Тайны. Как Федор Литке будущее у кудесника узнал

Кучин Владимир
19-й век для российских мореплавателей был веком географических открытий. Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лазарев и многие другие принесли настоящую славу русскому флоту.

Среди этих других был и Федор Литке – наверняка вы слышали эту фамилию.

В 1821-24 годах молодой командир брига «Новая Земля» (Федор Литке родился 17 сентября 1797 года в Петербурге) совершил несколько плаваний к Новой Земле.

1822 год был для Литке удачен – он подошел к западному берегу Новой Земли и описал его – рисунок из оригинальной книги Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821—1824 годах» я привожу. Литке отобразил на Междушарском острове, который расположен у западного побережья Новой Земли избу – единственное строение, которое он там обнаружил. Это была изба русских промысловиков, которые географических открытий не совершали, но на Новой земле уже давно свой промысел вели.

Однако, я уклонился от темы рассказа. В 1824 году Литке вел изучение северных берегов континента, которые были южнее Новой Земли. Он планировал также изучить остров Вайгач и южную оконечность Новой Земли.

И вот, как Литке прекрасно описывает в своей книге, 28 июля 1824 года он со своими подчиненными на лодке вошел в устье малой речушки Песчанки. Предоставим слово самому Федору Литке:

«Между немногими оставшимися тут Самоедами, был один старик лет шестидесяти, по имени Югубей Таганич, который, как я услышал, умеет предсказывать будущее. Желая посмотреть его искусство, упросил я его загадать мне, дойду ли я с описью на Новую Землю.
Взяв бубны и палку, обтянутую шкурой оленьей лапы, сел он зажмурясь на землю и посадил подле себя двух Самоедов, с которыми вместе стал кричать:  гой, гой, гогой, колотя в тоже время в бубны. Он сзывал этим подвластных себе духов. Когда они собрались, стал он им предлагать на распев разные вопросы, на которые они ему его же устами и на распев же давали ответы. В продолжение сего допроса ассистенты его также что то такое распевали.

По окончании комедии, волшебник объявил мне:

при переезде с острова Вайгач на Новую Землю задержан я буду льдами, из которых освобожусь не ранее как ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ (выделение мое – первое предсказание), но на третью ДОСТИГНУ ДО НОВОЙ ЗЕМЛИ (выделение мое – второе предсказание) , которой, однако же, по причине льдов ОПИСАТЬ НЕ УСПЕЮ, НО ВОЗВРАЩУСЬ ОТТОЛЕ БЛАГОПОЛУЧНО (выделение мое – третье предсказание).

Волшебство сие, которое у них называется: колотить кудес или пензер (от чего и волшебники называются кудесниками) употребляют они при разных случаях…»

Так закончил свой рассказ о кудеснике Федор Литке. Больше он о кудеснике предсказателе не пишет. Пришлось мне поискать в его тексте что то о предсказанном – и я нашел!

Федор Литке пишет:

«Время продолжалось столь ненастное, что я В ТЕЧЕНИИ ДВУХ НЕДЕЛЬ ЕДВА УСПЕЛ ПРОИЗВЕСТИ ВСЕ НУЖНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ (выделение мое)… 30 августа мог  я наконец приступил к описи острова Вайгач…»

Осуществить переправу на Новую Землю с острова Вайгач Федор Литке не сумел, пришлось ему вернуться на материк, и на этом вся его трехлетняя экспедиция БЛАГОПОЛУЧНО (выделение мое) завершилась.

Итак:

Кудесник предсказал Литке три факта:

1. задержка на 2 недели – и это случилось!

2. переправка на Новую Землю –  это Федор Литке сделать не сумел.

3. Новую Землю Литке не опишет, но возвратиться оттоль благополучно – и это произошло – навигация 1824 года была для Литке неудачна с исследовательской точки зрения, но все вернулись на базу, говоря современным языком.

Как к этому относиться? Литке отнесся с иронией, но кудесник его не обманул – предсказал будущее.

А вы как считаете?