Размышление о фильме «Мой друг Зигмунд Фрейд» (Австрия, Германия, 2018)
Что есть ИСТОРИЯ как наука, "занимающаяся изучением человека в прошлом"?
Подросток нырнул в реку (времени): безмолвие, неподвижность, серая мутноватая вода, обломки непонятных артефактов, перепутанные длинными водорослями….
И вдруг на илистом дне сверкнул солнечный зайчик! Подросток достал из реки прозрачный осколок старинного стеклянного сосуда. Может, Чаши Грааля?* На нем было что-то написано, прочесть я не успела и немецкого не знаю. Подросток был явно вдохновлен найденным «сокровищем».
Тот же подросток с головой погрузился в большую бочку, наполненную дождевой водой. И достал со дна крупную рыбу. Оказалось даже, не живую, а так – муляж. Мне почему-то подумалось «утку», может, пропагандистскую. Подросток был явно обескуражен уловом.
Какую пользу можно извлечь из ИСТОРИИ как науки, "изучающей всевозможные источники о прошлом, чтобы установить объективность описанных фактов и сделать вывод о причинах событий"? – А это смотря, что вытащишь из реки времени.
Сценарий к фильму написан по мотивам романа Роберта Ситалера «Табачник» (2012).
Действие в фильме «Мой друг Зигмунд Фрейд» происходит в 1938 году, в Вене, накануне оккупации Австрии нацистской Германией, куда переезжает из глухой австрийской деревни подросток Франц (или спасается бегством, ведь дюжий мамин любовник-насильник вовсе не случайно утонул в реке).
Вена – один из крупнейших городов Европы, и тогда имела очень пестрый национальный состав – здесь представлены все национальности Центральной и Восточной Европы. Крупнейшая этническая группа к 1934 году - австрийцы (89%), на втором месте автохтонные меньшинства (венгры, словенцы, хорваты) – 4%, на третьем турки (1,6%). Среди жителей Вены евреи составляли 9,1%. Вот такой огромный «муравейник»!
Жили ли здесь в любви и согласии?
Один факт: австрийский флаг один из самых древних государственных символов в мире – две красные полосы по краям, одна белая – в середине. Символизирует кровь, пролитую за независимость страны (красный цвет) и завоеванную свободу (белый). Кем, где, когда? – вопросы другого исследования.
После государственного переворота 1933 года и февральского восстания 1934 года в стране был установлен режим, известный как австрофашизм, просуществовавший до аншлюса 1938 года (включение Австрии в состав Германии).
Накануне этого события Франц появляется в Вене. Взявший его в подмастерье владелец табачной лавки – автохтонный **австриец. Уже в то время всемирно известный врач-психолог Зигмунд Фрейд – еврей. И 1938 год. Понятно, о чем будет фильм.
Вена стоит на Дунае. Могучая река пересекает Австрию из конца в конец. И вот интересно: какой улов вытащат со дна реки настоящие австрийцы: автор сценария Роберт Ситалер, режиссер Николаус Лейтнер и молодой актер Симон Морце? – Сразу скажу: превосходный!
Все звезды сошлись в нужном месте. Убедитесь сами, не пожалеете. Рейтинг фильма приближается к 7, что вызывает у меня уважение к зрителям и радость за новое немецкое кино.
Однако в фильме по сравнению с романом несколько смещен смысловой акцент. В романе главный герой – табачник, а в фильме – Зигмунд Фрейд. Думаю, почему? Ведь там, где появляются люди Божии, речь пойдет ни больше ни меньше, как о смысле жизни. Нырну-ка я в свои впечатления еще раз.
Продолжение следует
*Потеря Грааля символизирует потерю Золотого Века, рая, изначальной духовности, чистоты и невинности человека. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т.д.
**Автохтонность – (от грес. «сам»+»земля) – принадлежность по происхождению данной территории; автохтонный – местный.