Этот фонд достаточно подробно каталогизирован, и каждая пленка имеет подробное описание и упоминание персоналий запечатленных на архивных кадрах. Но есть проблема – в 70-е годы часть пленок была отправлена на «переработку» - с пленок смывали эмульсию содержащую серебро и по этой причине многие очерки, упоминаемые в программе телепередач Кировского телевидения еще в 1958-1960 годах, не сохранились. Часто отбор пленки на «переработку» проходил формально и в спешке , поэтому немалое количество кинохроники было утрачено еще в советское время.

В 2017 году мне удалось обнаружить в интернете интересный ресурс «Net-Film» этот сайт предлагает заинтересованным лицам и киностудиям приобрести кадры кинохроники для использования в фильмах и программах. В основном этой услугой пользуются крупные студии и предприятия. Для поиска нужных кадров создан удобный интерфейс –с помощью которого можно найти оцифрованную пленку и даже ее посмотреть. «Демо-версия» пленки снабжена логотипом и качество изображения снижено. Но при этом пленки начиная с 1930-х годов доступны для просмотра со звуком и изображением.

На этом сайте представлен большой объем советских документальных фильмов и киножурналов. Киножурнал это особое явление в советском документальном кинематографе – он предельно идеологизирован, и вместе с тем освещает многие стороны жизни советского государства. Именно в разделе «КИНОЖУРНАЛЫ» было сделано множество интересных находок и открытий касающихся истории Кировской области. (Киножурнал всегда предварял показ художественного фильма и знакомил жителей с новостями и достижениями СССР и Мира). Оказывается, Кировская область всегда находилась в центре внимания центральных киностудий. Наиболее ранние упоминания о нашем регионе мне удалось найти в киножурнале «Железнодорожник» 1937 года. Киноочерк «Командир стальных путей» рассказал о работе железнодорожного диспетчера на линии Киров-Свеча Вячеслава Петровича Лощинина. В начале 1950 – новости из Кировской области часто появлялись в киножурнале «Новости дня. Хроника наших дней» Центральной студии документальных фильмов. Киножурнал "Новости дня" выходил с 1944 по 1992 годы 5 раз в месяц. Темами сюжетов обычно становились события из жизни страны, внутренние и международные общественно-политические события. В разное время авторами выпусков киножурнала были Дзига Вертов, Эсфирь Шуб, Эльдар Рязанов и др. Уникальные кадры кинохроники запечатлели работу Николая Васильевича Рудницкого над выведением нового сорта русской ржи "Вятка" и сортов яблок приспособленных к вятскому северному климату. Съемка проходила на опытных полях Научно-исследовательского института сельского хозяйства Северо-Востока России. «Зональный НИИСХ С-В им. Н.В. Рудницкого". Киножурнал "Новости дня" 1947 года сообщает, что ученый за свои достижения награжден Орденом Ленина, еще эта съемка важна тем, что сохранила для нас редкие кадры деятельности известного ученого -

селекционера , нашего земляка профессора, академика ВАСХНИЛ Николая Васильевича Рудницкого. Киножурнал "Новости дня" 1955 года рассказал о соревнованиях "летающих лыжников" проходивших на Кировском 90-метровом трамплине, построенном в 1951 году. Это первая известная на сегодня съемка этих соревнований , ставших впоследствии традиционными. Победителем стал молодой спортсмен Николай Шамов.А в 1957 году этот же киножурнал рассказал о производстве новой модели мотороллера "Вятка" в городе Вятские Поляны Кировской области.

Изучение содержания киножурналов 1950-1990-х годов позволило определить , какая студия в какие годы освещала события происходившие в Кировской области. С 1950-х в Кировской области чаще всего работали съемочные группы Центральной студии документальных фильмов и Ленинградской студии кинохроники. В Ленинграде монтировали сюжеты для киножурнала «Наш Край» с 1958 года этот киножурнал показывали не только в кинотеатрах , но и в эфире местного телевидения. На кадрах кинохроникеров ленинградской студии оказался запечатлен растущий город Киров - киножурнала "Наш Край" N-7 1959 г. Сохранил для нас кадры с еще одним архитектором, значительно преобразившим наш город, здесь мы видим выступающего перед избирателями главного архитектора города Кирова Никиту Ивановича Козлова. Его выступление в статусе кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР проиллюстрировано видами г. Кирова. В кадре площадь Конституции и площадь Лепсе. Улица Карла Маркса. Ранее эти кадры были недоступны для просмотра , теперь мы видим как рос и развивался областной центр в 50-е годы XX века.

С 1970-х в кировской области работали операторы Свердловской киностудии и сюжеты о городе Кирове стали появляться в киножурнале «Советский Урал». Киножурнал "Советский Урал" 1978 г. N-1 показал и сохранил для истории кадры первого представления в новом Кировском цирке состоявшееся в декабре 1977 года. Первое представление было дано для тех, кто непосредственно помогал своим участием в строительстве цирка. Открыл торжество первый секретарь горкома партии Ю.И. Деревской, а строители из СМУ – 6, «Кировжилстроя» вручили символический ключ от здания и гарантийный паспорт первому директору цирка Александре Федоровне Тереховой.

В начале 1980-х свой корпункт в Кирове открывает Ленинградская, а позже Санкт-Петербургская студия документальных фильмов. Оператором студии в Кирове был Аркадий Леонидович Акатьев, в недавнем прошлом руководитель Кировского областного радио ГТРК «Вятка». Лениградская студия вплоть до 1993 года выпускала киножурнал «Панорама» в выпусках которого немалое место отводилось сюжетам из Кировской области. Многие выпуски «Панорамы» были полностью посвящены нашему региону. Например, в 1990 году киножурнал «Панорама» N12 впервые очень подробно, во всесоюзном масштабе, осветил возрожденный Великорецкий крестный ход. Были и интересные находки - корреспондентам киножурнала "ПАНОРАМА" Ленинградской студии кинохроники удалось в 1983 году разыскать в вятской глубинке героев со знаменитого снимка фотографа Аркадия Васильевича Шишкина "Мечтатели" снятого еще в 1926 году. Всем им выпала непростая судьба и трудная жизнь. Но все испытания они прошли с честью! Один из мальчиков, склонившихся над картой Мира, стал Героем Советского Союза, это Иван Павлович Белопольский, он участвовал в форсировании Днепра, за это получил золотую звезду героя. Григорий Евдокимович Рыбаков награжден

за рекордные урожаи Орденом Трудового Красного Знамени. Другой герой фотографии Евгений Васильевич Журавлев - защитник Брестской крепости.

На сайте «Net-Film» в отдельном разделе «Документальные фильмы» в рамках более поздних произведений удалось найти очень ценные кадры, так или иначе касающиеся истории Вятской губернии. Фрагмент документального фильма «Первая Мировая война» 1967 год. Центральная студия документальных фильмов СССР (ЦСДФ) запечатлел забытый подвиг вятских солдат в годы Первой мировой войны. Надпись на развалинах крепостной стены - " 28 мая 1915 г. Бугачъ взятъ вятскимъ полкомъ". Интересно, что именно тогда зародилась традиция оставлять названия частей-победителей на стенах неприятельских укреплений, эта традиция стала известна на весь мир во время Великой Отечественной войны, благодаря стенам поверженного Рейхстага в мае 1945 года! Исходя из сводок боевых действий, штурмовать Бугач в мае 1915 года мог 102 Вятский пехотный полк, в который на службу призывались жители Вятской губернии.

Март 1919 года, кинопленка сохранила для нас облик крестьян Сарапульского уезда Вятской губернии прибывших в голодающую Москву вместе с эшелоном груженым вятским зерном. С крестьянами встретился В.И. Ленин. На кинохронике запечатлены суровые лица тружеников-крестьян Вятской губернии, наших предков. (Фрагмент документального фильма «Один билет на вечерний поезд» 1984 г. автор и режиссер Кристи Л.)

Тема кинохроники на сегодня очень обширна и малоизученна. Она сохранила для нас атмосферу своего времени с помощью дикторского голоса, выразительных кадров улиц вятских городов и сел, лиц людей. Особенно интересно, что в советские годы большой интерес документалисты проявляли к истории Кировской области и к людям ее исследовавшим. Благодаря этому на кинохронике всесоюзных студий мы имеем возможность увидеть кинопортреты ученого Анатолия Эммаусского, краеведов Василия Пленкова, Евгения Петряева. В кадре всегда на первом плане человек – человек труда, человек дела, именно через портреты людей раскрываются промышленные, научные и культурные достижения Кировской области.

Алексей Фоминых. 29.05.2019.